Корреспондент.net: Так воровалась сталь

100 т металлолома вывозится из чернобыльской зоны ежедневно. Это два железнодорожных состава в пятьдесят вагонов. И так 20 лет. Половину из этого потока обеспечивает государство, остальное развозят по миру контрабандисты.

В конце мая Служба безопасности Украины (СБУ) положила лицом на асфальт группу злоумышленников, которые вывозили радиоактивный лом под прикрытием службы охраны зоны. "Именно это и позволяло им длительное время оставаться незамеченными", — говорит Корреспонденту Марина Остапенко, пресс-секретарь СБУ.

По информации Союза ликвидаторов аварии на ЧАЭС, за последние два года из зоны преступными группами было вывезено около 80 тыс. т черного и цветного металла. Неконтролируемый поток радиоактивного лома из мертвой зоны ЧАЭС активизировался. Нелегалам есть чем рисковать — по данным французской инвестиционной компании NNS, сотрудничающей с госпредприятием — дезактиватором чернобыльского металла Комплекс, ныне на территории зоны еще остается около 1,5 млн т черного и цветного лома общей стоимостью до 1 млрд грн.

По подсчетам Генпрокуратуры, в чернобыльской зоне находится до 2 тыс. единиц разукомплектованной техники. Чтобы усложнить проникновение к этому дорогостоящему радиоактивному лому, был выстроен металлический забор длиной в 400 км. Нашли чем напугать. Его разобрали и продали на металлолом сами местные жители.

Излучающий изотопы металл беспрепятственно проникает не только на внутренний рынок, но и рвется в Россию. Соседи в панике. Тамошний бизнес требует от правительства Владимира Путина поставить шлагбаум на пути радиоактивному экспорту. "Не исключено, что именно из этого металла изготавливаются трубы, экспортируемые Украиной в Россию", — констатирует председатель Всероссийского хозяйственного союза Николай Ковалев.

 

Переключая каналы

 

Единственной легальной лицензией на сбор, перевозку и дезактивацию радиоактивных металлов обладает специальное предприятие Комплекс, расположенное непосредственно в чернобыльской зоне. Сергей Костыря, директор одного из столичных автотранспортных предприятий, рассказывает, что лом из зоны вывозят по обычным накладным, а на самом металле клеится сертификат Дезактивировано. Впрочем, по словам руководителя АТП, такие наклейки можно легко купить у охранника на КПП и вывезти хоть весь реактор. Этой лазейкой и пользуются контрабандисты.

Костыря познакомил журналиста Корреспондента с людьми, которые, как они утверждают, еще недавно специализировались на незаконном металлотрафике из зоны. С 2006 года они работали в тесном контакте с охраной периметра зоны отчуждения, которая фактически обеспечивала безопасный проезд нелегальных караванов через пропускные пункты.

На условиях анонимности экспедиторы радиоактивного металла рассказали, что собранный в зоне лом, как правило, вывозят на сборочные пункты в разные области Украины — преимущественно Полтавскую, Житомирскую и Запорожскую. "На новом месте на партию этого металла составлялись чистые документы, и его чернобыльский след терялся", — пояснили нелегалы Корреспонденту механизм отмывки левого груза. "Проблем с приемкой такого лома, как вы понимаете, практически никогда не было, — говорят сталкеры, — ведь ни на одном из таких металлопунктов дозиметров нет".

Чернобыльский лом развозится на 300 предприятий Украины. В их числе — крупнейшие в стране меткомбинаты и машиностроительные заводы. Проникающий на склады радиоактивный лом перерабатывается и идет на производство сельхозтехники, строительных конструкций и т. д. Проконтролировать маршрут этой опасной продукции нереально. "Отследить маршрут металла из зоны невозможно", — говорит Андрей Сельский, начальник администрации зоны отчуждения и зоны безусловного (обязательного) отселения.

Впрочем, в компании Метинвест, которая владеет частью Харцызского трубного завода и рядом меткомбинатов, Корреспондент успокоили как могли. Иван Шмидик, отвечающий в компании за связи с общественностью, сказал: "На нашем и на других металлургических предприятиях стоят тройные кордоны дозиметрической проверки, то есть попадание на производство радиоактивного металла исключено". Тем не менее левый лом из зоны активно расходится по стране. Союз ликвидаторов аварии на ЧАЭС оценивает объем воровства радиоактивного лома в порядка $ 80 млн. И это только то, что украдено из зоны отчуждения в последние два года.

 

Везет металл нелегал

 

Анатолий Колядин — один из первых работников ЧАЭС, который заявил о существовании нелегального канала по вывозу металлолома с территории зоны отчуждения. По словам ветерана мирного атома, речь идет не о нескольких грузовиках-дальномерах, а о караванах с черным и цветным металлоломом на борту.

По информации Колядина, под нож мародеров попала и единственная в стране станция раннего обнаружения пуска баллистических ракет Чернобыль-2. "135-метровую антенну некогда секретного объекта уже начали разрезать на фрагменты, — говорит он. — Это и понятно, ведь на станции около 100 т алюминия и меди. Цена вопроса около 1,5 млн грн".

Чернобыль-2 уже давно предназначен для дезактивации и резки на лом, это Корреспонденту подтвердил и Сельский. Правда, пока госкомпания точит ножи, контрабандисты нарезают на ломтики радиоактивный металл.

Эти и другие факты вывоза зараженного лома с территории  зоны отчуждения Колядин в марте описал Совету национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Через две недели доброжелателю пришел ответ. Правда, не из СНБОУ, а из Киевской областной прокуратуры. Суть четырехстраничного прокурорского ответа сводился к следующему: изложенные вами факты не подтвердились, нелегального вывоза радиоактивного металлолома зафиксировано не было. "И это притом, что к письму я приложил фотографии, где были сняты грузовики, груженные металлоломом, которые выезжали из зоны", — разводит Колядин руками.

Кроме того, один из работников областной прокуратуры, пожелавший остаться неназванным, сообщил Корреспонденту, что крупнейшая радиолокационная станция Чернобыль-2 и прочая техника вообще не имеет никакой стоимости, поскольку нигде не числится на балансе.

Версия Колядина о черном вывозе зараженного металла подтвердилась примерно через месяц после прокурорской отписки. 30 мая СБУ накрыла группу предприимчивых украинцев, которые транспортировали лом из Чернобыля.

По мнению Остапенко, криминальный канал мог действовать около трех лет. "Металлисты" работали по-крупному: вывозили не только запчасти к сельхозтехнике, но и военную технику, которая использовалась в первые дни после катастрофы. Все это время сталкеры работали под прикрытием сотрудников департамента охраны зоны.

Загрязненный металл уходил на переработку. Запчасти сбывали автолюбителям. Правоохранители сообщили, что также была попытка вывезти из зоны старый вертолет Ми-8. В дальнейшем этот радиоактивный динозавр советской авиации планировалось переоборудовать под кафе.

По самым скромным подсчетам, за три года такого опасного экспорта задержанные вывезли до 50 тыс. т металлолома. А по информации Союза ликвидаторов, за последние два года из зоны нелегально вывезено около 100 тыс. т черного и цветного металла. Такие объемы, по словам начальника отдела Донецкого государственного научно-исследовательского института цветной металлургии Виктора Попова, соизмеримы с годовым объемом переработки металлолома в Украине.

Кроме отечественных предприятий чернобыльский лом едет и за пределы восточных границ страны. По оценкам Анатолия Пивня, замдиректора консалтингового агентства Аврора — ВЭД, объемы поставок радиоактивной металлопродукции в Россию к началу 2008 года практически удвоились и теперь составляют до 110 тыс. т ежегодно. "Это можно объяснить только существованием еще одного канала поставок металлолома из зоны отчуждения — нелегального", — уверен эксперт.

 

Небезопасный экспорт

 

До тех пор пока нелегальный вывоз чернобыльского металла был внутренним делом страны, существование этого бизнеса практически игнорировалось. События приобрели контуры большого скандала, когда о бесконтрольном ввозе лома из зоны заявили в России. Летом 2007-го российские таможенники остановили около 15 тыс. т металла, который не прошел дозиметрический контроль. Поскольку радиоактивный металл задержали еще до его ввоза в Россию, конфликт замяли.

"Радиоактивный металл везут к нам уже чуть ли ни целыми железнодорожными составами", — тогда же заявил руководитель Южного таможенного управления РФ Игорь Литвинов. Всего же, по данным таможенника, за два последних года на украинско-российской границе было задержано более 2 тыс. партий радиоактивных грузов, в том числе металлопродукции.

Юг России — традиционно крупнейший рынок украинских металлургов. До половины проката в Южном федеральном округе — родом из Украины. Вот почему 10 июня Иван Хромченко, председатель Союза строителей Юга России (ССЮР), обратился к президенту государственной корпорации Олимпстрой Виктору Колодяжному с требованием усилить радиационный контроль при строительстве олимпийских объектов в Сочи. "Прежнее руководство Олимпстроя уже заключило долгосрочные договоры с металлургическими предприятиями Украины на поставку металла, в которых, по имеющейся у ССЮР информации, не был предусмотрен пункт о радиационном контроле", — говорится в сообщении пресс-службы Союза строителей.

Не только Юг, но и центр России в ужасе от нашествия радиоактивного металла. Ковалев обратился в Кремль с просьбой "защитить российского гражданина от рецидива Чернобыля". "Если украинские трубы небезопасны в использовании, то мы с легкостью можем перейти на трубы своего производства", — говорит Ковалев Корреспонденту.

Опасный сигнал. В результате скандала может пострадать весь украинский экспорт металла в Россию. А это более 700 тыс. т металлопродукции, что в сумме дает стране $ 870 млн в год. Иван Харчук, аналитик компании Dragon Capital, уверен, что соседи с удовольствием воспользуются скандалом вокруг чернобыльского лома. "Тиражируя слухи о радиоактивности украинского металла, россияне просто стараются освободить рынок от сильного конкурента из Украины, — говорит эксперт. — Дешевые и качественные трубы из Украины стоят на пути российских производителей".

 

Это расследование было опубликовано в № 24 журнала Корреспондент от 28 июня 2008 года