МН: О пользе равнодушия

Reuters

Тем не менее взаимное равнодушие двух "братских" народов налицо, и трудно представить себе, что могло бы изменить это настроение, по крайней мере в ближайшие годы. Ради справедливости надо сразу сказать, что и к третьим странам они относятся не с большим интересом. Тогда станет отчетливее видно, в чем причина этого равнодушия. Людям в обеих странах так трудно живется, они так недовольны всем и вся, так заняты житейскими делами, так поглощены бесконечными крупными и мелкими неприятностями…

Житель Украины смотрит российское ТВ в целом больше, чем свое, которое, впрочем, тоже во многом российское, читает российскую прессу, но все, что он оттуда получает, проходит сквозь него, как корм сквозь воробья, только без всякой переработки и усвоения. Он не знает, кто есть кто в России, на какой, так сказать, стадии развития она находится, как складываются ее отношения с собственным прошлым, с миром. Еще меньше знает об Украине россиянин, а его представления о ней еще более фантастичны. Он думает, что у хохлов полный беспорядок, с которым, правда, теперь борются донецкие. Ему в голову не приходит, что беспорядка становится не меньше, а больше, и беспорядка жестокого, бездумного, если так можно сказать о беспорядке. Но все равно быстро тающие остатки демократического порядка способны удивить бывшего советского человека из России, если бы он в них вгляделся.

Еще меньше знает об Украине россиянин, а его представления о ней еще более фантастичны. Он думает, что у хохлов полный беспорядок, с которым, правда, теперь борются донецкие.

Он убедился бы, например, что если русскоязычный житель Украины ненавидит украинцев, сознающих свое украинство ("бандеровцев", "нациков", "мазепинцев"), то это совсем не значит, что он спит и видит себя под Москвой. Он все равно живет своими украинскими делами, мысли его заняты (в той мере, в какой они могут быть заняты такими пустяками) не "русским миром", не Москвой, а Киевом. Киевом, но, разумеется, не "украинским миром".

"Усьо будет Донбасс" - вот мечта и план. Устроить неукраинское государство, неукраинскую жизнь на Украине, но отнюдь не для того, чтобы вернуть ее в Россию. Россия нам, донецким, не нужна точно так же, как и Украина. Нам нужен Донбасс во всю ширину Украины!

Донбасс - это определенные порядки, а не регион. Это советская жизнь без райкомов и обкомов и потому более грубая, с откровенным правом сильного, с бытовой, предпринимательской и политической культурой братков.

Минусы взаимного российско-украинского равнодушия очевидны, но есть и плюсы, и они интереснее и продуктивнее. Две страны отдаляются друг от друга на все более приличное расстояние. Приличное - в буквальном смысле. Человек не терпит, когда другой придвигается к его лицу ближе чем на 30 см. Исключение - влюбленные. Есть люди, лишенные чувства этой дистанции. Общение с ними мучительно, особенно если перед тобой женщина. Безо всякой задней мысли она лезет тебе в лицо, ты в смущении, потом и в ужасе отступаешь, пока не упрешься спиной в стену. Вот к этим спасительным 30 см и приближаются, постепенно расходясь, Украина и Россия.

Донбасс - это определенные порядки, а не регион. Это советская жизнь без райкомов и обкомов и потому более грубая, с откровенным правом сильного, с бытовой, предпринимательской и политической культурой братков

Необратимость этого движения к "физиологической норме" сама собою разумеется для украинского общества, для украинских верхов и низов, но каждый раз оказывается досадной новостью для российского общества, российских верхов и низов. Последний такой раз - предвиденно неудачная попытка Москвы одним напористым визитом премьер-министра вступить Украину в Таможенный союз. Уже стали классическими "разы" патриарха Кирилла - еще более напористые и равно безуспешные с точки зрения все той же цели, хотя и выражаемой другими словами.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.