Корреспондент: Бьют БЮТ. Жаркий июль для бизнеса оппозиции

АР

Июльдля оппозиционного бизнеса выдался необычайно жарким. По офисам крупныхпредпринимателей от БЮТ прокатилась волна обысков и внеочередных проверок с большимшумом и маленьким мордобоем.

Широкимфронтом спецслужбы прошлись по предприятиям последнего миллиардера оппозиции -Константина Жеваго, лидера харьковского отделения партии Батьківщина АрсенаАвакова и руководителя молодежного крыла БЮТ Евгения Суслова.

СемьяСусловых, крупные аграрии из Киевской области, выдержав многочисленные визитыпрокуратуры, СБУ, налоговой и даже откровенного криминала, вынуждены теперь продаватьчасть активов. В то время как силовики потрошили сейфы опальных бизнесменов, вАдминистрацию Президента пришло письмо, подписанное тремя представителямиамериканских неправительственных организаций Freedom House и Atlantic Council ДэвидомКремером, Дэймоном Уилсоном и Робертом Нуриком.

Послеобязательных дипломатических реверансов подписанты выразили обеспокоенностьтотальным преследованием властью "главных политических оппонентов". "Длительныетревожные тенденции в Вашей стране ведут Украину к клептократии и авторитаризму,- говорится в письме, адресованном Виктору Януковичу. - Это чреватокатастрофическими последствиями для страны. И это совсем не то, для чего Васизбрал народ".

Широким фронтом спецслужбы прошлись по предприятиям последнего миллиардера оппозиции -Константина Жеваго, лидера харьковского отделения партии Батьківщина Арсена Авакова и руководителя молодежного крыла БЮТ Евгения Суслова.

Подписантызря старались. В эфире 5 Канала Анна Герман, замглавы АП сказала, что отвечатьна это письмо нет смысла. "Мы уже не раз говорили, что в Украине нетполитических преследований", - заявила Герман.

Парадокс:преследований нет, а преследуемых полно. Глеб Простаков, замдиректорааналитического центра Экспертный совет, решает этот сложный ребус с помощьюпростого объяснения.

"Необязательно,что чиновники получили прямое указание прессовать конкретное предприятие, - поясняетаналитик. - Как правило, это инициатива самих чиновников и силовиков, длякоторых оппозиционность бизнесмена - хорошее объяснение своей активностивышестоящему начальству. Сегодня никто не защищен, в том числе и миллиардерЖеваго".

Так это было

Понедельник- день тяжелый. А для 5 тыс. работников белоцерковского завода по производствушин Росава понедельник 11 июля оказался еще и днем зрелищным. Сотрудники СБУ неожиданнодля всех захватили этаж, где располагаются службы финансовой дирекции.

Работапредприятия была парализована. Руслан Зозуля, почетный президент Росавы и посовместительству народный депутат от БЮТ, не понимает причин внезапного налетана предприятие, принадлежащее его коллеге по партии Жеваго.

"Применениесиловых подразделений СБУ для следственных действий по экономическим деламвыглядит нелепо и неадекватно, - реагирует топ-менеджер. - Мне интересно, восколько обошлось госбюджету это шоу, и я буду это выяснять".

Ноодной лишь Росавой спецслужбы не насытились. Обыск прошел в кабинетах банкаФинансы и Кредит, в офисах АвтоКрАЗа, Кременчугского мясокомбината и дажефутбольного клуба Ворскла. Связывает все эти предприятия одно - ихсобственником является Жеваго.

Обыск прошел в кабинетах банка Финансы и Кредит, в офисах АвтоКрАЗа, Кременчугского мясокомбината и даже футбольного клуба Ворскла

Пословам мэра Кременчуга и президента Ворсклы Олега Бабаева, официальная причинатотальной проверки - обвинение футбольного клуба в нецелевом использованиисредств спонсоров. К слову, все спонсоры, как и сама команда, тоже принадлежатЖеваго.

Корреспондент направил письмов СБУ с просьбой объяснить целесообразность штурма полтавских, киевских ибелоцерковских компаний. В ответ тишина. "Это очень похоже на самоуправствоотдельных чиновников силовых ведомств", - говорит Зозуля.

Подобногомнения придерживается однопартиец полтавского бизнесмена, крупный акционеркомпании Инвестор Аваков. В первой половине июля он тоже пережил государственныйналет.

БойцыБеркута и Сокола взяли в осаду четырехэтажное здание. С десяти утра до трехночи они удерживали всех, кто попался в сети, например, сотрудников фирм,размещенных в деловом центре, а также бригаду монтажников, приехавших ремонтироватькондиционер. Пока правоохранители искали документы, компрометирующие компаниюАвакова, случайным заложникам запретили пользоваться мобильной связью икомпьютерами.

Пока правоохранители искали документы, компрометирующие компанию Авакова, случайным заложникам запретили пользоваться мобильной связью и компьютерами

"Всеэти тотальные проверки, маски-шоу и прочие показательные выступленияправоохранительных органов в отношении людей и компаний, так или иначесвязанных со мной, на самом деле направлены на оппозицию нынешней власти вХарькове и Харьковской области", - уверен Аваков.

Дляпредпринимательской семьи нардепа от оппозиции Суслова "наезд" прошел менее ярко,но более содержательно. К нему домой, в Киевскую область, приехали незваныегости, избили охранника и, по словам Ивана Суслова, отца парламентария икрупного местного фермера, сказали буквально следующее: "Вы нас скоро узнаете.Будет здесь скоро новый хозяин".

Автораэтого манифеста найти нетрудно, поскольку Сусловы успели записать номера машин,на которых примчались визитеры. Нардеп даже обратился в милицию, чтобы тамрасследовали инцидент. Но пока госпитализированный охранник большого сочувствияу правоохранителей не вызвал.

Кромеполукриминальных налетов Сусловы практически в бесперебойном режиме встречаютпроверки изо всех контролирующих, инспектирующих и карающих органов власти."Каждый месяц проверки, - говорит 30-летний оппозиционер. - Одна выезжает,другая приезжает, налоговая, прокуратура, СБУ. Мы понимаем, что уже не дадутработать".

Каждый месяц проверки, - говорит 30-летний оппозиционер. - Одна выезжает,другая приезжает, налоговая, прокуратура, СБУ. Мы понимаем, что уже не дадут работать

Несговорчивыефермеры избавляются от активов - продали сахарный завод, отказались от аренды 7тыс. га пашни. Сусловы пытаются сохранить землю, на которой в начале 2000-хпостроили детский дом и родовое имение с мини-парком и мини-электростанцией.

Местная прокуратура через суды оспаривает законностьпродажи семье Сусловых в 1998 году здания в селе Буки, где и размещен приют.Нардеп уже дважды обращался в Генпрокуратуру, чтобы высшая власть остановилачиновничий произвол. Реакции нет.

"Я не прошу меня не проверять, я прошу не нарушатьзаконы и Конституцию, - поясняет Суслов. - Если взять по Букам, то давайтесравним с Межигорьем. У меня нет там [в Буках] забора, туда приходят люди,которые просто хотят погулять".

Милости просят

Цена,которую оппозиция платит за нелояльность к власти, для украинскойдействительности - стандартная монета. На такую мысль Корреспондент натолкнула Анна Деревянко, исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации. Сплетение бизнеса и политики в такой стране, как Украина, присмене власти неминуемо грозит проигравшим беспощадной вендеттой.

"Мировая практика показывает, - говоритДеревянко, - разделение бизнеса и власти необходимо для того, чтобы, с однойстороны, избежать влияния отдельных частных структур на формированиеобщеполитического курса государства, с другой - обезопасить активы компаний и сделатьих независимыми от смены политического курса".

ВладимирФесенко, председатель правления Центра прикладных политических исследованийПента, утверждает, что для западного общественного мнения понятие "оппозиционныйбизнес" - нонсенс.

Сплетение бизнеса и политики в такой стране, как Украина, при смене власти неминуемо грозит проигравшим беспощадной вендеттой

"Бизнесв цивилизованном обществе должен быть вне власти и в политике может приниматьтолько опосредованное участие, - уточняет политолог. - Если народный депутат,даже оппозиционный, является действующим бизнесменом, то для западныхнаблюдателей это еще одно подтверждение архаичности и коррупционностиукраинской политики".

Отечественный деловой этикет все ещесильно отличается от принятого в западном мире. Со сменой власти в Украине происходитвеликое переселение политиков из лагеря аутсайдеров в команду победителей. Заполтора года правления Партии регионов тонущую фракцию БЮТ покинули болеедесятка крупных бизнесменов, часть из них уже во власти. Сработал инстинктсамосохранения.

Внеофициальной беседе Суслову-младшему его оппоненты дали ту же подсказку, каквыйти из тупика. "Переходи в провластный лагерь, и тогда все закончится", - передаетбютовец суть беседы.

"То, что мы сегодня видим [в Украине], определяет ее как клановоеобщество, - говорит Питер Дикинсон, британский журналист, работающий в Украинегенпродюсером англоязычного телеканала Jewish News One. - Украина демонстрируетвнешнему миру тревожное изображение своей страны - смущенные сами собой исклонные к хронической нестабильности".

Бизнес в цивилизованном обществе должен быть вне власти и в политике может принимать только опосредованное участие

Простаковпредлагает шире посмотреть на проблему взаимоотношений власти и бизнеса. По егонаблюдениям, тотальное запугивание предпринимателей вышло за рамки политическихпристрастий. Теперь беспощадно бьют всех, невзирая на цвет партбилета.

"Внекоторых регионах действуют настоящие чиновничьи ОПГ [организованныепреступные группировки], в их составе - налоговики, прокуроры, милиция, - рассказываетэксперт. - Обращения в милицию бесполезны, если у бизнеса претензии к самоймилиции, налоговикам или прокуратуре. Единственный выход - публичность процессазащиты".

Приэтом Простаков уточняет, что информационный шум, открытые воззвания, обращенияк зарубежным послам могут оказаться эффективными, если факты давленияподкреплены документально. Внешнее давление способно заставить авторитарнуювласть ослабить давление, а то и вовсе прекратить произвол.

"Умене на это одна надежда. Я постоянно общаюсь с послами, - говорит Суслов. - Нервыуже сдают, и здоровье тоже".

Внешнее давление способно заставить авторитарную власть ослабить давление, а то и вовсе прекратить произвол

Вконце беседы молодой нардеп сказал, что не питает больших иллюзий и на всякийслучай готовится к худшему. Ведь осенью начнется избирательная кампания передвыборами в парламент, и тогда, ожидает бютовец, с новой силой возобновятсявизиты людей в масках, мантиях, мундирах.

"Еслиони [прокуратура, милиция, суды] пойдутна незаконное решение, я их предупреждал: будет инцидент, - не на шутку злитсяСуслов. - Для простого предпринимателя, который заработал свои деньги, и у негозабирают последнюю курицу, то ему за вилы взяться не проблема. Я сказал, чтобуду защищать свою семью, свое имущество".

***

Этот материал опубликован в №29 журнала Корреспондент от 29 июля2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.