Партизанская тропа. Письмо из Беларуси

Жители Беларуси предпочитают летать на отдых в Турцию или Египет через Украину и делают это ради спокойствия - скрывая свои материальные возможности от налоговых органов, - пишет IT-специалист Сергей Толокунский в № 2 журнала Корреспондент от 17 января 2014 года.
Reuters

Последняя диктатура Европы? Родная сестра Украины? Застывший социализм образца 1980-х? Путешествие в Беларусь часть этих стереотипов разрушит, а часть подтвердит. Соседям есть что показать, чем удивить, а нам - чему у них поучиться.

У Беларуси насыщенная история. Как и Украина, в прошлом эта страна входила в состав разных государств и империй. Свидетельство тому - множество замков, оборонительных сооружений и храмов, сохранившихся в западной части Беларуси. Выписав в дорожный блокнот координаты достопримечательностей, мы отправились на поиски приключений.

На пограничном пункте с первым же глотком белорусского воздуха убеждаешься в том, что стереотипы о диктатуре возникли не на пустом месте. Острый взгляд работника местных компетентных органов просвечивает машину едва ли не насквозь.

- Куда едете?

- В Слоним.

- А что вы там будете делать?

- Там старинная синагога, хотим осмотреть ее.

- Синагога?!

Это слово как будто катализирует ход мыслей компетентного работника, и у него в голове загорается тревожная лампочка. Теперь уже он оказывается во власти стереотипа: шпионы из Украины, обвешанные фотоаппаратами, едут устраивать революцию. Нас обступает целая группа мужчин с цепким взглядом, одетых в штатское. Битый час мы объясняем, что в желании осмотреть синагогу нет никакого революционного порыва.

За все время поездки ни Александр Лукашенко, ни какой-либо другой представитель белорусских властей так и не поздравил нас с рекламного щита с наступающими праздниками

Наконец мы в Беларуси. Украинская разухабистая дорога тотчас же сменяется почти идеальным покрытием. Столбики, отражатели, разметка - дорога на твердую четверку. Километров через 50 понимаешь, что чего-то не хватает. Точно, не хватает билбордов с политиками. За все время поездки ни Александр Лукашенко, ни какой-либо другой представитель белорусских властей так и не поздравил нас с рекламного щита с наступающими праздниками. Лукашенко в рекламе не нуждается.

О честности местных работников ГАИ и высоких штрафах за нарушения ходят легенды. Убедиться в их правдивости мы не смогли - нам лишь однажды встретился экипаж стражей дорожного порядка, но к автомобилю с украинскими номерами они не проявили никакого интереса.

Мы пытаемся найти дырку в заборе, окружающем старую панскую усадьбу в городке со странным названием Желудок.

- Что же это вы так поздно пожаловали? - интересуется добродушный дядька, произносящий слова с явным белорусским акцентом. - Закрыто уже все.

- Так ведь мы из Украины приехали.

- Ну, тогда придется перелезать… Хотя постойте, я вам сейчас открою. Чем дальше в глубинку, тем добрее становятся люди. Дядька проводит нам часовую экскурсию по заброшенным коридорам усадьбы. О том, чтобы взять деньги, даже слушать не хочет.

Вечереет, и мы отправляемся на поиски ночлега. По нашим меркам в Беларуси совсем не развит сервис. Подтверждается еще один стереотип: гостиницы, редкие придорожные кафе - все это выглядит застывшей картинкой 1985 года. Администратор гостиницы, дама преклонных лет, не теряет бдительности, внимательно переписывая в толстую тетрадь наши паспортные данные. Настроению эпохи развитого социализма вполне соответствуют интерьеры заведения.

Гостиницы, редкие придорожные кафе - все это выглядит застывшей картинкой 1985 года

Этой же эпохе отвечают коровники и прочие колхозные строения: крыши и окна на месте, стены свежеокрашены. Государственные заводы и фабрики работают, следов разрухи или упадка не встретишь. Утром улицы подметают одетые в униформу дворники, вокруг чистота. А вот найти открытку с красивым видом практически невозможно: в газетных киосках и на почте сплошь “совковые” орнаменты, ужасные ленточки и цветочки.

Зато памятники старины, за которыми мы и отправлялись в Беларусь, находятся под охраной государства не на словах, а на деле. Замки в Несвиже и Мире реконструированы и пребывают во вполне сносном состоянии. Внутри не растет сорная трава и не хрустит под ногами битый кирпич, в отличие от исторических построек Западной Украины, на которые без боли невозможно смотреть. По иронии судьбы лишь слонимская синагога, из-за которой нас чуть было не развернули на границе, стоит заброшенная - о планируемой реконструкции напоминает скромная табличка.

Местные жители уходят от разговоров о политике. Зато о политике в Украине поговорить готовы. Общая мысль: “Это же надо было у себя такой карнавал устроить!”. Впрочем, многие едут на этот карнавал посмотреть - если лететь на отдых в Турцию или Египет из Украины, возникнет меньше проблем с налоговыми органами. А если стартовать из Беларуси, то могут поинтересоваться источником доходов и заставить уплатить налоги.

Всемирный кризис не обошел это государство стороной. В банке человек 50 ждут, когда кто-нибудь придет сдавать доллары. Вас моментально и безошибочно вычислят: “Вы сдавать? Проходите без очереди”, - и тут же кто-то счастливый выкупит сданную вами валюту.

Мы покидали Беларусь с полным баком дешевого бензина, противоречивыми впечатлениями и - несмотря ни на что - желанием приехать сюда еще раз. 

***   

Этот материал опубликован в №2 журнала Корреспондент от 17 января 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.