ЕЖ: 3+1, или третий лишний?
Очередные переговоры обещают стать новым раундом в привычной торговле "газ в обмен на…" Украинская оппозиция расшифровывает это уравнение категорически - "газ в обмен на независимость". Риторика российской стороны выглядит прагматично: речь идет всего лишь о Таможенном союзе, о тарифах и пошлинах. Украина открывает рынок для России, Белоруссии и Казахстана, в светлом будущем это сулит ей 35%-е увеличение товарооборота со странами Содружества и… закрывает перспективу создания зоны свободной торговли с ЕС. Об этом, кстати говоря, настойчиво заговорили европейцы, едва просочилось известие о формуле "3+1" (именно так обозначил Янукович вероятное участие Украины в Таможенном союзе). Между тем, российские переговорщики напоминают, что доля России и СНГ в украинской внешней торговле составляет 40%, и это больше чем нынешний 30%-й максимум рынка с Европой. Есть определенная логика и выгода, по крайней мере, на первый взгляд, в том, чтобы отдать Содружеству приоритет. Однако если в одном месте прибывает, то в другом убывает: чем более будет увеличиваться российский процент, тем меньше будет доля Европы и в принципе - европейская перспектива.
Очередные переговоры обещают стать новым раундом в привычной торговле "газ в обмен на…" Украинская оппозиция расшифровывает это уравнение категорически - "газ в обмен на независимость".
Наконец, и об этом тоже успели предупредить своих украинских коллег западные дипломаты: тарифные соглашения по Таможенному союзу противоречат обязательствам Украины перед ВТО. А Украина, напомним, в отличие от России, на сегодняшний день член ВТО. Российскую сторону это не смущает, из Москвы даже последовало интересное предложение: выйти из ВТО, чтобы затем вступить туда вместе с Россией. В этом свете тем более увлекательно выглядит недавнее резкое заявление Путина о позиции России в отношении ВТО: ничего не исполнять, рынка не отдавать! Похоже, что оттягивая на свою сторону Украину, Путин пытается усилить и ужесточить и без того жесткие условия переговоров по рынкам.
Есть ли смысл украинской стороне играть в эту чужую, в общем-то, игру, коль скоро переговоры по свободной зоне с Европой идут давно (на днях из Брюсселя доложили о завершении 16-го раунда) и будто бы близятся к завершению? По крайней мере, речь идет о том, что к концу года переговорщики выйдут на финишную прямую.
Чем более будет увеличиваться российский процент, тем меньше будет доля Европы и в принципе - европейская перспектива.
"К чему вам эта долгая, нервная и унизительная история с непонятным результатом, — опять же вступает в разговор российская сторона, — если соглашение по Таможенному союзу можно подписать к началу лета?"
Удобная формула "3+1" означает не более чем ассоциацию и пакетное соглашение, иными словами, еще одну долгоиграющую историю с увязыванием отдельно взятых условий, тарифов и пошлин. Если стороны сыграют в "3+1", мы получим привычный медленный танец: два шага налево, два шага направо - украинские переговорщики поднаторели в этих па. Забавно, что 5 апреля, с небольшой разницей во времени, два чиновника украинского Кабмина произнесли вещи взаимоисключающие. Сначала уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ и странами СНГ Валерий Мунтиян сказал, что Украина должна сначала присоединиться к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном, а уже потом подписать соглашение о свободной торговле с Евросоюзом. Потом заместитель министра иностранных дел Павел Климкин заявил, что украинское руководство предано делу создания зоны свободной торговли с ЕС.
Если стороны сыграют в "3+1", мы получим привычный медленный танец: два шага налево, два шага направо - украинские переговорщики поднаторели в этих па.
Но это лишь увертюра, коль скоро кроме "таможенных пакетов" у российского премьера в запасе последний аргумент. Этот аргумент неизменно называется "тариф на газ", он может выглядеть то пряником, то дубинкой, но в сегодняшней украинской ситуации все осложняется. В марте стало понятно, что Украина в ближайшее время не получит очередной транш МВФ: Киев тормозит непопулярные реформы, и пока социальные бюджеты не будут скоординированы с требованиями валютного фонда, денег не будет. Рейтинг Януковича не позволяет рисковать, и, похоже, Путин выбрал удобный момент, чтобы "дожать" Украину. Вопрос лишь в том, как поведут себя переговорщики на привычном танцполе, кто кого переупрямит (или перехитрит) и как в конечном счете будет выглядеть эта фигура "3+1".
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.