Корреспондент: Украинские армяне. Кто они?

Корреспондент начинает цикл материалов о национальных меньшинствах Украины. В этот раз мы рассказываем об армянах — одном из самых сплоченных народов нашей страны.
Корреспондент: Украинские армяне. Кто они?
Reuters

Самвел Манукян живет в Украине уже восемь лет: он приехал сюда в гости к друзьям, но в итоге остался. Через год случилась беда — его маленький сын серьезно травмировал глаз. На несколько операций и дальнейшее лечение понадобилось  $ 15 тыс. У Матуряна, который занимается ремонтом обуви в Алчевске, что на востоке Украины, не было и десятой части этих денег. Тем не менее сумму собрать удалось — семья мальчика до сих пор благодарит за помощь армянскую диаспору Луганской области.

Этот случай — наглядная иллюстрация армянской сплоченности. “Армяне всегда поддерживают друг друга, — рассказывает Корреспонденту глава Армянской диаспоры Алчевска Андраник Ар- зуманян. Если деньгами не можем помочь, значит поможем советом, накормим, напоим”.

В городе со стотысячным населением живут около 1 тыс. армян, официально в общине состоят 130 семей. “Армянские общины есть в каждом областном центре, — объясняет Арзуманян. Мы тоже раньше собирались в Луганске, но в 2004 году решили открыть свою. Все как положено: устав, членские взносы”.

Вкусный бизнес

По данным последней переписи населения Украины, 2001 года, в стране проживают около 100 тыс. армян. Они — одна из немногих наций в мире, представителей которых за границей живет больше, чем в стране происхождения: более 14 млн человек по всему миру и лишь 3,3 млн — в самой Армении.

Впервые армяне появились в Киевской Руси в начале XI века. Исторически крупнейшие армянские колонии сформировались на Подолье, в Галичине и Крыму.  С момента распада СССР армянское население в Украине выросло в 2,5 раза. Нагорный Карабах, чеченская война, грузинско-абхазский конфликт — армяне вынуждены были бежать с Кавказа целыми семьями.

Если деньгами не можем помочь, значит поможем советом, накормим, напоим.

Сегодня больше всего армян живут в Донецкой области — почти 16 тыс. человек. Много их также на Харьковщине и Днепропетровщине. “На востоке проще устроиться на работу. Тут есть промышленность, и если у тебя хорошие руки и мозги, то точно не останешься без копейки”, — объясняет Корреспонденту любовь армян к Донбассу житель Луганской области Акоп Акопян. Он приехал в Украину в 1980-х, отучился в местном горно-металлургическом институте, проработал какое-то время заместителем декана строительного факультета. Сейчас Акопян сменил специальность — открыл ресторан украинской и армянской кухни. Кстати, если армяне и говорят о национальном бизнесе, то прежде всего вспоминают именно о ресторанном, даже если речь идет о шашлычной за углом.

Один из самых известных украинских рестораторов армянского происхождения — львовянин Вардкес Арзуманян. В его группу Restaron входят заведения Тарон, Кентавр и Mons Pius: Пиво и мясо. В среде рестораторов Вардкес — узнаваемая личность: он восстанавливает традиционные рецепты блюд львовских армян по старинным польским архивам.  А еще — коллекционирует ресторанные меню: в его коллекции есть даже меню пассажира третьего класса Титаника.

Впрочем, украинские армяне реализуют себя в разных сферах. Самый богатый из них, Олег Мкртчян, — гендиректор металлургической корпорации Индустриальный союз Донбасса. В 2013 году с состоянием $ 663 млн он занял 17-ю строчку в рейтинге самых богатых украинцев по версии Корреспондента.

По данным последней переписи населения Украины, 2001 года, в стране проживают около 100 тыс. армян.

Нвер Мхитарян возглавляет киевскую строительную корпорацию Познякижилстрой, Александр Давтян, совладелец инвестиционной группы DAD, занимается строительным и отельным бизнесом в Харькове. Еще один харьковчанин, Арсен Аваков, был совладельцем банка Базис, ликвидацию которого Нацбанк начал в 2012 году.

В Украине действует Клуб  армянских предпринимателей, созданный в 2011-м.  Раз в месяц он проводит семинары и тренинги,  цель которых — передать соплеменникам опыт построения успешного бизнеса в Украине. Существуют в клубе и социальные проекты, в первую очередь — обучают армянскому языку.

Духовное строительство

До недавнего времени у украинских армян не было единой организации. Сегодня все действующие в стране общины объединяет Союз армян Украины, главой которого является народный депутат  Вилен Шатворян. Развитие диаспоры, сохранение языка и культурных традиций — главные задачи союза, говорит Шатворян. Приоритет — строительство церквей. Уже началось возведение армянского храма в Донецке. “Это будет не просто церковь, а культурный центр. Армянские дети смогут изучать здесь родной язык и посещать различные секции — от спортивных до музыкальных”, — рассказывает Корреспонденту Шатворян.

Если армяне и говорят о национальном бизнесе, то прежде всего вспоминают именно о ресторанном, даже если речь идет о шашлычной за углом.

Аналогичный  культурный комплекс появится на въезде в столицу со стороны Борисполя. “Это будет кафедральный собор и духовный религиозный центр для всей украинской епархии”, — отмечает архиепископ украинской епархии Армянской апостольской церкви Григорис Буниатян. Возводить храм планируют из традиционного для армян материала — вулканического туфа, который специально привезут из Армении. Собор разместится на площади 1 га, а по завершении его строительства сюда доставят 16 хачкаров — каменных стел с вырезанными крестами. Для армян хачкары имеют такое же значение, как иконы.

Важное дело — реставрация Армянского собора во Львове: храму 650 лет, и его не ремонтировали уже более полувека. “Прежде чем реставрировать настенные росписи, следовало отремонтировать помещение храма, кровлю, чтобы создать надлежащий температурный режим”, — поясняет Арзуманян, с 2006 года возглавляющий совместный с поляками проект реставрации  храма. Почти во всех крупных городах Украины есть армянские воскресные школы. Иногда они открываются и в небольших городах — например, почти год такая школа работала в Алчевске. “Ходили не только дети, но и взрослые. Учились писать, читать по-армянски”, — говорит Месроп Кюлян, зампредседателя Армянской диаспоры Алчевска.

Приоритет — строительство церквей. Уже началось возведение армянского храма в Донецке.

Сейчас школа временно не работает: из города уехала учительница. Но все остальное для обучения есть — и программа, и специальная литература для русскоязычных армян. Явного лидера у украинских армян нет: Шатворян еще довольно молод и мало узнаваем. “Поэтому каждый регион варится в своей каше”, — признается Акопян. Сильные и сплоченные, несмотря на свою немногочисленность, общины действуют на западе Украины. А в Крыму — самая богатая диаспора, по крайней мере так принято считать среди самих армян.

Все за одного

Чего не отнять у этой нации, так это умения держаться вместе. “Мы поддерживаем связи со всеми общинами, с настоятелем львовской церкви, общаемся даже с армянами в Ливане, — перечисляет Арзуманян. — Знаем и тех, кто занимается в Украине политикой”. Сегодня в Верховной Раде заседают три депутата армянского происхождения: регионалы Шатворян и Мхитарян, а также оппозиционер Аваков. Депутатами прежних созывов были Генрих Алтунян, Валерий Акопян, Валерий Петросов, Юрик Мкртчян, Сергей Кироянц и Николай Будагьянц. Представители общины уверены, что к каждому из них они могут обратиться за помощью. И, что немаловажно, ее получить. “У нас, кавказцев, всегда так. Если мы даже со стороны узнаем, что кто-то попал в беду, то мы не ждем, пока он попросит о помощи”, — заверяет Арзуманян.

Сегодня в Верховной Раде заседают три депутата армянского происхождения.

Но существует и другая сторона медали. Многие армяне как раз и вспоминают о соотечественниках и об общине, когда попадают в беду, сетует Акопян. “Есть определенный круг людей, которые пытаются что-то сделать, сдвинуть с места. Но есть и те, кому абсолютно все равно, — говорит он. — Да, жизнь сейчас тяжелая, но можно все же выделить время на общее дело”. Общее дело в понимании армян — это сохранение родной культуры. Уезжая из Армении, они везут с собой традиции. Те же свадебные обряды передаются из поколения в поколение. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают “крестные” — это самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты. Поднесение даров — отдельный свадебный обряд: гости дарят молодоженам в основном драгоценности и дорогие ткани. А вот невест перед свадьбой больше не похищают — если и бывают случаи, то как дань традиции и с согласия невесты и ее родителей.

В Украине проводится несколько армянских фестивалей. Так, на праздник Вардавар (аналог Ивана Купалы) в монастырь Сурб-Хач у поселка Старый Крым съезжаются творческие коллективы из Украины и соседних стран. По словам очевидцев, ущелье гудит два дня. Организуют фестиваль кураторы культурного проекта Параджанов-арт совместно с симферопольской диаспорой.  А 13 февраля армяне отмечают праздник Терендез, напоминающий не то русскую Масленицу, не то День святого Валентина. Очень чтят в общине известных культурных деятелей армянского происхождения.

Отдельное место на пьедестале почета занимает режиссер Сергей Параджанов, снявший Тени забытых предков. В одной из школ Алчевска учитель Флюр Качачурин создал музей Параджанова: в Луганской области опальный режиссер отбывал тюремный срок. “Коллажи я сам конструировал, экспонаты присылали из Армянского музея, что-то находила армянская диаспора Алчевска — например голову Идола, сделанную руками режиссера, — рассказывает Качачурин. — Портрет Параджанова подарил один из осужденных”.

Общее дело в понимании армян — это сохранение родной культуры.

А вот со знанием языка сложнее: мало кто из армян, родившихся в Украине, знает армянский. “Я женился на украинке, жена с детьми говорят по-русски, в школе они общаются по-русски.  Я стараюсь с ними говорить по- армянски, но этого мало”, — с горечью отмечает Месроп Кюлян. Поэтому армяне, живущие в Украине, пытаются не терять связи с родиной — обычно детям хватает даже месяца в Армении, чтобы начать говорить на родном языке. Впрочем, возвращаться на родину почти никто не решается. “В Армении плохое положение, и никто не может сказать, чем все закончится”, — сетует Акопян. Вот почему армяне ищут счастья за пределами своей страны: только за последние два месяца почти 160 тыс. человек покинули Армению навсегда. Правда, в качестве второй родины они все чаще выбирают Россию. Если в Украине вид на жительство можно оформлять годами, то  устроиться в соседней стране гораздо проще. 

***

Этот материал опубликован в №6 журнала Корреспондент от 14 февраля 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK