Заклятые соседи

Заклятые соседи
Фото предоставлено автором

Я - та самая машина пропаганды. Хотя нет, скорее, я винтик машины в борьбе за дружбу между нашими народами. Ежедневно делая материалы об Украине для российского канала, за три года не помню случая, где бы я сказал хорошо об этой стране. Почему? Ответ достаточно многогранен. Здесь и общий настрой на негатив, и собственное, далеко не всегда объективное мнение о процессах, происходящих в украинском обществе. Здесь и общая установка двух стран на объявление холодной войны.

Ежедневно делая материалы об Украине для российского канала, за три года не помню случая, где бы я сказал хорошо об этой стране

Но главное все же не это. Скорее, просто мы все ориентированы на желтизну. Мы все хотим мордобоя и ссор. Рейтинг высок только у тех, кто показывает кровь, кто обсуждает секс, а лучше - порнуху, кто в беседе пользуется исключительно бранью.

Думаете, я не предлагал материалы о том, что вот такой-то украинец - герой, а здесь интересный проект, а там так здорово. Предлагал и получал добро. А потом вдруг раз - и в последний момент мне говорили, мол, это неинтересно, это смотреть не будут.

Я испугался. Неужели я совсем перестал быть настоящим журналистом? А где же объективность, где, в конце концов, профессионализм? А потом включил украинский канал, шли новости из Москвы. Та же желтуха, та же не совсем правдивая информация. Значит, все в порядке, вздохнул я. Мы вас, а вы нас. Тогда по-честному. Ничья. 

Для любого работающего в Украине московского журналиста очевидно, кто для России враг, а кто друг. Ничего с этим не сделаешь. Политика оранжевых направлена на любое неприятие России. Официальная политика Партии регионов - дружба с Россией.

Рейтинг высок только у тех, кто показывает кровь, кто обсуждает секс, а лучше - порнуху, кто в беседе пользуется исключительно бранью

Я пытался понять, за что нас не любят и даже ненавидят. И отправился сначала во Львов, затем в Днепропетровск. Вот тут и начались "особенности национальной охоты на москалей".

Львов город своеобразный. Шухевич и Петлюра, Бандера и Тягнибок. Для "москалей" они не просто одиозные личности, для нас они - враги. Были на съемках, снимали праздник УПА, театрализованное представление, фашистский офицер добивает русского партизана. Аплодисменты, урра, урра, урра. Я в шоке. Дети поют гимны Германии и играют в ролевые игры, надев форму СС Галичина.

Мой дед погиб в июне 1941, защищая Москву, и никто меня не сможет переубедить, что нацизм это НЕ зло. Никто. Но понять, почему и откуда ростки этой ненависти, необходимо. А за что нас, в конце концов, любить этим людям? В основном зажиточные крестьяне, умело ведущие хозяйство, они потеряли все. Пришел Иван в лаптях, с двумя классами церковно-приходской, и всех к стенке. Детей, стариков, всех без разбора. Он и в России царя с семьей не пожалел. Вот и ответ.

Но, господа или паны - как будет угодно, - нельзя же всех под одну гребенку. Нельзя на этом строить свою политический карьеру. Ведь люди во Львове абсолютно нормальные и дружелюбные. Европейские гораздо больше, чем на Востоке Украины, - ох, не простят мне крамолы.

Едем в Днепропетровск, затем Днепродзержинск. Писать нечего. Снимать тоже. Разруха, похоже, добралась и до голов, и до сортиров. Ностальгия по России больше не мучает. Похоже, я дома, только лет 20 назад. Хамство гаишников, мздоимство чиновников, полное ощущение безысходности. Город чадит как заядлый курильщик. Рак легких. На Востоке пошли метастазы. Винить некого. Слишком много заводов, слишком много хозяев, слишком мало радостей в жизни.

Что же это получается - Запад Украины ближе и лучше, роднее российскому журналисту? Отчасти да. В той части, когда зарплата вовремя, и сервис отменный, и меню в ресторане богатое. Так значит, голосуем за Восток? И тоже отчасти. Конечно, по роже получать от своих всегда приятнее. А если успеешь крикнуть, что российский журналист, может, и простят.

Я помню свои первые впечатления о лидере одной из украинских политических партий. Интервью украинским каналам он давал неохотно - это было накануне его возможного премьерства, - но как только я говорил волшебные слова "российское телевидение, всего один вопрос", партийный бонза замирал в стойке как вкопанный, мило улыбался и мог отвечать часами.

И вдруг однажды верный пароль не сработал - лидер просто-напросто оттолкнул меня с возгласом: "Не путайся под ногами". Что-то произошло, и этот человек, мне показалось, сбросил на секунду маску и выглядел настоящим. Я обиделся как большой ребенок и решил: оранжевые лучше, интеллигентнее, что ли.

Но тут пришло время ежегодной пресс-конференции Самого Главного. На просьбу ответить на мой вопрос на русском, так как я представляю иностранную прессу, Главный ответил: "Ваш язык я не знаю". Поверил.

Вот, правда, так и подмывало меня пару недель назад в Чернигове, на встрече двух глав государств, где оба лидера с общались исключительно на моем языке, похвалить Самого Главного за столь быстрые успехи в изучении русского.

Не стал. Аккредитацию жалко терять. Но понял. Ни тот ни другой Россию не любят. Оранжевый не скрывает, регионал терпит. До поры.  

У меня в Киеве друзья. Один из них талантливый врач и настоящий друг. Не голосует за партию, но голосует за страну. Другой товарищ большой начальник на ТВ, ярый регионал. О политике не говорим, дружим сердцем. У меня любимая женщина. Всей душой за Ющенко. Говорит: "Нас предали".

С кем я? Наверное, со своим оператором, тоже россиянином. Он же свой - русский.

Эта колонка опубликована в №6 журнала Корреспондент от 21 февраля 2009 года.

Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.

Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kppublications.com


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK