Журналист кремлёвского пула рассказал, чем живёт Путин

Один из журналистов пула на условиях анонимности рассказал, чем живёт президент РФ, что за люди работают в его администрации и как чиновники восприняли свадьбу пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова.
Журналист кремлёвского пула рассказал, чем живёт Путин

Кремлёвский пул — это журналисты федеральных российских СМИ и основных зарубежных информационных агентств, аккредитованные в пресс-службе Кремля для освещения работы президента и премьера страны. Издание The Village попросил одного из журналистов пула на условиях анонимности рассказать, чем живёт президент, что за люди работают в его администрации и как чиновники восприняли свадьбу пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.

О том, как попадают в президентский пул

Читай также: Порошенко: Приезд Путина в украинский Крым - вызов всему миру

В стандартную президентскую поездку едут где-то 25–30 человек. Это и есть основной пул: шестеро от российских информагентств (РИА Новости, ТАСС, Интерфакс), два иностранных агентства (Reuters и Bloomberg), газеты (Коммерсантъ, Ведомости, Известия, Московский комсомолец, Комсомольская правда), телевидение, интернет-СМИ (Лента.ру, Газета.ру, Lifenews), радио (Маяк и Голос России). В некоторые поездки ездят AP и AFP, в последнее время стало ездить китайское агентство Синьхуа. По какому принципу они отбираются, я не могу сказать: мне кажется, по принципу международной значимости. Плюс постоянно — личная камера премьер-министра или президента. У них есть свой личный видеооператор и личный фотограф. Их материалы мы и видим на сайте Кремля или правительства.

О вечных опозданиях и ожиданиях

Самое сложное — научиться ждать, потому что ты ждёшь всегда. Сначала ты ждёшь начала мероприятия. После мероприятия, если оно не в Москве, а где-то на выезде, ты начинаешь ждать, пока фотографы перегонят отснятый материал. Потом какие-нибудь агентства додиктуются, какому-нибудь телевидению надо доснять, какой-нибудь газете нужно дописать.

Путин действительно опаздывает. В пуле есть шутка, что Владимир Владимирович никогда не опаздывает, потому что, когда он приходит, всё сразу начинается. Объяснение всегда одно — «важные государственные дела». Кстати, к папе римскому он опоздал, потому что его задержал премьер Италии в Милане. Это реальная причина.

%img6big%

Самое долгое ожидание — когда он ещё был премьер-министром и мы ждали в Мурманске три дня. Тогда случилось известное извержение вулкана Эйяфьятлаёкудль в Исландии, и он из-за пепла не мог до нас долететь.

Приближение Путина, кстати, — это совершенно особое ощущение. Оно чувствуется всегда. Где-то за полчаса до его появления воздух сгущается. То есть все стоят на своих местах. Включается режим: если до этого можно относительно свободно передвигаться по площадке, ходить курить, громко смеяться или что-то ещё, то вот здесь возникает напряжение: “Сейчас оно начнётся“. И оно начинается. Это ни с чем нельзя спутать. 

О пресс-службе, протоколе и ФСО

Отношения президентской пресс-службы с журналистами разные: всё зависит от сотрудника. Есть те, которые их строят. Были даже такие, которые самоутверждались таким образом. Но они, как правило, долго не задерживаются. Среди сотрудников пресс-службы президента, кстати, много женщин. Есть известная байка, как однажды Путин посещал подводную лодку. Он начал спускаться в отсек, за ним последовала охрана и пресс-служба, среди которой была женщина. Суеверные военные начали протестовать, на что она им ответила, что она “не женщина, а сотрудник пресс-службы“.

%img2big%

Путина возит личный самолёт. Их несколько. Они более комфортабельные, там установлена вся необходимая спецсвязь. Журналисты, охрана, пресс-служба, протокол летят вперёд, потому что они должны быть на местах к началу мероприятия. Они выезжают с определённым зазором, чтобы, когда он приехал, началась программа и всё было готово.

Служба протокола президента — это люди, которые обеспечивают мероприятия. Они вместе с безопасностью отвечают за сценарий, чтобы всё прошло так, как там написано, чтобы все неожиданности были предусмотрены. Маршрут же расписывается практически по минутам. Плюс, если это выездное мероприятие, бывают определённые ограничения по вылету из того или иного аэропорта. Чтобы всё прошло как по маслу — это всё работа протокола и безопасности.

Читай также: Кох сказал, когда у Путина закончатся деньги на армию и Киселева

Конечно, определённые отношения приходится выстраивать и с ФСО. Их много, и они разные. Внутри ФСО есть различные отделения, которые выполняют разные задачи. Есть те, кто охраняет непосредственно первое лицо. Это — служба безопасности президента. Встречаются очень человечные, очень адекватные сотрудники безопасности. К сожалению, нечасто. Бывают те, которые откровенно мешают без всяких видимых на то причин. Могут и толкнуть, и прижать, что, конечно, их не красит ни разу. У каждой девушки, работавшей в кремлёвском пуле, обязательно есть своя история конфликта, иногда с рукоприкладством, с сотрудниками ФСО.

Об “укатайках“ и душе за 150 долларов

В среднем, если ты работаешь в пуле, у тебя получается по одной командировке в неделю. Если людей мало, бывает и по две поездки в неделю. Есть поездки, которые длятся неделю, их называют укатайками. Чем жёстче укатайка, тем привлекательнее, потому что это шанс побывать в таких местах, в которые ты никогда в жизни сам не доедешь. Например, кто из москвичей был в Тикси?

Когда Путин ещё был премьером, он ездил из Читы в Хабаровск на жёлтой Ладе-Калине. Говорят, это незабываемое впечатление, когда ты за ним едешь по тому же маршруту, только не на Ладе-Калине, а на микроавтобусе, ночуешь в полях.

Бывает, что ночёвки проходят в самолётах. Есть, например, такая опция, как заехать в гостиницу принять душ. И ты понимаешь, что, оплачивая номер в гостинице, платишь 150 долларов за душ, — такое тоже бывало.

То, что перед приездом Путина в городах кладут новый асфальт, — всё правда, поэтому иногда кажется, лучше бы почаще ездил. Хотя бывают и откровенные перегибы — например, власти Уфы закатали газоны в асфальт и закрыли дома непонятными растяжками.

Когда путешествуешь с президентом, понимаешь, что никогда в жизни не доедешь из Москвы до какого-нибудь дальнего региона, потому что дешевле слетать в Аргентину, чем на родную Камчатку, хотя на Камчатке в сто раз круче. Поэтому особой популярностью пользуются полёты в Красноярский край, на Камчатку, в Магаданскую или Архангельскую область.

Всё это звучит так романтично и здорово, но основные качества, которыми должен обладать журналист в пуле, — это выносливость, “слабоумие и отвага“ и, конечно, смекалка. Физически непросто ждать и понимать, как у тебя рушатся планы, непросто вообще не строить планов. 

О Пескове и его свадьбе

Президента всегда сопровождает его пресс-секретарь Дмитрий Сергеевич Песков. За исключением тех редких периодов, когда он берёт отпуск. Одному богу известно, как он выдерживает все эти нагрузки.

Песков каждый день даёт брифинг российским журналистам. Пусть в режиме конференц-кола, но это каждый день. То есть, на самом деле, это не так легко, как кажется. Это действительно очень сложная история на выносливость.

%img5big%

Честно говоря, я в шоке от его свадьбы, переросшей в День ВДВ. До Украины и до истории со свадьбой Песков казался одним из наиболее адекватных чиновников, которые работают так высоко. До него всегда можно было дозвониться (иногда он даже отвечал на СМС) и взять комментарий, можно было решить вопрос. Песков казался достаточно интеллигентным, с хорошим чувством юмора — в общем, нормальным. Опять же, нам же не детей вместе крестить, а работать. Работать с ним было комфортно.

Первый звоночек прозвенел, когда журнал Tatler опубликовал большое интервью с его бывшей женой, которая рассказывала, как она живёт в Париже и хочет возрождать традиции русских салонов. Это выглядело странным и непонятным — неужели он не понимал, какой эта история вызовет резонанс в обществе.

История со свадьбой перевернула впечатление об этом человеке полностью. И дело не только в истории с часами, — которая, на самом деле, провал для хорошего пресс-секретаря и пиарщика, — сколько в том, что никто даже не попытался скрыть масштабов и помпезности мероприятия. Просто какое-то «Горько-3» получилось.

Многие мои знакомые чиновники были откровенно шокированы размахом мероприятия и, мягко говоря, неприятно поражены. Тем более что именно Песков ранее говорил о том, что некоторым чиновникам следует быть поскромнее.

О жизни президента РФ

Как говорится, according to Putin — то, что он сам про себя рассказывает — каждый день президент работает допоздна. Встаёт, плавает в бассейне и едет на работу. Путин точно работает шесть дней в неделю. По тем же субботам и иногда по воскресеньям идёт такая не совсем публичная работа, но я точно знаю от источников по разным министерствам и ведомствам, что их начальники готовятся к тому, что они работают и в субботу, и в воскресенье, и, если надо, то допоздна.

%img4big%

Конечно, я была в Ново-Огарёве не раз. Как в Горках у Медведева, там несколько домов: в одном работают, в другом — живут. В самом доме, где живёт Путин, мы не бываем. Мы бываем в его рабочем доме. Там есть рабочий кабинет, каминный зал для переговоров с иностранными делегациями, большой зал, где проходят встречи с правительством или какие-то более многочисленные мероприятия, кухня, бильярдная. Там стоит большой русский бильярд, в который играют журналисты и пресс-служба.

Читай также: Путин собирается торговаться с Западом за Крым - Чубаров

Если у Путина срочный телефонный разговор, он прерывает мероприятие и выходит в помещения, нам недоступные. Лидеры государств связываются по спецсвязи, к ней же подключены соответствующие переводчики, если требуется их помощь. По правилам протокола лидера страны переводит его собственный переводчик. Например, в переговорах с Вьетнамом Путина будет переводить россиянин-вьетнамист, а президента Вьетнама — вьетнамец-русист. И никак иначе.

О том, почему Путину не задают неудобные вопросы

Как правило, такие вопросы задают в регионах, и сначала это жутко раздражает. А спустя год-два работы понимаешь, что вот для тебя это ежедневная работа — видеть президента или премьера, писать новости, статьи, заметки о том, что он делает. А для журналиста из какого-нибудь там условного Ижевска — это впечатление на всю жизнь.

%img3big%

Сперва кажется, что регионалы спрашивают какую-то ерунду. И только потом понимаешь, что федеральная повестка в регионах — это, конечно, важно и интересно, но единственная возможность у “Вятского кваса“ засветиться на всю страну — озвучить проблему местного производителя на пресс-конференции с президентом. Поэтому как-то начинаешь с пониманием ко всему этому относиться.

Постановочные вопросы, организованные пресс-службой и протоколом, конечно, бывают. Помню, в Воткинске один сотрудник ракетного завода спросил Владимира Владимировича о судьбе Муаммара Каддафи и европейской операции в Ливии. Это, конечно, странно было, но такой нежданчик всегда лучше, чем рутинное совещание.

 %vid1%



Не пропусти другие интересные статьи, подпишись:
Мы в социальных сетях
x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK