Ракеты помогут дипломатии. Что пишут СМИ в США об ударе по Сирии

Американские издания обсуждают сирийский разворот Дональда Трампа и варианты его развития
Ракеты помогут дипломатии. Что пишут СМИ в США об ударе по Сирии

В ночь на 7 апреля ВМС США запустили с корабля в Средиземном море 59 крылатых ракет Tomahawk по авиабазе ВВС Сирии около Хомса. По предварительным данным, погибли пятеро военных сирийской армии. В Пентагоне заявили, что предупредили россиян о том, что готовится удар.

Американский президент Дональд Трамп призвал "все цивилизованные нации" помочь "покончить с бойней и кровопролитием в Сирии". Позже он прокомментировал свое решение об обстреле "томагавками", отметив, что предыдущие попытки повлиять на сирийское руководство провалились, а регион и дальше дестабилизируется.

Поскольку ракетный залп уже вызвал возмущение в Кремле - а Трампа неоднократно называли симпатиком Владимира Путина - все крупнейшие американские СМИ сегодня пишут о "сирийском развороте".

Путин ответит Трампу

CNN отмечает, что решение Трампа влечет за собой крупных рисков. Во-первых, 45 президент США вовлекается в самый тяжелый (на настоящий момент) кризис в международной политике. Союзники Штатов (Соединенное Королевство, Франция, Турция и другие), конечно, почувствуют сейчас прилив сил, но - томагавки мало что решают в данном случае.

Во-вторых, Башар Асад ответит на это. "Он всегда отвечает", - напоминает журналист Ник Уолш. Газовая атака по Идлибу ведь тоже была чем-то спровоцирована.

В-третьих, ответит и Россия, потому что Россия очень не любит терять лицо. Россия должна ответить хотя бы потому, что основной целью российской кампании в Сирии было восстановление позиций страны-агрессора на мировой арене. Поэтому ответ Путина обязательно последует, хотя, возможно, совсем не в Сирии. "Вспомните Ливию или Украину", - пишет Уолш.

В-четвертых, режим Асада нашел в себе силы для двух химических атак, находясь фактически в осаде. Крупнейшая армия мира ответила на это одним ударом - и Асад всего лишь лишился авиабазы. Пожалуй, он решил, что может себе это позволить, предполагает журналист.

В-пятых, "сирийское проклятие" не заканчивается и не ослабевает. Обычно войны иссякают, когда у воюющих сторон иссякают силы. В Сирии всегда находится кто-нибудь свежий. Если удар США получит продолжение, это ослабит режим Асада и откроет второе дыхание у повстанцев. И одновременно многократно усилит поток беженцев и увеличит количество жертв, в том числе детей, "тех самых, что заставили Трампа нанести удар", заключает Уолш.

Россия боится новых санкций

The New York Times не ставит под сомнение правильность решения Трампа, более того, считает, что оно достойно похвал. А вот то, что будет после этого удара, станет испытанием для 45 президента. Потому что дальше должна начаться дипломатия, в которой Трамп не силен.

Применить ее нужно в первую очередь к РФ. Белый дом предупредил Кремль, что собирается нанести удар. А теперь нужно предупредить о том, что США будут отвечать на все последующие действия Асада и призывать других членов коалиции поступать так же. Во-вторых, Россия хочет, чтобы ее считали равной Штатам. Нужно использовать это желание и подключить РФ к переговорному процессу между Асадом и повстанцами. Вернее, заставить Россию убедить Асада такие переговоры начать.

Обозреватели NYT считают также, что решение Асада применить зарин расстроило саму Россию - потому что когда-то Владимир Путин вместе с Бараком Обамой ему это запретили. И Путин опасается новых ограничительных мер в свой адрес за поддержку сирийского режима. Тем более, что эти меры могут быть приняты не вне РФ, а внутри нее: в РФ тоже есть сунниты. Возможно, взрывы в метро Санкт-Петербурга связаны именно с войной в Сирии, пишет редколлегия NYT.

В то же время, необходимо всячески избегать полномасштабной войны. После войны в Ливии произошла непростая смена режима. Смена режима в Сирии пройдет куда сложней.

В чем цель Трампа

NBC - кстати, еще одно издание, которое Трамп назвал врагом Америки (как и CNN и NYT) - опубликовало свои "Четыре главных вопроса после удара". Первый - какова основная цель президента США в Сирии? Свержение режима Асада, наказание за газовую атаку? Администрация Трампа говорила о пропорциональном ответе за зарин, но если этот ответ предполагает еще большее кровопролитие, - что Трамп будет с этим делать?

Второй - что 45 президент США собирался этим сказать миру? И какому именно миру? Может быть, этот мир укладывается в границы Российской Федерации? Или сирийской коалиции? Кстати, в оно же время трамп встречался с Си Цзинпинем. Возможно, ударом по сирии он хотел показать китайскому лидеру свои планы насчет Северной Кореи?

Третий - что он скажет своей команде? Той самой, которой недавно говорил, что участие в сирийском конфликте вызовет Третью мировую. Далеко не все в команде президента одобрили его решение., об этом свидетельствуют их твины, пишет NBC.

И четвертый - что он скажет обществу? Американское общество тоже не хочет полномасштабного участия Штатов в этой войне. В 2013 году, когда Обама рассматривал идею ракетного удара после более жестокой газовой атаки Асада, только 24% респондентов сказали, что это отвечает национальным интересам США. А 47% сказали, что не отвечает вовсе.

Ракеты помогут дипломатии

Издание USA Today опубликовало колонку старшего научного сотрудника Института Брукингса Майкла О’Хэнлона. Он, в отличие от коллег, считает, что ракетный удар как раз приведет к политическому решению - просто потому что подходящего военного решения теперь быть не может.

О’Хэнлон обращает внимание, что русские в Сирии присутствуют на других базах, что весьма затрудняет удары по ним. С другой стороны, такие удары не слишком пошатнут позиции Асада - точно так же, как удары с фиксированных удаленных позиций при администрации Билла Клинтона мало повлияли на режим Саддама Хусейна. А стратегии для Сирии - чтобы одновременно разгромить ИГ и Аль-Каиду и положить конец гражданской войне - не существует.

Асад должен уйти, но скорей всего, он останется. Для разрешения этой задачи нужно креативное мышление и способность к компромиссам, признает О’Хэнлон. А еще нужны более дружественные вооруженные силы на сирийской земле - так, чтобы освободить от ИГ сирийские города и заставить Башара Асада сесть за стол переговоров. И нужна отдельная краткосрочная стратегия для шиитских и суннитских общин - очевидно, что они должны жить и управляться отдельно, даже если Асад номинально останется у власти.

Чтобы получить эту дружественную военную силу, нужно активней сотрудничать как раз с шиитами и суннитами. О’Хэнлон напоминает, что Обама двигался в этом направлении, но делал это слишком медленно, а потом и вовсе наткнулся на сопротивление Турции. Турция не желает, чтобы США вооружали сирийских курдов, потому что те могут передать оружие курдам в Турции.

Ракетный удар может заставить как Асада, так и Путина смириться с существованием автономных суннитских и шиитских общин. О’Хэнлон также советует убедить Путина, что финансовая помощь разрушенной Сирии будет оказана только при условии создания таких общин. Ни у Кремля, ни у Ирана нет денег на восстановление Сирии. Зато они есть у США, и они могут диктовать свои условия. "Должно сработать", - считает О’Хэнлон.

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в
Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.


Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK