Корреспондент: Старец и Сталин. Как монах Киево-Печерской лавры мог изменить ход истории – архив

Монах Киево-Печерской лавры с грузинскими корнями мог бы изменить ход истории ХХ века, если бы ему удалось убедить своего воспитанника Иосифа Джугашвили стать не революционером, а священником, - пишет Дмитрий Громов в № 45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года.

Корреспондент: Старец и Сталин. Как монах Киево-Печерской лавры мог изменить ход истории – архив
ГАСПИ

У стен ближних пещер Киево-Печерской лавры лежитнадгробная плита с надписью: Схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 1867-1942. Мимонее каждый день проходят сотни и тысячи паломников со всего мира, но мало ктоостанавливается. А ведь здесь покоится человек, который мог бы, в прямомсмысле, изменить ход истории.

Именно он являлся наставником Иосифа Джугашвили вконце 1890-х, когда будущий советский диктатор Иосиф Сталин был учеником в духовнойсеминарии. У Абашидзе были хорошие отношения с юным отцом народов, и он вполнемог убедить своего ученика стать не революционером, а священником.

У Абашидзе были хорошие отношения с юным отцом народов, и он вполнемог убедить своего ученика стать не революционером, а священником.

Но чуда не произошло - сын грузинского сапожника, Сталинотбросил законы Божьи и с головой окунулся в марксизм, который привел его квершинам власти - в московский Кремль. А выходец из грузинского старинного дворянскогорода, урожденный Давид Абашидзе (в православии - отец Димитрий), в конце концовоказался в Киеве, принял в лавре самую суровую форму монашества, схиму, и сталназываться Антонием.

Пути наставника и ученика больше никогда напрямую не пересекались. Но отецДимитрий неоднократно писал Сталину, и пару раз отец народов, как предполагаютэксперты, спасал своего бывшего учителя от расстрела.

Даже после смерти священник и бывший семинарист продолжили "идти" разнымидорогами. Джугашвили-Сталин шагнул в вечность как один из самых кровавыхтиранов за всю историю человечества, а его наставник почти через 60 лет послесвоей смерти был канонизирован как святой Украинской православной церкви.

"Отец Димитрий состоялся и как человек, и как священник в Киево-Печерскойлавре", - считает протодиакон Василий Марущак, автор книги Архиепископ Димитрий Абашидзе.

Упущенная душа

Реальная история взаимоотношений Абашидзе и Джугашвили похожа на задумкуталантливого сценариста - они как будто специально все время двигались впротивоположных направлениях. Сталин, происходивший из бедной грузинской семьи,вознесся на вершину социальной лестницы, тогда как Абашидзе всю свою жизнь шел поиерархии сверху вниз, в конце концов отказавшись от всех земных благ.

А ведь семья будущего схимника Антония водила знакомства с российскимимператором и ждала, что их отпрыск станет блестящим придворным. Юный князьАбашидзе получил аристократическое воспитание, прекрасно фехтовал, ездил верхоми танцевал, а в 1891 году с отличием окончил юрфак Новороссийскогоуниверситета.

Сталин, происходивший из бедной грузинской семьи,вознесся на вершину социальной лестницы, тогда как Абашидзе всю свою жизнь шел поиерархии сверху вниз, в конце концов отказавшись от всех земных благ.

Родители надеялись, что Давид добьется высокой должности в министерствеюстиции Российской империи. Однако неожиданно для родных Абашидзе свернул смирского пути на духовный, отправился в Киев и принял монашество вКиево-Печерской лавре. Так он стал Димитрием в честь святителя ДимитрияРостовского.

"Благодать извлекла меня из бездны греха, очистила, освятила, научилаистинам веры и благочестия, привела меня ко гробу преподобного Антония [основателя Лавры]", - писал князь,ставший священником, объясняя мотивы своего решения.

В 1896 году молодой инок окончил Киевскую духовную академию, и егоотправили в родной Тифлис - так тогда назывался Тбилиси - преподавать Священноеписание в местную семинарию.

Как раз тогда, с 1894 по 1899 год, здесь грыз гранит христианской наукиДжугашвили. До этого он успел поучиться в духовном училище в своем родном Гори,а в семинарию его определила мать Екатерина Джугашвили, очень любившая сына истремившаяся дать ему образование.

Поначалу наставники считали Джугашвили очень прилежным: онстарательно изучал Библию, писал стихотворения на религиозные темы. Да и похарактеру будущий диктатор был скромен и стыдлив.

"Я не уверен, что учеба в Горийском духовном училище и Тифлисской духовнойсеминарии была потребностью его души - он просто хотел учиться, - рассказываети мотивах Джугашвили-семинариста Вахтанг Гурули, грузинский ученый, доктористорических наук. - В Гори другого училища не было. В Тифлисе тоже вузов небыло. Семинария была самым престижным учебным заведением. Однако он [Сталин] и не думал, что когда-то станетсвященником".

Тем не менее поначалу наставники считали Джугашвили очень прилежным: онстарательно изучал Библию, писал стихотворения на религиозные темы. Да и похарактеру будущий диктатор был скромен и стыдлив.

По предположению современных исследователей жизни Абашидзе, отец Димитрий хорошоотносился к юноше, а Джугашвили в ответ считал преподавателя своим духовнымнаставником.

Однако стоило Абашидзе на год оставить своего подопечного без присмотра - егоотправляли инспектировать соседнюю Кутаисскую духовную семинарию, - какДжугашвили кардинально изменился. Ученик стал мрачным, замкнутым и -одновременно - циничным и дерзким.

Впрочем, эпидемия под названием "марксизм" заразила не одного его. К концувека в семинарии целая группа воспитанников увлеклась революционными идеями,ходила в марксистские кружки и приносила в свою альма-матер нежелательную сточки зрения церкви литературу - не только труды Карла Маркса и ФридрихаЭнгельса, но и, к примеру, романы Виктора Гюго.

Отец Димитрий хорошоотносился к юноше, а Джугашвили в ответ считал преподавателя своим духовнымнаставником

Под влиянием этих идей Джугашвили перестал видеть в Абашидзе учителя. Болеетого, стал дерзить. "Как-то отец Димитрий заметил, что Джугашвили смотрит какбы сквозь него, — описывает один из эпизодов их общения историк ИгорьКурляндский, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, всвоей книге Сталин, власть, религия. - "Как, ты меня не видишь?" [спросилАбашидзе]. Сосо [семинарская кличкаСталина] с насмешкой протер глаза, посмотрел на него и ответил: "Как же,вижу какое-то черное пятно".

А когда отец Димитрий обнаружил у своего подопечного запрещенные книги,Сталин рискнул вырвать их из рук наставника и бежал.

Все эти истории привели к логическому концу - Джугашвили исключили изсеминарии. И даже после этого бывший князь надеялся, что его ученик вернется влоно церкви, однако бывший семинарист навсегда ушел служить делу Маркса иЛенина.

Воин Христов

Следующая встреча наставника и его ветреного ученика была заочной, исостоялась она почти через 20 лет. В разгар Гражданской войны, в 1920 году,отец Димитрий, который тогда был главой Таврической епархии в Крыму, написалписьмо бывшему семинаристу.

Тот занимал высокий военный пост - был представителем Совнаркома вкомандовании красного Юго-Западного фронта, развернутого против войск белогвардейскоговождя барона Врангеля, базой которого был Крымский полуостров.

Абашидзе смиренно просил Сталина освободить брошенных в тюрьмы священникови тот, по утверждению ряда исследователей, откликнулся на просьбу.

Абашидзе смиренно просил Сталина освободить брошенных в тюрьмы священникови тот, по утверждению ряда исследователей, откликнулся на просьбу

В конце того же года, когда большевики разбили барона, почти все духовенствоКрыма и юга России эмигрировало вместе с белой гвардией и частью русскойаристократии. Но отец Димитрий остался, хотя уплывавший за границу изНовороссийска глава Временного высшего церковного управления митрополит Антоний (Храповицкий) назвал такое решениесамоубийством.

Абашидзе всегда отличался бесстрашием. К примеру, в начале Первой мировойвойны, уже будучи главой Таврической епархии, он на время оставил кафедру ипоступил простым корабельным священником на броненосец Святой Пантелеймон. Скомандой судна он участвовал во всех военных походах Черноморского флота.

Поэтому когда Красная армия полностью захватила Крым, Абашидзе и не пыталсяскрыться. Его тут же арестовали и приговорили к расстрелу за контрреволюционнуюдеятельность и содействие врагам советской власти.

Отец Димитрий избежал смерти - его наказали тюремным заключением, и этодает историкам повод считать, что и здесь проявилось участие Сталина. Тем болеечто скоро священник вышел на свободу.

Но советская власть не забыла "белого попа". Отца Димитрия арестовывали ещемножество раз, в том числе и тогда, когда он перебрался в Киев, где в 1926 годув лавре принял схиму и стал Антонием.

Отец Димитрий избежал смерти - его наказали тюремным заключением, и этодает историкам повод считать, что и здесь проявилось участие Сталина

Последний раз Димитрий-Антоний попал в руки властей в 1940 году по доносунекоего гражданина Орлова. Этот человек помнил священника еще по крымскимсобытиям и, случайно встретив Абашидзе в Киеве, сдал его НКВД. И даже написалоб этом своем "подвиге" Лазарю Кагановичу, тогда - наркому путей сообщения. Кписьму Орлов приложил фотографию монаха и написал на ее обороте: "На этойфотокарточке изображен тот негодяй, который уволил Великого Сталина изТифлисской духовной семинарии".

Но и на этот раз бывшего наставника Джугашвили отпустили. Тогда,предполагает российский историк Курляндский, Сталин вполне мог в своей грубойманере дать отмашку подчиненным не мучить старика. "Сказал, мол, не надотрогать этого старого пердуна", - говорит ученый.

После этого несостоявшийся духовник вождя народов поселился в лавре, вдомике смотрителя ближних пещер, и до самой своей смерти в конце 1942 годапроводил богослужения. В этом ему не помешали ни война, ни оккупация.

У историков нет никаких документальных подтверждений того, что Сталинпринимал какое-либо участие в судьбе Абашидзе. Но история священника слишкомнеобычна для того времени, когда тысячи его братьев во Христе были расстреляныили попали в советские лагеря только за то, что не отказались от веры. Этанеобычность и заставляет экспертов предполагать, что Джугашвили не забыл своегоучителя.

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK