Корреспондент: Через терриконы к звездам. Донецк приобщают к современному искусству

Донбасс получил уникальную возможность увидеть себя глазами известных художников из разных стран. Терриконы, футбол, советское прошлое и гламурное настоящее в их исполнении представлены в шахтерской столице на выставке, организованной СКМ, - пишет Ирина Илюшина в № 44 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года.

Наталья Кравчук/Корреспондент

Дымящие разноцветным дымомзаводские трубы вперемешку с небоскребами бизнес-центров, а внизу, как травапод деревьями, - утопающая в смоге малоэтажная жилая застройка, и вдали - холмызаснеженных терриконов на фоне низких темных туч.

Такой пейзаж открывается изпанорамных окон лифта донецкого офисного центра Green Plaza, где на 20-м этаже до12 января разместилась выставка современного искусства Donetsk goes contemporary(Донецк становится современным).

Эта экспозиция- часть культурного проекта Art point компании Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ),принадлежащей сказочно богатому украинцу Ринату Ахметову, и уже второй годподряд знакомит Донбасс с современным искусством.

Экспозиция - часть культурного проекта Art point компании Систем Кэпитал Менеджмент (СКМ), принадлежащей сказочно богатому украинцу Ринату Ахметову

Терриконы,неотъемлемая часть местного пейзажа, возвышаются и в залах выставки. Ихсмонтировал, согласно полету собственной фантазии, немецкий художник ФранцРодвальт - в один из его терриконов врезался НЛО, другой представлен в видечерного мороженого, а третий - своего рода пьедестал, на который ведет краснаядорожка.

Родвальт -один из 16 участников проекта, украинцев и иностранцев, воплотивших в рамкахArt point свое видение Донбасса посредством современного искусства. Некоторые изних приехали в Донецк за несколько недель до выставки и трудились над своимиработами на месте, другие вдохновлялись на расстоянии.

В результатекроме терриконов более всего зацепили художников две главные страсти местныхжителей - футбол и гламур. Также мастера обратили внимание на обилие советскогонаследия - неотъемлемый атавизм шахтерского края.

"Простоментально все остались еще там [в СССР],где не было такой свободы, - объясняет собственное видение Донбасса участник исокуратор выставки, немец с белорусскими корнями Андрей Логинов. - А теперь вседичают, все хотят заработать много денег и показать, что они богаты".

Кроме терриконов более всего зацепили художников две главные страсти местных жителей - футбол и гламур

Логиновпредставил на выставке серию фотографий полуразрушенных домов и им под стать -памятников советской эпохи. Он считает, что Donetsk goes contemporary, котораяпредлагает зрителям возможность увидеть себя глазами зарубежных художников, способнапомочь жителям Донбасса осознать и перерасти негативное наследие СССР.

Еще одназадача мероприятия - познакомить неизбалованных арт-проектами жителей региона ссовременным искусством. В столице Донбасса пока нет ни одной художественной галереи,а экспозиции единственного регулярного арт-проекта - Изоляция - проходят за городом, куда добираются немногие любителипрекрасного.

"Нам хотелосьв прошлом году к нашему десятилетию [СКМ]сделать что-то для города, что-то, чего еще не было. И вот современногоискусства - его не было", - рассказывает об истоках проекта Ирина Соболь,пиар-менеджер компании СКМ.

Теперь, по еесловам, подобные выставки станут ежегодными и будут организовываться только впубличных местах. "Мы хотим встроить современное искусство в повседневную жизньгорожан", - говорит Соболь.

Задача мероприятия - познакомить неизбалованных арт-проектами жителей региона с современным искусством

На нынешнюю экспозициюкрупнейший работодатель Донбасса, СКМ, потратил около $ 100 тыс. Деньги хоть инебольшие, но вложены в хорошее дело, уверены специалисты. Так первые шагиДонецка в сторону современного искусства приветствует искусствовед АлександрСоловьев, куратор столичного Мистецького арсеналу,а в прошлом - куратор PinchukArtCentre.

"Это очень важнаятенденция, которую наметили Изоляцияи Art-point, - уверен Соловьев. - Во всех развитых европейских странах культурадецентрализована, а у нас наоборот - все в центр, все стремятся в столицу. Ичем больше это [искусство] будетразвиваться вширь, в глубинку, тем лучше".

Ах, вернисаж!..

Послеиндустриального пейзажа из лифта Green Plaza нырок в мир современного искусства- попадание с корабля на бал. Праздничную атмосферу не портят даже узкие коридоры- здесь по окончании выставки разместится обычный офис. А пока между фуршетнымистолами и камерами с трудом протискивается многочисленная публика.

Нарядныедамы на высоченных шпильках и в платьях мини с бокалами шампанского в руках дефилируютот работы к работе и бурно обсуждают увиденное. Их спутники в выборе одежда строги- все в деловых костюмах. Они делят свое внимание между искусством и фуршетом,закусывая вино корзиночками с салатом оливье и перемежая обмен впечатлениями сразговорами по неутихающим мобильным телефонам.

Нарядные дамы на высоченных шпильках и в платьях мини с бокалами шампанского в руках дефилируют от работы к работе и бурно обсуждают увиденное

Строгостьместных мужчин оттеняет цветовое пятно - белоснежная рубашка и ярко-красныебрюки одного из посетителей. Оказавшийся рядом местный коллега шепчет на ухо Корреспонденту, что это ведущийцеремонии открытия, кавээнщик.

Особыйинтерес публики вызывает видеоинсталляция австрийской художницы Лидди ШеффкнехтЗатмение. На огромном плазменномэкране - зеленое футбольное поле, по которому передвигаются тени футболистов.Самих игроков художница "удалила", и зрители с улыбкой следят за "теневой"игрой - остроумная идея австрийки многим по душе.

Зрителизадерживаются и в зале, где выставлены работы бельгийца Вадима Востерса - там исам автор, невысокий худощавый брюнет. Через переводчика он объясняет своевидение Донецка на примере собственной видеоинсталляции. На ней запечатленночной перформанс, во время которого Востерс, подобно древнему греку Диогену впоисках человека, гулял по Донецку с гигантским прожектором и освещал оперныйтеатр и памятник великому тенору Анатолию Соловьяненко.

От покрытогосусальным золотом памятника исходит сияние, зрители ахают, а довольный авторобъясняет, что свет и тень - это универсальные категории. И понимать работы Востерсаможно как буквально - попытку осветить культурные объекты Донецка, обычнонаходящиеся в тени индустрии города, - так и фигурально, как кому подсказываетфантазия.

Донецк ему ужасно понравился тем, что сильно отличается от Западной Европы, терриконы напоминают горы и оживляют пейзаж, а ходить ночью по городу совсем не страшно

"А еще эташтука [прожектор с мини-электростанцией]ужасно тяжелая!" - жалуется художник. Окружающие его девушки сочувственновздыхают. Затем Востерс делится с Корреспондентомвпечатлениями: Донецк ему ужасно понравился тем, что сильно отличается от ЗападнойЕвропы, терриконы напоминают горы и оживляют пейзаж, а ходить ночью по городусовсем не страшно.

И тут всехприглашают в главный экспозиционный зал, где кавээнщик в красных штанах бойкооткрывает Donetsk goes contemporary, заставляя несколько растерянных кураторов,Логинова и его бельгийского коллегу Стива Схепенса, синхронно перерезатьленточку. Затем дарит каждому из них кусочек красного шелка на память.

Под бурныеаплодисменты публики Схепенс пристраивает сувенир в качестве платочка внагрудный карман своего пиджака и в очередной раз бежит проверять, все ли впорядке в залах экспозиции.

Шоковая терапия

Волнение организаторов можнопонять: всего за три часа до открытия не было развешено и трети работ. "Нелегкобыть одновременно и художником, и куратором, - рассказывает Логинов. - Ведь всесделано было за месяц. К тому же бюджет был рассчитан заранее, и в такихслучаях сложно [работать]".

Егоколлега из Бельгии, также побывавший в шкуре художника-куратора, от сложностейсо смехом открещивается и уверяет, что Донецк - отличный стимулятор творчества.

Сьерра представил инсталляцию Ветеран войны в Афганистане, стоящий в углу - настоящий ветеран в парадной форме, который стоит спиной к зрителям как упрек обществу и власти, игнорирующей своих граждан

"Планировалсяодин проект, а когда нас пригласили со Стивом [Схепенсом], мы подняли эту планку очень высоко, выше, чем моглиорганизаторы [по бюджету]. Поэтомувсем было немного сложно", - настаивает на своем Логинов.

Однакопроект удался, хотя и не обошлось без незапланированных перформансов - напримерс работой испанца Сантьяго Сьерры, знаменитого провокационными и политическимипроектами.

В Донецке Сьерра представил инсталляциюВетеран войны в Афганистане, стоящий вуглу - настоящий ветеран в парадной форме, который стоит спиной к зрителямкак упрек обществу и власти, игнорирующей своих граждан. Когда ветеранотдыхает, по требованию художника вместо него в зале вывешивают текст,объясняющий концепцию.

Однако организаторы выставки решили,что в отсутствие настоящего ветерана его вполне может заменить фото - в полныйрост. Увидев это, Схепенс изменился в лице, сорвал и выбросил снимок. Организаторыгнев заезжей звезды стерпели и спорить не стали.

А презентациядонецкого вернисажа близилась к концу: вино и шампанское заканчивались,расслабленная искусством публика тянулась к выходу.

В это времявздохнувший с облегчением куратор проекта Схепенс рассказывал Корреспонденту, что совсем чужим вУкраине себя не чувствует, поскольку его жена - украинка и раньше он бывал воЛьвове, Киеве и других городах. А в Донбассе больше всего его поразила степеньиндустриализации региона.

Я вырос в шахтерском регионе, но у нас это уже все закрыто, не работает. И, в любом случае, заводы не посреди города, как в Донецке

"Заводы ишахты находятся прямо в черте городов, - изливал он свое удивление наКорреспондент. - Я вырос в шахтерском регионе, но у нас это уже все закрыто, неработает. И, в любом случае, заводы не посреди города, как в Донецке".

Почти так же,как Схепенс Донецком, удивлены увиденным гости выставки. За исключением развечто тех, кто посетил ее аналог год назад. "В прошлом году, когда я пришла, этобыло немного шокирующим, - признается молодая донецкая художница ЕленаСоловцова. - Сейчас мне уже проще понять. Хорошо, что такое у нас проходит, ине единожды, - люди адаптируются".

***

Этот материал опубликован в №45 журнала Корреспондент от 18 ноября 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь