Корреспондент: За соседней горой. Письмо из Румынии

Расписные карпатские монастыри Южной Буковины — это очень красиво, а главное, совсем рядом с Украиной.

Румынскую деревню Путну, возможно, было бы видно с гор около украинского Красноильска, если бы Карпаты совсем облысели. Но, к счастью, браконьеры вырубили ещё не все смереки, и, чтобы увидеть Путну, приходится делать  солидный крюк. Вначале таможня в Порубном, где с переменным успехом работает пешеходный переход. Дальше, уже по ту сторону кордона, приграничный Сирет — здесь можно купить Котнарь, румынскую хмельную гордость.

Соседние Балковцы населены этническими украинцами — об этом говорит двуязычный знак Balcaut ,i — Балківці. На секунду у меня мелькнуло воспоминание о граффити на черновицких заборах: Південна Буковина — це Україна со старательно замазанным краской, но всё ещё читаемым первым словом. На самом деле Южная Буковина — это Сучавский повет Румынии, который для неленивого туриста окажется восхитительным сундуком драгоценностей, зарытым аккурат у родной границы. Для неленивого, потому что почти все карпатские обители расположены в глухих местах, куда непросто добраться общественным транспортом.

Тот, кто приедет сюда на автомобиле, никаких проблем не заметит: дороги если и не отличные, то довольно хорошие, а расстояния некритичные. Остальным придётся либо много ходить пешком, либо потратиться на такси. Мы уже дважды радовались местным сокровищам, словно чётки перебирая расписные монастыри, давно заслужившие место в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Монастырей много — хватит и на пять визитов.

За точку отсчёта лучше всего брать ещё один “украинский” город — Радовцы (по-румынски — Рэдеуць). Трубы его заводов заметны ещё от Балковцев, но не верьте первому впечатлению, город стоит знакомства. Знакомиться можно с помпезным православным кафедральным собором, монументальной синагогой, скромным костёлом, но лучше всего — сразу со всем австро-венгерским центром, “младшим братом” Черновцов, бывшей местной метрополии. Из Радовцов разбегаются рейсовые автобусы по окрестным сёлам — в Сучевицу, Викову-де-Жос. Дальше всё равно только на такси.

Карпатская живописность и глушь — так мы представляли себе эти места до поездки. С живописностью угадали, а вот глушь — это не про Путну. Новые пансионаты, нарядный дом культуры, флажки Румынии и Евросоюза на фонарях — всё это выигрышно смотрится на фоне тёмно-зелёных смерек. Запоминаются и аккуратные архаичные домики под дранкой за высокими резными воротами. Когда-то и в украинской части Буковины сёла выглядели похоже, но сейчас такие реликты прошлого остались лишь в Красноильске: не зря южная часть этого посёлка называется Путной.

Но едут в Путну не за домиками, а за одним из самых известных монастырей Румынии. Успенская обитель была основана в 1466 году господарем Штефаном чел Маре (Стефаном Великим), тут же прославленный правитель Молдовы и упокоился.

Воинственная агрессивность и чрезмерная религиозность часто ходят рука об руку — вспомните обвешанные крестами машины рэкетиров в 1990-е. Вот и Стефан Великий за 47 лет своего правления Молдовой в XV веке одержал 34 победы в 36 сражениях — и все эти годы постоянно строил монастыри и храмы. Легенды приписывают ему основание полусотни святынь, но Путну он любил особенно. Она была первой: тут в каменной келье прятался от мирской суеты Даниил Отшельник, духовный наставник Стефана. Келья сохранилась, а вот настенные фрески — нет. Благо остальные монастыри Южной Буковины не утратили росписи.

За яркими красками лучше отправиться в Сучевицу. Она доступная — всего в 17 км от Радовцов и стоит прямо у дороги. Стоит и восхищает — и крепостными стенами, и фресками храма. Устав изучать фрески, мы устроились на лавочке и тихо наблюдали за жизнью монахинь: они тут давно привыкли к туристам и совсем не обращают на них внимания, занимаясь кто стряпнёй, кто уборкой, а кто огородничеством.

Стефан Великий тут не бывал — монастырь построили в 1585 году три брата-боярина Могила. Один из них, Иеремия Могила, основал не только Сучевицу, но и Могилёв-Подольский в нынешней Винницкой области. А знаменитый издатель и просветитель Пётр Могила, чьим именем названа киевская академия, был его родственником.

Через дорогу от обители — сувенирный рынок с местными вышиванками и безделушками в народном стиле. Если силы позволяют, советую взобраться на гору, нависающую над старыми стенами: панорама монастыря на фоне Карпат будет именно такой, какой хочется, — удивительно красивой. Если впечатлений не хватит, есть соседние монастыри Арбор и Молдовица.

Кстати, вскоре должен открыться международный переход из Красноильска в Викову-де-Жос, и добираться в заповедный уголок Румынских Карпат станет гораздо проще. Мы с семьёй обязательно так и сделаем — уж больно хороши сучавские монастыри.

Ирина Пустынникова — краевед, автор путеводителей

***

Этот материал опубликован в №24 журнала Корреспондент от 20 июня 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.