Корреспондент.net: Личные культы

Хотите во время острого финансового кризиса, быстро найти несколько свободных миллионов гривен? Спросите у депутатов Киевсовета – как? Они в этом вопросе имеют свежий опыт. 2 октября городским мужам удалось в экстренном порядке принять изменения в столичный бюджет и направить 6,2 млн грн. на завершение реконструкции парка Славы.

Щедрость и оперативность своих коллег депутат Киевсовета Сергей Мельник объясняет просто. На самом деле внушительная сумма была выделена не на приведение в порядок излюбленного места отдыха киевлян, а на завершение строительства первой очереди одного из главных детищ Президента – Мемориала памяти жертв Голодомора. Сдавать масштабный объект нужно уже 15 ноября.

"Сверху и пришла отмашка подсуетиться и помочь строителям материально", - считает Мельник.

Впрочем, 6 млн грн. – лишь капля в море по сравнению с 80 млн грн., предусмотренными нынешним госбюджетом на строительство Мемориала, и его общей сметной стоимостью - 750 млн грн.

Ничуть не меньше впечатляет и сумма в 266 млн грн., которую в проекте госбюджета на 2009 год планируют выделить на сооружение еще одного президентского проекта – музейного комплекса Мистецький Арсенал. Для сравнения, в этом году чуть меньше денег ушло на финансовую поддержку всех национальных театров страны.

Корреспондент решил разобраться, насколько эффективно осваиваются огромные государственные средства, выделяемые на реализацию самых масштабных культурных проектов, определить степень прозрачности проведения конкурсов, и выяснить, смогут ли мега проекты власти, в конечном итоге, стать частью культурного наследия страны.

Результаты расследования для власти и ее творений оказались неутешительными – огромные суммы вливаются в сооружения, которые могли бы быть значительно дешевле. При этом на многие жизненно необходимые для Украины программы – к примеру, на борьбу с эпидемиями опасных болезней выделяется в десятки раз меньшие суммы.

В Арсенале власти

Вспоминая о первом этапе международного конкурса на определение лучшего архитектурного проекта Мистецького Арсенала, Игорь Шпара, член жюри конкурса и президент Национального союза архитекторов Украины, обреченно вздыхает. По его словам, проблемы вокруг масштабного мероприятия начались еще зимой, когда организатором тендера стоимостью в 1,3 млрд грн. стала никому неизвестная немецкая компания Phaseeins.

В результате об условиях конкурса, размещенных на сайте той же компании, узнали почему-то лишь отдельные европейские архитекторы. Прорваться в засекреченное для отечественных участников соревнование в последний момент удалось лишь двум украинским бюро. Впрочем, среди семи победителей первого этапа из Японии, Швеции, Великобритании, Дании, Германии и Австрии, украинцев не оказалось.

"Атмосфера конкурса была очень нехорошая. Организаторы все делали в условиях повышенной секретности, якобы чтобы не вызывать нездоровых эмоций у общественности", - вспоминает Шпара. Завеса тайны организаторами создавалась осознанно – поводов для "нездоровых эмоций" было хоть отбавляй.

Во-первых, в числе членов жюри с украинской стороны преобладали лояльно настроенные к Президенту чиновники, а не профессиональные архитекторы. В числе судей оказались Игорь Тарасюк, глава Государственного управления делами Президента, Василий Вовкун, министр культуры, Игорь Дидковский, директор государственного предприятия Мистецький Арсенал, и Юрий Богуцкий, заместитель главы Секретариата Президента.

Во-вторых, по условиям организаторов, на территории Арсенала, который является буферной зоной охраняемого ЮНЕСКО памятника Киево-Печерская Лавра и не подлежит застройке, предполагается возвести около 17 новых объектов. В том числе, концертный зал на 1,5 тыс. зрителей, многоэтажную гостиницу, VIP-апартаменты и подземный паркинг на 1 тыс. мест.

Хотя каким образом такое количество машин будет попадать на переполненную столичную улочку Цитадельная, с которой по плану и предусмотрен заезд, не знает даже Владимир Воробьев, выступивший в конкурсе в качестве эксперта по транспорту.

Не понятно профессиональным архитекторам и то, зачем на заповедных 7,6 га. нынешнего Арсенала организаторам понадобилось втискивать так много объектов. Хотя одно предположение у Шпары есть. Он уверен, что раз создание гармоничного архитектурного ансамбля изначально не является приоритетом организаторов, то на лицо иная причина.

"Я вижу только один резон – коммерческая выгода", - считает глава Нацсоюза архитекторов.

К слову, убедиться в правдивости слов архитекторов о беспрецедентной плотности застройки заповедной территории, у простых обывателей нет. До 1 декабря 2008 года, то есть до момента определения победителя, проекты, прошедшие во второй тур,  засекречены.

Впрочем, Корреспонденту удалось ознакомиться с ними раньше и понять причины повышенной конспирации. Согласно условиям конкурса, чуть ли не главным, если судить по занимаемой площади, объектом нового Арсенала станет гостиница, сам факт наличия которой в культурном центре вызывает серьезную критику.

Она займет почти 15 тыс. кв. м. Это фактически в три раза больше научно-исследовательского реставрационного центра и в 1,7 раза больше музея  современного искусства, которые тоже запланированы к строительству, но куда более прямо соотносятся с идеей музейного комлпекса.

 "Вы можете представить какую прибыль, при правильном подходе, принесут апартаменты с видом на Лавру? - иронично комментирует задумку организаторов Георгий Духовичный, вице-президент киевской организации Союза архитекторов. И тут же отвечает на собственный вопрос. – Фантастическую".

Памятник себе

Традиции не афишировать, кому и на что идут бюджетные средства, следуют и в Киевсовете. Его чиновникам не хватило двух недель, чтобы ответить на вопросы Корреспондента, касающиеся финансирования строительства Мемориала памяти жертв Голодомора, который так же как Арсенал разместится под стенами Лавры. Между тем, на сооружение Мемориала из кармана налогоплательщиков в этом году уже ушло более 80 млн. грн.

Плоды внушительных инвестиций все желающие смогут увидеть уже в ноябре нынешнего года, как раз к 75-ой годовщине Голодомора. К этой дате планируется сдача 30-тиметровой колокольни и небольшого выставочного зала под ней. Во вторую очередь должны будут построить музей жертвам Голодомора и благоустроить склоны. На все про все из бюджета уйдет около 750 млн грн., то есть $ 150 млн.

Заоблачная сметная стоимость комплекса значительно превосходит расходы на аналогичные проекты на Западе. Так, открытый в 2001 году в Берлине музей памяти жертв Холокоста обошелся казне в $ 54 млн. Еще меньше власти Израиля истратили на сооружение мемориала жертвам Холокоста в Иерусалиме – всего около $ 20 млн. Остальные $ 80 млн пожертвовали меценаты, в том числе украинские.

Механизм фантастических бюджетных отчислений на отдельные гуманитарные проекты Корреспонденту объяснил народный депутат от БЮТ Олег Ляшко, член бюджетного комитета Рады. "При составлении госбюджета Президент вносит свои "культурницькі" предложения и в случае их непринятия, отказывается подписывать бюджет. Это очень принципиальная позиция его [Президента] Секретариата", - объясняет Ляшко. И тут же добавляет, что толку от сверх затрат нет.

По словам депутата, во время разного рода реставрационных и строительных работ в одном только городе Батурине, куда Президент планирует перенести свою резиденцию, денег больше разворовали, чем освоили.

"Но даже если б не воровали, то в наших условиях, когда средств не хватает на зарплаты бюджетникам и борьбу с туберкулезом, тратить фантастические суммы на мемориалы – преступление", - говорит бютовец. С парламентарием сложно не согласиться. На преодоление эпидемий туберкулеза и СПИДа в этом году власть выделила всего порядка $ 2 млн.

Траты украинских властей на сооружение Мемориала тоже можно было бы сократить за счет частных пожертвований. Вот только после 2005 года, когда  Контрольно-ревизионное управление уличило руководство Арсенала в растрате почти 8 млн грн., выделенных на строительство частными лицами, желающих безвозмездно помочь осталось немного.

Сэкономить бюджетные деньги можно и другим способом. В Специальном управлении противооползневых работ Корреспонденту объяснили, что львиная доля средств для Мемориала идет не на привлечение лучших архитекторов, а на укрепление оползнеопасных днепровских склонов, где и расположится огромный комплекс.

"Очевидно, Президенту нравятся места вокруг Лавры, вот он все туда и лепит, - объясняет выбор места для строительства Духовичный, который не устает повторять о том, что прилегающая к Лавре территория является заповедной зоной. – Но только представьте, что по чьей-то прихоти начнут застраивать территорию вокруг британского Tower [одного из главных архитектурных памятников Лондона, расположенном в центре города]. Это невозможно".

Земля под Мемориалом таит в себе не только опасность, но и исторические артефакты. Глеб Ивакин, замдиректора Института археологии НАН Украины утверждает, что на этой территории в свое время было княжеское село, и археологи находили там древние клады монет. Чтобы закончить ее изучение и дать возможность строителям начать полномасштабные работы, ученым понадобится, как минимум, два года.

По мнению Духовичного, это время у ученых есть. Он не понаслышке знает, что путь украинских властей от слов к делу в вопросах реализации культурных проектов очень долог. В свое время, архитектор предложил и разработал проект монумента Соборности Украины. Масштабный проект пришелся по душе предыдущему президенту Леониду Кучме, но отмашку на начало строительства Духовичный так и не получил, хотя специально для этих целей был расчищен склон между Мариинским дворцом и Парковой Аллеей.

Нынешний глава государства тоже не раз восхищался проектом, но на этом дело и закончилось. "Это такой наш менталитет – культурой занимаются активно в двух случаях: если есть, что украсть или совсем нечего делать", - резюмирует архитектор.

 

Это расследование было опубликовано в № 40 журнала Корреспондент от 18 октября 2008 года