Корреспондент.net: Миллиарды под ногами
Олег Яцив, юрист киевского завода Росинка, в прошлом году решил ввязаться в земельную авантюру. У него родилась вторая дочка, и квартира в спальном районе Киева стала тесной. Потому он вооружился Земельным кодексом, согласно которому каждому украинцу гарантировано право на получение бесплатного земельного участка. Следуя букве закона, Яцив разослал 32 письма главам сельсоветов Киево-Святошинского района Киевской области с просьбой выделить ему землю.
"Я-то знаю, как это нужно сделать - $ 5 тыс. взятка за сотку, и все будет нормально. Но для дома нужно минимум 15 соток, а у меня таких денег нет", - объясняет свой поступок отец семейства.
Результат стараний – письма с отказами. Годовалая дочь искателя бесплатной земли с огромным удовольствием мнет их и по одному сбрасывает на пол. Участков для гражданина Яцива в районе нет. Правда, для других землю находят, уверен он, но доказать это почти нереально.
О земельной коррупции в столичном регионе, действительно, говорить не принято. Хотя именно здесь цена сотки земли с легкостью зашкаливает за $ 10 тыс. Здесь ради земли уничтожают лес, намывают искусственные острова. Из-за земли происходят покушения на жизни людей и даже убийства. И регулярно исчезают документы, по которым те или иные земельные наделы нашли новых частных собственников.
Причем свои наделы неподалеку от Киева имеет вся политическая и властная элита государства. А правит этой частью Украины губернатор Вера Ульянченко, близкая соратница Президента Украины.
Евгений Жовтяк знает проблемы региона не понаслышке — сам в течение нескольких лет был губернатором Киевщины. "В Киевской области переплелись интересы трех политических сил", — утверждает он, имея в виду политических тяжеловесов — Нашу Украину, БЮТ и Партию регионов. В области их объединяют общие интересы, а потому недовольных оппозиционеров нет.
Область невозможного
В том, что в Киевской области из-за земли возможно невозможное, недавно убедилась Валентина Полтавец, заместитель мэра города Украинка. Как-то утром на новостном сайте в интернете она увидела копию документа, из которого следовало, что обладминистрация отдала лес, принадлежащий местному горсовету, некоему гражданину Алексею Фролову.
Когда Полтавец узнала подробности, то была шокирована. Оказалось, что в один день, 29 сентября 2007 года, областное начальство выделило 72 участка по 0,99 га для сельскохозяйственных нужд неизвестным личностям.
"Овраги, болота, сосны – попробуйте здесь что-то вырастить", - иронизирует Полтавец, из окна машины показывая Корреспонденту густой сосновый лес, еще не тронутый новыми собственниками. "Сегодня такая земля стоит $ 20-40 тыс. за сотку. А ее выделили бесплатно! То есть цена вопроса – минимум $ 144 млн", - оперирует баснословными суммами заместительница мэра.
Почему все это богатство раздали нескольким людям и именно по 0,99 га, для Полтавец не секрет. Ведь на бесплатную передачу 1 га леса нужно решение Верховной Рады. А если не хватает всего одной сотки до такой площади, хватит решения областной власти. Что и сделал Виктор Вакараш, замглавы Киевщины, который в своих письмах-распоряжениях передал лесную землю.
В ответ на попытки Полтавец получить объяснения последовали отказы и отписки. "Особо отличилось Государственное лесное хозяйство. Нам ответили, что половину леса под якобы сельскохозяйственные нужды разрешили передать, потому что он слишком густой", - возмущается она.
О том, почему раздавать земли на Киевщине несложно, и как работает механизм подобного распаевывания, хорошо знает Тарас Ламах, депутат Обуховского райсовета. Участки в районе, самом престижном в области, говорит он, раздаются бесплатно по решению главы районной государственной администрации Виктора Остринского. Так земля переходит "высокопоставленным чиновникам" или спекулянтам, которые перепродают ее уже по рыночным ценам.
А для того чтобы участки выделялись без проблем, и не было возмущений, действует простая схема. "Мне и другим депутатам Остринский предложил по 50 соток лесного массива в районе поселка Плюты. Рыночная цена такого участка сегодня - не ниже $ 1 млн", - рассказывает Ламах. Впрочем, лично встретиться с Корреспондентом оппозиционный депутат отказался.
Зато Остринский на встречу время нашел. Он утверждает, что взяток не предлагал, а обвинения "глупы и неправдивы", но "подать в суд на этого негодяя пока некогда". По его словам, как раз Ламах и является коррупционером – не раз приходил и просил Остринского изменить целевое назначение тысяч гектаров сельхозугодий с целью их дальнейшей продажи и застройки. Именно отказом в поддержке незаконных начинаний депутата и объясняет районный начальник обвинения в свой адрес
Как бы там ни было, но то, что местному депутату якобы предложили не просто землю, а лес – не случайность. Простора для деятельности под Киевом уже почти не осталось – скупили даже земли сельхозназначения, которыми сегодня в стране по закону торговать нельзя. Но леса еще остались. А как сделать из них участок для застройки в Украине уже давно придумали – хоть полведра солярки под каждое дерево, хоть лесной пожар.
Но не только лесные вопросы решаются на Киевщине специфическим образом. Иногда в ходе борьбы за драгоценную землю в ход идут еще более кардинальные меры.
Например, в прошлом году в городе Борисполе, что под Киевом, был застрелен политконсультант блока Литвина и коммерческий директор Земельно-ресурсного клирингового центра Олег Шеремет. Причем несколькими месяцами ранее на его жизнь уже покушались. Шеремета в Борисполе знали многие – он несколько лет подряд отстаивал в судах интересы селян, помогая им вернуть незаконно отобранные паи. Следствие не исключает, что мотивом убийства Шеремета стало его непосредственное участие в земельном вопросе.
В 2007 году в городе Макаров Киевской области стреляли в председателя Госагентства по земельным ресурсам Игоря Яцука. Ему тоже не в первой - годом ранее, когда он возглавлял отдел земельных ресурсов Макаровской райадминистрации, его похищали и требовали у родственников выкуп в $ 450 тыс.
Яцук о покушении предпочитает не распространяться, однако не отрицает, что оно могло быть связано с его профессиональной деятельностью.
С завидным постоянством документы по земельным вопросам похищают из районных и сельских архивов люди в масках. Так, уже принадлежащая кому-то земля может обрести нового владельца. Недавно государственный комитет архивов Украины опубликовал обескураживающую информацию: уже в этом году в Броварском районе украли 82% всей документации, а в прошлом дважды похищались документы в Обуховском.
Люди-невидимки
Найти тех, кто причастен к земельным аферам в регионе, невозможно. О них если и говорят, то лишь намеками.
К примеру, экс-губернатор Киевщины Жовтяк, как и другие осведомленные в этом вопросе люди, ограничивается лишь общими обвинениями в сторону власти. Но не называет тех, кто имеет выгоду от нелегальной земельной раздачи.
Жовтяк утверждает, что сегодня в области вновь процветают коррупционные схемы, связанные с переделом золотых соток. И происходит это даже с большим размахом, чем это было до оранжевой революции. "Ульянченко их возобновила", - добавляет он. Кроме того, Жовтяк рассказывает, что нынешняя областная власть не просто раздает земли, а уже "взялись и за леса первой категории".
Сама Ульянченко считает, что "утверждения господина Жовтяка относительно лесных земельных участков государственной собственности несколько преувеличены". А подпись ее заместителя в документах на лес под Украинкой - еще не приговор, а просто разрешение разрабатывать проект.
Жовтяк стоит на своем. По его мнению, сейчас в столичной области переплелись интересы трех основных политических сил - Блока Юлии Тимошенко, Нашей Украины и Партии регионов, что гарантирует полную безнаказанность всем участникам земельного дерибана.
Действительно, правдоборцев в этих лагерях не нашлось. Депутат от Партии регионов Василий Горбаль, заверявший Корреспондент, что владеет информацией о масштабных злоупотреблениях в Киевской области при выделении земли, от дальнейших разговоров уклонился.
В пресс-службе БЮТ также затруднились предоставить какие-либо комментарии по поводу выделения земельных участков в Киевской области. Хотя представители именно этой политической силы одержали уверенную победу в столичном регионе и стоят у руля сельских, районных и областных советов.
Более того, именно бютовца Богдана Губского многие собеседники Корреспондента называют главным латифундистом Киевщины. А обвинить его в земельной коррупции решился только Василий Сильченко, экс-секретарь парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений.
Он утверждает, что структуры, подконтрольные Губскому и его партнеру Сергею Осыке, скупили 18 тыс. га земли вокруг Киева и вовсю приобретают у селян земельные сертификаты по $ 2-5 тыс., предлагая им подписать чистые листы. Сам видный бютовец эту информацию опроверг через суд.
Так что если и всплывают какие-то фамилии, то лишь посредников. Как, к примеру, это случилось с человеком, который получил 70 га леса в Козинском лесохозяйственном заказнике, что в Обуховском районе.
Как рассказал Корреспонденту анонимный источник в Козинском сельсовете, счастливым собственником леса стал некий Вадим Дмитриев. Оказалось, его годовой доход складывается из примерно $ 20 тыс. в месяц от операций с недвижимостью. Кроме того, владелец леса регулярно получает заплату в $ 3 тыс. на предприятии Сан Ремо, основной деятельностью которого является добыча песка и гравия. Правда, этих денег явно мало для того, чтобы купить надел, стоимость которого приближается к $ 70 млн.
И не только лес идет в ход. Под Козином регулярно намывают искусственные острова, якобы для укрепления берега. Александр Луцкий, секретарь земельной комиссии Киевсовета, утверждает, что Козинский поселковый совет намывом новых территорий занимается вовсю, и уже противозаконно выделил разным компаниям 1,3 тыс. га таких земель.
Страдают все
Почвой для земельного беспредела служит то, что в стране нет земельного кадастра. В нем должна содержаться исчерпывающая информация о земле, и ее собственниках. Еще в 2004 году Всемирный банк дал Украине почти $ 40 млн в кредит на его создание.
Деньги взяли, но, по словам Константина Радченко, руководитель отдела в аппарате Верховной Рады, много лет проработавшего в Комитете по земельным ресурсам, ничего толком не сделали — разве только компьютеры купили. Мол, Министерство юстиции и Комитет земельных ресурсов рассорились на почве того, кто будет вести земельный учет.
"Если бы у нас был прозрачный реестр земель, то такое бы выплыло, что мало не показалось", - намекает на взрывоопасность информации Радченко.
Также бесславно закончилось и другое благое намерение. С этого года все местные органы власти обязали продавать землю на аукционах. Но прозрачности земельному вопросу это не добавило.
В Украине есть госкомпания Национальная сеть аукционных центров, которую создавали именно для проведения земельных аукционов. Однако Юрий Тараторин, ее гендиректор, именно в Киевской области работу своим специалистам найти не может. "Из-за коррупции нас, государственную компанию, не пускают сюда. Тут самые лакомые куски. Вот в прошлом году пытались провести аукцион в Фастове, с мэром договорились, но его сразу отстранили", — красноречиво разводит руками Тараторин.
Местные власти даже стали облагораживать полукриминальный процесс выделения земель. К примеру, гражданин Германии Ральф Ловак, директор консалтинговой компании ОЛТ Консалт, искал для иностранных инвесторов участок под Киевом для производства автомобильных деталей. Ему посчастливилось найти "один гектар свободный, последний" в Бориспольском районе, в аренду на 49 лет.
И тут он убедился, что "в Украине существует неписаный закон - если село или город отдает инвестору землю, то они [местные власти] хотят получить деньги на развитие инфраструктуры". Для Ловака это означало - перечислить деньги фирме, которая ремонтировала местный детский садик.
"Сейчас Совет национальной безопасности и обороны проверяет все проекты [землеотводов] по Киеву начиная с 2006 года. А в области все делают вид, что ничего не происходит. А если сравнить, то Киев, по беспределу и дерибану, просто отдыхает", - уверен Луцкий.
Это расследование было опубликовано в № 6 журнала Корреспондент от 16 февраля 2008 года