Переключиться на мобильную версию

Евгений Нищук: Декоммунизация проходит коммунистическими методами

Министр культуры - о качестве телеконтента, реформировании министерства, декоммунизации, перспективах нашего Евровидения и неосторожных фразах.
Евгений Нищук: Декоммунизация проходит коммунистическими методами

Евгений Нищук, пожалуй, наиболее далекий от кабинетной номенклатуры и бюрократии член Кабинета министров Украины. Актер театра и кино, голос и ведущий обоих Майданов, Нищук никогда не скрывал своих политических взглядов, ориентированных на патриотизм и европейские ценности. В отличие от многих первых лиц украинской оппозиции времен Януковича, Евгений не покинул сцену Майдана в самые опасные и жаркие дни Революции Достоинства - его голос поддерживал и мотивировал людей до последнего. Точнее - до победы, после которой настал черед первого прихода актера Нищука в украинское правительство - с февраля по декабрь 2014-го он занимал пост министра культуры. Затем, после небольшого перерыва "на Кириленко", с апреля 2016-го по сей день Нищук возглавил министерство культуры во второй раз. В интервью ЛІГА.net министр рассказал о своем отношении к методам проведения декоммунизации, поделился планами культурной политики Украины в новом году, рассказал о подготовке к Евровидению-2017 и затронул тему коварства информационных войн.

- Сейчас еще не закончились новогодние праздники. У людей выходные, многие проводят время у телевизора. Оцените качество эфирной сетки украинских телеканалов в эти дни - есть ощущение, что вычеркнутые после декоммунизации советские фильмы заменили весьма низкопробным продуктом. Есть ли влияние министерства культуры на телеконтент, и если да, то в каких масштабах?

- Качество эфирной сетки тревожит уже долгое время. Не то, чтобы тревожит, а вообще лично у меня как у человека вызывает негативные эмоции. В Facebook я, например, получаю в последнее время много сообщений в духе: Сделайте что-то с этим - запрещайте, регулируйте, влияйте на то, что мы смотрим в новогоднюю ночь или праздничные дни. К сожалению, рычагов влияния у Министра культуры на этот процесс практически нет. Но мы работаем над тем, в том числе и при помощи депутатского корпуса и Нацрады по вопросам телевидения - разработать варианты влияния на телеканалы. Или через закон или через определенные санкции со стороны Нацрады.

Ситуация очень деликатная, потому что легко обвинить в цензуре со стороны государства, вмешательстве в редакционную политику. Я неоднократно говорил, что я против цензуры на искусство, но…

- …телевидение это не совсем искусство.

- В том-то и дело, телевидение, во многом, это пропаганда. А в определенной степени цензурировать пропаганду необходимо. У нас есть министерство информационной политики, есть Госкомтелерадио, которые должны разработать сдерживающие механизмы, и мы, как министерство, сможем присоединиться к процессу. К примеру, существует канал "Культура", за который я частично боролся и хочу бороться. Его сейчас перевели в редакцию, а это был хороший телеканал, который много работал, в том числе, и в исследовательской плоскости - делал передачи в разных жанрах про наших прекрасных деятелей искусства. Они и продолжают это делать, но ресурсов не хватает и охват не тот, который хотелось бы.

А так я согласен - у телеканалов есть возможности производить более качественный современный контент на новогоднюю и рождественскую тематику в том числе. Просто удивляет, почему так не делают.

- Может быть, идут по пути наименьшего сопротивления - запустить с утра до вечера "95 квартал" и все.

- Ну, есть еще программа Сергея Притулы "Варьяты". В данном случае это хороший противовес другим в том же формате.

- Вопрос эфирной сетки в этом году интересовал особо, так как именно с этого года активнее заработал процесс декоммунизации. Не знаю, такое ли зло представляли собой советские, в том числе, и новогодние фильмы, что в процессе декоммунизации их почти на 100% заменили другим, не всегда более качественным контентом. Ваше отношение к сегодняшнему процессу декоммунизации в целом - плюсы и минусы.

- В целом процесс декоммунизации позитивен, неизбежен и логичен - через это проходили многие страны. Другое дело, что в некоторых случаях бывают перегибы. То, что исчезают памятники Ленину и другие каменные идолы - это хорошо, но существует большое количество произведений искусства и объектов советского времени, которые стоило бы сохранить. Даже пропагандистского толка. Формат сохранения можно обсуждать - например, выделить для них отдельный музейный комплекс. Сейчас обсуждается возможность сделать подобный на территории киевского ВДНХ.

Качество эфирной сетки тревожит уже долгое время. Телевидение, во многом, это пропаганда. А в определенной степени цензурировать пропаганду необходимо  

- Приведите примеры.

- Как правило, это скульптурные композиции. Есть памятники, созданные известными скульпторами, есть хорошие мозаичные работы на стенах зданий, на остановках и вокзалах - не только в Киеве. Мне жаль, что они зачастую просто сбиваются и закрашиваются. То есть декоммунизация проходит фактически коммунистическими методами. Это история и не обязательно ее уничтожать, ведь можно просто переместить в специально отведенное место. Например, по дороге во Львов на трассе был очень сложный с технической точки зрения и качественный - с точки зрения искусства объект - "Памятник бойцам Первой конной армии", скульпторы которого за него стали Лауреатами Государственной премии им. Т. Г. Шевченко. Он прямо нависал над дорогой, а сейчас там просто металлический скелет, памятник полностью разобран на металлолом, но я считаю, что надо было сохранить.

Читайте также: Декоммунизация или вандализм: кто и как должен сносить памятники

В этом контексте я инициировал присоединение Украины в качестве наблюдателя к соглашению Совета Европы по культурным маршрутам. Один из таких маршрутов называется "Путями тоталитаризма". И как раз страны, которые объединились в этом маршруте - Румыния, Чехия и другие, вместе думают и находят новые способы представление наследия тоталитарного режима. Это касается и зданий, и монументов, и целых городских районов.

Есть перегибы и точки зрения декоммунизации на ТВ. Например, в запретах на кино советского периода. Действительно, в ряде фильмов снимались актеры, которые либо подписывали какие-то коллективные письма антиукраинского характера, либо высказывались публично - словом, как-то засветились не с нашей стороны в украинско-российской войне. Например, есть такие в эпизодах "Иронии судьбы".

Но ведь многие из этих фильмов снимались 30 и более лет назад - актеры выглядели иначе, да и персонажи, если честно, в сознании людей живут отдельной от игравших их актеров жизнью. К тому же, это, мягко говоря, не премьерные показы, и, при нынешнем развитии Интернета, любой желающий без труда скачает все, что угодно. Именно поэтому сейчас мы в процессе создания межведомственной комиссии с СБУ, Нацсоветом по вопросам телевидения и общественным сектором для того, чтобы урегулировать определенные вещи, которые были изначально топорно проработаны. Конечно, мы не должны заигрывать с советской ностальгией - это время к счастью прошло, к тому же - идет война. Но недостаточная деликатность и рубка с плеча может привести к диаметрально противоположным результатам, чем те, которые мы ждем от декоммунизации.

- Любая деятельность и планирование требует финансирования. Расскажите о бюджете министерства культуры на 2017 год: в достаточном ли объеме финансируется культура, или снова по остаточному признаку? Каковы основные статьи расходов и почему?

- Хотел бы отметить увеличение финансирования. Возможно, потому что у коллег из министерства финансов и профильных парламентских комитетов было доверие и лично ко мне. По крайней мере, от тезиса, что культура финансируется по остаточному принципу, нам удается потихоньку уходить.

- В процентном соотношении это насколько больше? Каким был бюджет в прошлом?

- Один из главных пунктов - серьезное увеличение финансирования украинского кинопроизводства (500 миллионов гривень составит бюджетное финансирование Госкино в 2017 году - ред). Уже в прошлом году в прокат вышло много украинских фильмов и один 3D-мультфильм. И это уже не только арт-хаус и фестивальное кино, которое в Украине очень высокого качества и это подтверждают наши многочисленные награды, а и популярный жанр, рассчитанный на широкого кинозрителя. Пока есть ряд вопросов к качеству, но и оно неизбежно будет улучшаться с наращиванием объемов производства.

Отмечу, что планируется серьезно улучшить качество и объем своих телесериалов - это напрямую касается вопроса качества сетки телевизионных эфиров, с которого мы начали разговор. Телеканалы очень зависят от телесериалов. Мы общались с собственниками телеканалов, которые утверждают, что у них свое, а, значит, украинское производство. Хотя по тематике, картинке и актерскому составу оно часто не отличается от российского продукта. Тогда они говорят, что готовы заменить это на чисто украинский продукт, но так как он в первый период вряд ли будет окупаться, телеканалам нужна будет помощь государства.

Возможно, нужно пойти и на это. Кстати, так было, когда бюджет компенсировал кинотеатрам переход на полностью украинский дубляж. Прошло совсем немного времени и все убедились, что украинский перевод и дубляж в разы лучше и качественнее российского. И сегодня такой проблемы просто нет. Так же, уверен, будет и с восприятием украиноязычных сериалов с чисто украинской тематикой. Нужно только начать. Нам сегодня очень не хватает простого ироничного и доброго украинского кино и сериалов - про людей, без лишней патетики. Быть может, сразу достичь высокого качества не удастся, но, повторюсь, качество порождается системностью. На кинопроизводство в 2017 году выделено 500 миллионов гривень - в прошлые годы было не более 200 миллионов.

Также мы планируем улучшить и сделать более системной презентацию Украины за рубежом. К примеру, я говорю об украинском национальном павильоне на Венецианском биеннале, где презентуем современное искусство Украины; о национальном стенде на Франкфуртском международном книжном ярмарке и других всемирно известных площадках.

Отдельно также предусмотрено финансирование Института книги, в задачи которого, среди прочего, будут входить и переводы украинских авторов на иностранные языки и, наоборот, лучших актуальных иностранных произведений - на украинский.

Также немалая часть бюджета запланирована на реставрацию исторических памятников национального наследия - например, ряда объектов Софии Киевской, заканчиваются работы в Андреевской церкви. Это серьезная работа и серьезные расходы - многие исторические здания, замки и дворцы требуют реставрации. Летом 2016 мы создали национальный центр ICCROM в Украине на базе Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, задачей которого является сохранение реставрационных методик и развития реставрационных школ в Украине с учетом передового международного опыта. Сюда же можно отнести и вопросы, связанные с киностудией Довженко, которая пребывает в плачевном техническом состоянии. Хотелось бы дать ей новое дыхание, наполнить ее жизнью, искусством, свежим творческим потенциалом.

- Не секрет, что советская традиция функционирования министерства культуры нуждается в пересмотре и модернизации. Например, отказались ли вы от каких-то статей расходов, которые можно было бы назвать архаичными. Не знаю, что это может быть - сельские клубы, которые просто числятся на балансе, или что-то еще.

- Хочу еще раз пояснить всем, что министерство культуры давно не занимается содержанием объектов в регионах - об этом просто часто спрашивают. Согласно децентрализации они находятся на балансах местных бюджетов. За нами остался ряд театров, которые имеют статус Национальных. Среди них, к примеру, киевские театры Франка и Леси Украинки, театр Заньковецкой, харьковская, одесская и львовская оперы.

Мы также не ивент-агентство, которое организовывает массовые мероприятия в регионах, хотя, действительно, мы можем поддержать хорошие инициативы. Министерство культуры должно определять основы и направления культурной политики, сохранять наследие, но и внедрять современные тренды, способствовать обмену опытом с западными специалистами на благо всей отрасли, для этого проводить конференции, круглые столы, активно звучать в международном контексте, как страна с уникальной культурой - как древней, так и современной и актуальной.

Возвращаясь же к сельским клубам, они хоть и не находятся в нашем хозяйственном подчинении, но они в сфере наших интересов. Эти объекты сейчас недооценены по достоинству, они нуждаются в модернизации и соответствию XXI веку. Об этом я часто говорю в общении с губернаторами, мэрами городов и начальниками управлений культуры. Их разветвленная сеть - клубов, библиотек, домов культуры - может сыграть важнейшую роль в сфере культуры, творческого образования, сохранения традиций различных регионов, привлечения в эти стены, как молодежи, так и людей старшего поколения.

Евровидение принесет Украине прибыль и те 15 миллионов евро гарантированных государством в 2016 году вернутся уже в этом году двойной или тройной прибылью  

В нашем министерстве сейчас активно готовятся стандарты - так называемая "корзинка культурных услуг". Это гарантия равного доступа во всех регионах Украины к источникам творчества и культурного развития. И именно здесь вышеупомянутые локальные культурные институты играют ключевую роль.

- Не наблюдается ли в последние года уменьшение потока частных спонсоров и меценатов в сфере культуры? Все-таки третий год идет война - многие помогают АТО, волонтерским организациям, переселенцам. А у многих просто закончились деньги.

- При всех трудностях нам удалось сохранить интерес частного капитала к участию в культурной сфере. Во многом из-за того, что нам удалось качественно изменить подходы и концепции. Например, те же памятные даты - День Независимости, День Достоинства, День памяти и примирения 8 мая проходят совсем иначе - качественнее, сценарно умнее и креативнее, чем за все предыдущие года. То же самое касается и других инициатив в сфере культуры - люди, понимая свою ответственность, по собственному желанию и по мере возможностей помогают их воплощать в жизнь.

Одним из наших шагов, которые помогут сделать это сотрудничество эффективнее, стала разработка с коллегами в составе экспертов и специалистов в сфере культуры, представителей Минкульта, Кабинета Министров Украины, Администрации президента Украины - Закона про Украинский культурный фонд. Он прошел многочисленные обсуждения на разных уровнях и был одобрен на заседании Совета Реформ при президенте Украины. Мы, как участники процессов стремимся к систематизации работы, переосмысления механизмов взаимодействия государственного и негосударственного секторов. Создание такого фонда будет сопутствовать модернизации и поддержке украинского искусства, соответствующих условий для развития интеллектуального и духовного потенциалу личности и государства, обеспечении широкого доступа к культурному наследию, поддержку культурного разнообразия и интеграции украинской культуры в мировой культурный контекст. К этому процессу мы планируем привлекать высококачественных специалистов, которые тесно взаимодействуют с культурным обществом и являются независимыми в принятии решений. Буквально на днях этот Законопроект будут рассматривать в Верховной Раде и мы очень надеемся на его поддержку депутатским корпусом.

- Евровидение-2017 пройдет в Киеве. Понимаю, что это сфера ответственности Национальной телерадиокомпании, но все же вы как министр культуры участвуете в процессе подготовки. Коротко: успеваем?

- Сразу после победы Джамалы в Стокгольме я понял, что не могу не принять активного участия в этом процессе. Конечно, техническое и организационное обеспечение конкурса лежит на НТКУ как стороне контракта с EBU, но я прекрасно осознавал, что без политической и культурологической поддержки провести Евровидение будет намного сложнее. Это был непростой, но интересный этап. И я благодарен премьер-министру за доверии ко мне и моей работе. Это касается и подготовки правительственных решений, которые мы должны были принять, и иногда очень сложные переговоры со швейцарской стороной, и многое другое. И ни разу мы не сталкивались с угрозами срыва проведения конкурса. Нам удалось, и это был беспрецендентный случай, провести открытый конкурс среди городов-претендентов. Каждый из участников смог показать себя, свой потенциал и свои перспективы. Как заместитель главы оргкомитета я посетил те города-финалисты, которые претендовали на проведение конкурса у себя - Киев, Одессу, Днепр. Я в этом процессе с самого начала - и в рабочие и выходные дни, и я абсолютно уверен, - все под контролем и Евровидение в Украине пройдет. Причем на самом высоком уровне. Уверен, конкурс принесет Украине прибыль и те 15 миллионов евро гарантированных государством в 2016 году вернутся уже в этом году двойной или тройной прибылью.

- Зураб Аласания, уходя с поста директора Нацтелерадиокомпании говорил, что требование провести Евровидение без достаточного финансирования стало одной из причин расставания.

- Я не могу комментировать слова Зураба - у него были свои причины.

- Многие говорят об имиджевом значении конкурса. А каково ваше личное отношение к Евровидению? Не кажется ли оно вам переоцененным, как в финансовом, так и в культурном смысле?

- Любая победа украинца - это победа всей Украины. Евровидение - это еще одно окно возможностей показать в прямом эфире какими мы есть на самом деле, а не такими, какими нас пытаются показать пропагандистские СМИ. Это возможность чтобы в мире стало больше правдивой информации о современной Украине. Конкурс раскручен, он имеет прекрасную телевизионную сетку трансляций по всему миру, и это нужно использовать. Все должны увидеть, что мы можем принять международный конкурс на высочайшем уровне, что нам есть что показать.

Сейчас проходит процесс утверждения основных локаций конкурсе - помимо концертного зала нужно обеспечить красную дорожку на открытии, европейский городок со штабами каждой страны-участницы и еще многое другое. Предварительно могу сказать, что, возможно, красная дорожка будет возле Мариинского дворца. Уверен, что задействуем локацию Мыстецького Арсенала. Также центр города, Контрактовую площадь и все, чем можно гордиться.

- Давайте о том, чем гордиться точно нельзя. Украина часто уступает в информационной войне против России и пророссийских сил. Я понимаю, что есть министерство информации, есть спецслужбы, но тема в общем, мировоззренческая, гуманитарная. Вы как министр культуры, в чем видите слабые места и каков ваш рецепт действий Украины в информационной войне. Особенно интересно от вас услышать, потому что недавняя история с вашим высказыванием о "генетике" была мастерски взята на вооружение и отработана, в том числе, и Кремлем.

- Очевидно, что ресурс, который использует РФ настолько мощный, что противостоять теми же средствами и с той же интенсивностью нам очень трудно. Говоря о ресурсе, я имею ввиду не только российские информационные площадки и их симпатизантов среди украинских СМИ, но также площадки западные - в свое лобби на Западе Кремль вкладывает большие деньги.

Нам нужно действовать иначе - стоило бы прививать своей стране и своему обществу инъекцию понимания того, где тобой манипулируют. К слову сказать, наше молодое поколение, возможно благодаря здоровому цинизму и опыту общения в соцсетях, менее подвержено действию пропаганды и манипуляциям, чем те, кто постарше. Молодежь критичнее воспринимает информацию, лучше разбираются - где фэйк и заведомо извращенная трактовка, а где чистая подача информации. С каждым днем таких людей становится все больше.

Если говорить о том, что должно делать государство, то, конечно же, необходимо продолжать политику информационного контакта с жителями приграничных регионов - оккупированных Донбасса и Крыма. Министерство информации сейчас занято установкой вышек и ретрансляторов для того, чтобы передавать наш сигнал.

- Не всегда эффективно и не везде качественно, как говорят местные жители того же Донбасса.

- Не везде одинаково, да. Но еще и наши СМИ, к сожалению, порой предпочитают передать все в более темных тонах. Чем есть на самом деле. Недавно в беседе Блаженнейший (глава УГКЦ Святослав - ред.) полушутя говорил, что стоило бы придумать молитву еще и за наших журналистов. Когда я поинтересовался, почему, он сказал: "Смотрите - 1 января. Люди только проснулись, у них праздник, есть желание отбросить негатив. А главные новости в СМИ - чья-то смерть, теракты и криминал". Я не говорю, что нужно что-то скрывать. Но вы сами начали с вопроса о телеконтенте на праздники - в начале года каждый живет новой надеждой, каждый человек испытывает теплые чувства, позитив, и это заряжает на весь год.

- Какие выводы для себя вы сделали после скандальной истории с "генетикой"?

- Конечно, я об этом много думал и очень переживал. Я впервые на себе ощутил, как случайная или не очень точно сформулированная фраза может нанести удар по тебе же самому и по тому делу, которым ты занят. Я искренне извинился за то, что позволил неверно трактовать свои слова.

Может быть, я неопытный политик и не привык круглосуточно быть готовым к тому, что мои слова могут неправильно понять или сознательно исказить. На Майдане мне было легче, чем сейчас. К такой широкомасштабной, агрессивной, хорошо проработанной медийной атаке я оказался не готов. Ведь мне приписывали то, что меня просто шокировало - по своей природе я человек искусства и все знают, что я исполнен уважения ко всем людям, никогда никого не делил.

К такой широкомасштабной, агрессивной, хорошо проработанной медийной атаке я оказался не готов. Ведь мне приписывали то, что меня просто шокировало 

- Кстати, то, что вас начали защищать правые или даже ультраправые, наверняка, тоже не сыграло на руку - вы явно не из их "тусовки".

- Я очень далек от всего этого. Все знают, что как министр я делаю все для предоставления возможности каждому реализовать свои проекты. Это касается представителей разных национальностей, вероисповедания и политических взглядов. Более того, я считаю, что в прошлые годы часть территорий нашей страны, их жители были искусственно ущемлены в таких правах на реализацию, и об этом на самом деле были мои слова в том, ставшим скандальным, эфире.

Хочу рассказать, что после этого я через Facebook связался с представителями некоторых общественных организаций востока Украины, которые, скажем так, "бомбили" меня из-за этой темы. Я встретился с ними непублично - без помощников и без охраны, и мы нашли общий язык. Они признали, что с самого начала чувствовали несоответствие тому, что знали обо мне с той картинкой, которую рисовали отдельные СМИ в Украине и России после неудачной фразы. Более того, сейчас мы с ними активно сотрудничаем в плане перформансов и поддержки различных программ на востоке Украины

- Можете сказать, с кем встречались?

- Без их согласия не хотел бы этого делать. В общем же я сделал для себя выводы с того эфира, пообещал себе тщательнее подбирать слова, а некоторые слова вообще не употреблять.

- Это ваш второй срок на посту министра культуры с перерывом на Вячеслава Кириленко в этой должности. Расскажите, кто конкретно лоббировал вашу кандидатуру при формировании Кабмина Гройсмана?

- Вы знаете, я не был в парламенте, потому отвести меня к чьей-то "квоте" нельзя. Меня в целом поддержала коалиция, и по этому вопросу не было ни споров, ни, как принято говорить "торгов" во время определения состава Кабмина. В большой мере меня также, насколько мне известно, рекомендовала политикам экспертная среда деятелей культуры. В любом случае, сегодня я несу такую же ответственность в своей сфере за работу нынешней власти, как и любой из министров.

В Министерстве культуры сейчас сильная команда, которой я очень горжусь. Многие знают, с какими боями я выбивал возвращение в министерство, например, Светланы Фоменко - моей первой заместительницы. Именно благодаря самоотверженной работе которой, в конце прошлого года мы принесли Украине важнейшую победу в деле скифского золота. Скоро появится еще один новый заместитель, который эффективно работает с медиа. Для меня также важна совместная работа и с Олесей Островской, хоть она уже работает в Мыстецком Арсенале. О многих креативных людях можно говорить.

Мы открыты к работе с теми политическими силами, у которых есть хорошие инициативы. Мы в диалоге с профильным комитетом парламента, чувствуем их поддержку и понимание.

- Оппозиционный блок проявляет инициативу.

- Не помню таких. Это не значит, что министерство культуры отказывается от диалога - они сами к нам не идут. Я вообще считаю, что в сфере культуры политический торг не уместен, я, как глава сферы культуры готов поддержать все культурные инициативы, направленные на благо украинского народа и всей отрасли.

Комментариев (7)
Отсортировать по дате Вниз
Netrunner    24.12.2017, 22:22
Оценка:  +5
Netrunner
elena1975    19.01.2017, 19:11
Оценка:  +4
elena1975
Генный инженер нарисовался.
Zemlyachka3    19.01.2017, 13:28
Оценка:  +10
Zemlyachka3
Я ТВ вообще перестала смотреть, смотреть нечего, бесконечные талант шоу, уже на детей переключились, глупый юмор, мамахохотала или по СТБ пока все дома или тупая пропаганда по ICTV, жесть. Интер иногда разбавляет. Так новости иногда посмотреть и все. Все передачи передраные с западного формата.
Zemlyachka3    19.01.2017, 13:28
Оценка:  +8
Zemlyachka3
одна тупость, своего ничего нет.
yfntdfv    19.01.2017, 13:28
Оценка:  +6
yfntdfv
Какой министр,такая и культура.
ИИИИИИИИИИ    19.01.2017, 13:27
Оценка:  -14
ИИИИИИИИИИ
а меня бесит зеленский по всем каналам, из утюга уже вылазит. я хочу, чтобы у меня была свобода выбора - что смотреть. и ирония судьбы мне намного интереснее в канун НГ, чем притулы, кварталы и тетка в кокошнике
Zemlyachka3    19.01.2017, 13:27
Оценка:  +10
Zemlyachka3
Борительхренов
Реклама
Реклама
Реклама
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее здесь