Режиссер фильма “Русский дятел” Гарсиа: Авария на ЧАЭС связана с Евромайданом

Сенсационный документальный фильм “Русский дятел” посвящен альтернативному расследованию аварии на ЧАЭС 26 апреля 1986 года. Главный герой картины киевский художник Федор Александрович берет интервью у работников атомной энергетики и благодаря собственным умозаключениям, основанным на анализе советской тоталитарной системы, доказывает, что авария эта была не случайной.
Режиссер фильма “Русский дятел” Гарсиа: Авария на ЧАЭС связана с Евромайданом

Славутич – самый молодой город Украины – поражает чистотой, большим количеством детей и невозможностью забыть о том, что совсем рядом начинается Зона отчуждения. Именно в Славутиче во второй раз, с 30 апреля по 3 мая, прошел интересный и перспективный фестиваль кино и урбанистики “86”. Главным событием феста стал первый в Украине (и в СНГ) показ документального фильма “Русский дятел”, посвященного расследованию причин катастрофы на ЧАЭС и получившего в январе нынешнего года главный приз “Сандэнса” – самого престижного форума документального кино в США. “ГОРДОН” посмотрел сенсационный фильм и побеседовал с его режиссером Чадом Гарсиа.

Чад уже давно изучает русский язык, и, приехав в Киев по делам, случайно познакомился с эксцентричным театральным художником, преподавателем Национальной академии изобразительных искусств и архитектуры Федором Александровичем. Последний и выдвинул теорию о том, что авария на ЧАЭС 26 апреля 1986 года была спланированной. И фильм “Русский дятел” – расследование, кем именно и почему спланирована. В картине масса интервью с бывшими работниками атомной энергетики и прочими высокопоставленными шишками; много съемок скрытой камерой.

Александрович связывает катастрофу с так называемой “Дугой” – радиолокационной станцией “Чернобыль-2”, точное предназначение которой так до сих пор и неизвестно, хотя формально она была построена для системы раннего обнаружения пусков межконтинентальных баллистических ракет.  В бывшем СССР известно как минимум три таких станции – “Дуга-Н“ возле Николаева, “Дуга” в поселке Большая Картель рядом с Комсомольском-на-Амуре и собственно “Дуга” возле Чернобыля. До середины 1980-х годов эти объекты, позволявшие отслеживать высоко летящие цели на дистанции от 900 до 3000 километров, были совершенно секретны. Зато в фильм “Русский дятел” вошли кадры американских новостей за 1976 год с сообщениями о странном сигнале из СССР, достигающем США и названном “Русский дятел” из-за сходства со стуком дятла.

Федор Александрович в ходе своего безумного на первый взгляд, но не лишенного логики расследования сообщает, что на строительство “Дуги” в Чернобыле было потрачено 7 миллиардов рублей (примерно в два раза больше, чем на строительство самой ЧАЭС). Но, несмотря на огромные финансовые расходы, само предназначение “Дуги” так и осталось туманным. Федор Александрович, проинтервьюировав в рамках создания фильма многих работников советской загоризонтной радиолокации, называет имя главного злодея – Василия Шамшина, министра связи СССР с 1980 года. По мнению художника, именно Шамшин и устроил аварию на ЧАЭС, ведь к марту 1986 года стало понятно, что пользы от “Дуги” нет, а авария отвлекла бы внимание от этого факта. Весьма актуально, что во всех бедах Александрович винит Москву:  мол, и во время Голодомора 1933-го правительство СССР плевать хотело на украинцев, и в 1986-м решило пожертвовать жизнями десятков тысяч наших соотечественников, лишь бы скрыть бесполезную трату государственных денег. Злосчастную “Дугу” художник называет “глазом Москвы”, а саму  ЧАЭС – “атомным сердцем СССР”.


Федор Александрович


 

Конечно, выводы, к которым пришел Александрович, спорны: иногда кажется, что все это он придумал ради эффектных кадров, в которых гуляет – голый, завернутый в полиэтилен и с горящим факелом в руках – по Зоне отчуждения.

Хотя и полезной информации в “Русском дятле” хватает – так, один из интервьюируемых утверждает, что “кто угодно из персонала ЧАЭС мог устроить аварию десятками разных способов”.

Тема фильма Чада Гарсиа не ограничивается Чернобыльской катастрофой – ведь и сам герой режиссера, Александрович, – личность странная, харизматичная, изобретательная. Так, последний связывает Чернобыльскую катастрофу с извечным стремлением России обесценить жизни украинцев, с Голодомором 1933 года и прочими трагическими событиями, вплоть до нынешних. Его выводы основаны больше на эмоциях, чем на фактах, но удивительно созвучны тенденциям, которые сейчас царят в обществе.

Скорее всего, деньги, выделенные правительством на строительство “Дуги”, просто “отмывались”: кстати, коррупции в России посвящен другой хороший документальный фильм, “Путинские игры”. То есть – если глобально посмотреть на “Русского дятла” – всю историю с “Дугой” (и катастрофой на ЧАЭС, к которой последняя привела) – можно рассматривать как грандиозную коррупционную схему.

При этом, конечно же, “все нити заговора ведут в Москву”. “Дятел” российский, хоть и находится в Украине”, – утверждает Александрович. Архивные документальные кадры, где Путин говорит, что “развал СССР – самая большая геополитическая катастрофа в мире”, делают фильм “Русский дятел” не только предельно антироссийским, но и открывающим для Запада новую, современную, независимую Украину. Украину, пережившую Евромайдан, – кадры с Федором Александровичем, выступающим на Майдане зимой 2014 года и с легендарной сцены провозглащающим о своей конспирологической теории про ЧАЭС, также вошли в фильм “Русский дятел”. В прокат у нас эта картина выйдет не раньше сентября, и в российское медиапространство также еще не попала.


Кадр из фильма “Русский дятел“


– Мы получили приглашения от трех фестивалей в России, но сомневаюсь, что поедем туда, – говорит Чад Гарсиа. – Эта картина создана для американской аудитории, по законам американского кино. Когда я показывал первый отснятый материал на родине, меня спрашивали: “Украина – это город в России?” Это было до войны. Американцы не понимали отношений Украины и России, не понимали, что Украина была частью СССР. Сейчас, конечно, люди уже более осведомлены. Я хотел проанализировать причины Евромайдана. Хотел донести как можно больше информации – о Голодоморе, коррумпированном украинском правительстве. Ведь узнав об этом, и можно понять, откуда взялся немного параноидальный художник – Федор Александрович. Знакомясь с историей его семьи, расстрелах дедушек и бабушек, преследованиях, мы и узнаем больше об истории Украины.


Кадр из фильма “Русский дятел“


– И как американская аудитория реагировала на “Русского дятла”?

– Невероятно позитивно. После показов люди подходили ко мне, давали деньги для украинских военных, адвокаты предлагали свою помощь всем, кто пострадал от событий Евромайдана…

– Чад, вы сами верите в связь всего: Голодомора 1933-го, Чернобыльской катастрофы, Евромайдана и т.д.?

– Да, авария на ЧАЭС связана с Евромайданом. Понимаю, что, если бы не события последнего времени, эта картина так и осталась бы 7-минутным роликом на ютьюбе; что именно из-за событий в Украине “Русский дятел” обрел такую невероятную актуальность.

– То, что в этот фильм попали события Евромайдана, – случайность?

– Да. Но я сразу увидел, что все эти события связаны, что Майдан – новая страница все той же истории. Когда Революция достоинства началась, многие кинематографисты приехали в Украину, и сами украинцы сделали великие фильмы – к примеру, “Майдан” Сергея Лозницы. Но мы к тому времени снимали свою историю уже год. Когда начался протест в ноябре 2013 года, я просто вышел на улицу и снимал, но даже представить себе не мог, как события будут развиваться дальше. А Федор все твердил, что СССР возвращается… Он предвидел вторжение российских войск в Украину еще до Нового года, хотя нам всем тогда казалось, что это совершенно невозможно. Потому сегодня я более внимательно отношусь к прогнозам Феди – пусть далеко не во всем, но все-таки в чем-то он прав. Сейчас Федор Александрович в Нью-Йорке, продает картины, читает лекции и… пугает американцев. Когда его спрашивают, боится ли он за свою жизнь, художник отвечает, что все должны бояться за свои жизни, что война не за горами.

– Кстати, не страшно ли, что слова Федора о надвигающейся Третьей мировой войне, звучащие в “Русском дятле”, могут оказаться пророческими?

– Сейчас – момент мира. Но если Путин попытается взять Мариуполь, мы окажемся ближе к этой войне, чем когда-либо за последние 50 лет. Все окажутся вовлечены в нее, и это будет ужасно. Остается надеяться, что Путин не страдает тягой к суициду. Ведь иногда диктаторы разрушают все, а иногда все-таки понимают, что риски слишком высоки, и останавливаются…

– В вашем фильме часто встречаются термины “российские войска”, “война между Украиной и Россией” – откуда такая смелость, ведь еще не все в мире признали нынешние события войной?

– Не признали разве что Россия, Северная Корея и Китай – так что не такая уж и смелость. К тому же весь текст “Русского дятла” мы проходили с юристами. Мы намеренно использовали формулировку “российские войска вошли в Украину” – они же действительно вошли в Крым. Даже Путин это признал. А Крым – это Украина.


Объект “Чернобыль-2“. Кадр из фильма “Русский дятел“


– Вернемся к “Дуге”. В чем была задумка фильма “Русский дятел”?

– Она проста – понять, что “Дуга” делает. Но никто не мог нам дать четкого ответа. Иногда говорили, мол, “она направлена на Ближний восток, куда-то в Абу-Даби”. Я не мог понять, почему никто не говорит правду? Федор – как шут у Шекспира, который задает в лоб каверзные вопросы, но благодаря им мы приближаемся к правде… Я думал, что холодная война закончилась, что все будут рады видеть американца и расскажут обо всех тайнах, но на самом деле снимать “Русского дятла” было очень тяжело. Несколько месяцев заняли интервью с бывшими разработчиками локаторов и офицерами, работавшими на “Дуге”. Иногда я прятался в соседней комнате, чтобы меня не видели, и через скайп посылал вопросы, которые задавали герои фильма. Таким образом, когда в комнате не было американца, люди открывались. Вообще, к финалу работы над фильмом все запуталось: Федор начал опасаться, что я работаю на ЦРУ; я стал оглядываться, а не снимает ли он меня на скрытую камеру… Мы же и сами часто снимали Федора на скрытые камеры. Федор, кстати, не видел фильма до премьеры на “Сандэнсе”, и я переживал, что он убьет меня за это… Но он обнял меня и сказал, что я сделал его одновременно и героем, и антигероем всей этой истории.

– Почему подобный фильм не снял украинец?

– Наверное, фигура Федора не показалась бы такой интересной… Ведь у многих тут похожие судьбы, у многих семьи поколениями страдали. Это теперь я понимаю, что у вас в стране таких много. Но на моем жизненном пути первым встретился Федор. И его история меня поразила. И для меня он стал таким символом.

– На ваш взгляд, когда дух всего советского выветрится из Украины?

– Лет через 50. Не одно поколение должно прожить, пока этот дух полностью исчезнет. Сейчас трубят, что в Украине на 100% новое правительство, но это попросту невозможно. Даже в США иногда чувствуются призраки Гражданской войны, которая закончилась более 150 лет назад!

– Чад, “Русский дятел” – ваш первый фильм, до того вы работали в театре. Но хотя бы мечтали о кино?

– Нет, мечтал не о кино, а о Шекспире. Потратил тысячи часов на постановку десятков пьес, но не могу вам показать ни одной из них. Рад, что в виде кинематографа нашел форму, которая будет существовать более одной-двух недель.


Режиссер фильма “Русский дятел“ Чад Грасиа с продюсером картины на фестивале кино и урбанистики 86 в Славутиче. Фото: 86


– И о чем будет ваш следующий фильм?

– Секрет, потому что тема опасная. Если в двух словах, то о России и о безумии. Кстати, многие воспринимали “Русского дятла” как художественный фильм и спрашивали, где я нашел актеров на роль старых русских генералов… На мой взгляд, это и вправду не традиционная документалистика, а нечто вроде триллера, детективной истории…

– Как вам Славутич?

– Почти невозможно представить, что такой город существует! Рай, сказка. Место из старых советских фильмов, где все счастливы, воспитывают детей, где улицы чистые, трафика мало, свежий воздух. В Америке искусственно созданные города не так успешны. Мне было важно приехать сюда и тут представить фильм, ведь чувствую себя обязанным этому месту и этим людям.


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK