Корреспондент: Кухонный гнев

Дмитрий Никоноров/Корреспондент

В субботу, 14 мая, Украина и ее власти должны были вздрогнуть от мощной волны народного недовольства. На этот день ряд общественных движений запланировали массовую акцию протеста против действий руководства страны. Ей и имя подобрали соответствующее - День гнева.

Уже за несколько недель до исторического рассвета, вслед за которым должен был проснуться народ, форумы, почтовые рассылки и ленты новостных сайтов пестрели призывами ко всем недовольным прийти в киевский Мариинский парк, что раскинулся напротив Верховной Рады и здания Кабмина, и сказать свое громкое "нет" властям.

Апофеозом этой активности стали сообщения, появившиеся в СМИ накануне 14 мая, что в акции готовы принять участие чуть ли не 135 тыс. человек.

Однако яркое весеннее солнце, пробившееся сквозь кроны зацветших каштанов Мариинского парка, осветило лишь порядка 300-600 человек - примерно столько украинцев решили на деле присоединиться ко Дню гнева. Уже в 50 м от митингующих жизнь шла своим чередом - молодежь каталась на роликах, а мамочки подсаживали своих чад в детский паровозик.

Однако яркое весеннее солнце, пробившееся сквозь кроны зацветших каштанов Мариинского парка, осветило лишь порядка 300-600 человек - примерно столько украинцев решили на деле присоединиться ко Дню гнева

Так что по сути 14 мая стало днем недовольных милиционеров. Превосходящие силы МВД - около 1,5 тыс. человек - согнали в этот выходной день в парк ради обеспечения порядка.

Столь малое представительство митингующих тем удивительнее, что социологи отмечают: сегодня желание выплеснуть на улицах недовольство нынешней жизнью и властью есть практически у половины населения страны. Но на деле свои индивидуальные дни гнева украинцы предпочитают, как в советские времена, проводить на кухнях.

О том же говорили в Мариинском парке 14 мая. "Подозреваю, что пока еще не допекло", - объясняет причину провала акции 39-летний киевлянин Евгений Холомейко, один из участников митинга.

"А я считаю, что уже давным-давно допекло. Ведь жалуются все - начиная от кухни, заканчивая общественным транспортом и работой. Но почему-то на улицу эти люди не выходят", - удивляется его супруга Светлана, научный сотрудник госучреждения, тоже пришедшая "погневаться".

Столь малое представительство митингующих тем удивительнеt, что социологи отмечают: сегодня желание выплеснуть на улицах недовольство нынешней жизнью и властью есть практически у половины населения страны.

То, что Светлане непонятно, эксперты готовы объяснить на примере того же Дня гнева.

Александр Данилюк, инициатор проведения акции и руководитель общественного движения Спільна справа, говорил Корреспонденту, что цель мероприятия в парке - досрочные президентские и парламентские выборы. Но именно этот лозунг, Долой власть, без иных, более актуальных требований сейчас не сработает, уверена Ирина Бекешкина, глава фонда Демократические инициативы.

Например, в случае с предпринимательским Майданом прошлого года, где тот же Данилюк был одним из лидеров, представители малого и среднего бизнеса выдвигали конкретные цели - внести поправки в Налоговый кодекс. И добились некоторого успеха, ведь они знали, за что стоят.

А вот призывать к свержению власти сегодня бессмысленно, ведь у электората нет приемлемой альтернативы тем, кто сейчас управляет страной. "Уровень доверия населения ко всем политикам упал ниже плинтуса", - говорит Бекешкина.

И пока в стране не будет популярного лидера, готового трансформировать энергию кухонного недовольства в массовые протесты на улицах, подобные акции обречены на провал.

День драки

День гнева анонсировали в интернете и соцсетях почти за месяц до его проведения. Данилюк как организатор акции приглашал людей приходить в Мариинский парк со спальными мешками, туристическими ковриками и сухим пайком на три дня, намереваясь разбить здесь опорный пункт протеста, к которому могли бы подтянуться другие недовольные.

Власти тоже не теряли времени даром. За день до мероприятия Окружной административный суд столицы запретил проводить массовые мероприятия и устанавливать малые архитектурные формы, то есть палатки, в Мариинском парке вплоть до 14 июня.

Чтобы оставаться в рамках закона, организаторы акции предъявили милиции документы, что на самом деле они проводят не митинг, а встречу нардепов - Михаила Волынца и Андрея Павловского, представителей БЮТ, нунсовца Владимира Арьева и лидера Европейской партии Николая Катеринчука - с избирателями.

Призывать к свержению власти сегодня бессмысленно, ведь у электората нет приемлемой альтернативы тем, кто сейчас управляет страной

На первое время это помогло, но примерно через пару часов после начала Дня гнева активисты попытались пронести через многочисленные кордоны милиции палатки. Это сделать не удалось. Более того, завязалась драка между сотрудниками Беркута и протестующими, среди которых были и депутаты.

Сюрреализма картине побоища добавлял православный священник из палаточного храма, уже долгие месяцы стоящего в парке. Он старательно окроплял святой водой дерущихся, призывая их к миру.

В результате шестерых участников акции задержали. Правда, уже через несколько часов их с помощью нардепов освободили. "Арестанты" отделались составленными на них админпротоколами за "нецензурную брань в общественном месте". На этом День гнева и закончился.

Однако протоколы мелочь по сравнению с главным отрицательным результатом Дня гнева - его малочисленностью. Данилюк, которого теперь ожидает суд за проведение незаконного мероприятия, считает, что если бы митингующим удалось установить хоть одну палатку, акция разрослась бы до больших масштабов. Мол, в парк невозможно было пройти с палатками, поэтому люди разворачивались и уходили.

Сюрреализма картине побоища добавлял православный священник из палаточного храма, уже долгие месяцы стоящего в парке. Он старательно окроплял святой водой дерущихся, призывая их к миру

Впрочем, на этом история не заканчивается: 19 мая оппозиция в лице Натальи Королевской, депутата от БЮТ, планирует провести в Киеве новую общеукраинскую акцию с очередным ярким названием - Весенний марш протеста. Цель мероприятия - заставить власть принять так называемый пакет народных реформ, чтобы либерализовать законодательство, а также отправить в отставку правительство.

"Сидеть и протестовать дома возле телевизора - это равносильно тому, что поддерживать действия власти", - считает Королевская.

Депутат уверена, что марш окажется более успешным, чем День гнева. Ведь к акции обещают присоединиться многие профсоюзы, а также Союз перевозчиков Украины, Союз водителей и другие общественные организации. И если автоколонны активистов из регионов не пустят в Киев, протестующие, к примеру, из Хмельницкого и Чернигова, как уверяет Королевская, пойдут на столицу пешком.

"Чем больше власть применяет антиконституционные нормы по запрету проведения акции, тем больше у людей желания проявить свое участие в этом", - считает оппозиционер.

Радикализация масс

Откровенно слабые результаты акции День гнева не означают, что люди в большинстве своем согласны с действиями власти. Как раз наоборот - деятельность Януковича и Ко воспринимается значительной частью населения в негативном ключе.

К примеру, опрос, который в апреле этого года проводил Центр Разумкова, показал, что работу Президента полностью поддерживают только 11,3% граждан, а частично одобряют его деятельность 35,5%. При этом почти половина опрошенных - 47,6% - вообще не приемлют то, чем занимается лидер ПР на высшем государственном посту.

Еще хуже выглядят итоги этого социологического исследования для премьер-министра Николая Азарова - его деятельностью недовольны уже 60% населения Украины.

Работу Президента полностью поддерживают только 11,3% граждан, а частично одобряют его деятельность 35,5%. При этом почти половина опрошенных - 47,6% - вообще не приемлют то, чем занимается лидер ПР на высшем государственном посту.

При этом весь накопленный негатив украинцы склонны реализовать с помощью активных действий. По данным Института Горшенина за март 2011 года, 45% украинцев заявили, что готовы протестовать.

Среди причин, способных подтолкнуть граждан к протестам, как выяснили социологи, в основном фигурируют экономические факторы - рост цен на продукты питания и коммунальные тарифы, несвоевременная выплата зарплат, стипендий или пенсий, а также угроза потери рабочих мест.

Лишним свидетельством правильности обнаруженных экспертами подспудных тенденций в украинском обществе становится то, что улицы городов действительно все чаще становятся ареной общественной борьбы. Примерами служат и предпринимательский Майдан, и акции по защите киевской земли от застройщиков, и побоище, произошедшее 9 мая во Львове между пророссийскими и националистическими силами.

Последним в этой череде радикализации общественных настроений стало сражение между милицией и работниками столичного рынка возле станции метро Лесная в Киеве. 16 мая коммунальные службы, основываясь на постановлении прокуратуры, попытались демонтировать ряд рыночных ларьков и киосков, которые установлены якобы незаконно.

Среди причин, способных подтолкнуть граждан к протестам, как выяснили социологи, в основном фигурируют экономические факторы 

В ответ частные предприниматели стали сопротивляться "захватчикам", закидывая яйцами и овощами работников, демонтировавших павильоны, и пытались прорвать кордоны защищавшей коммунальщиков милиции.

Как объяснил Корреспонденту директор рынка Олег Юзьков, здесь работают 1,5 тыс. человек и они не собираются просто так сдавать свои рабочие места. Поэтому и возникли стихийные протесты.

Торговцам удалось отстоять почти все точки, и теперь многие из них готовы присоединиться к новым манифестациям, намеченным на 19 мая.

"Я подходила к милиции и спрашивала: вы сегодня забираете у меня рабочее место, а завтра будете меня сажать за воровство или за бл…ство на Окружной?" - возмущается Галина Белецкая, десять лет продававшая курятину на этом рынке.

В этих словах — безысходность: мол, иных перспектив в ее нынешней работе, кроме как преступить закон, нет. Теперь женщина признается, что вернуть ее к курам все равно будет непросто: почувствовав вкус к борьбе, она собирается идти отстаивать свои права под парламент во время Весеннего марша протеста.

Без вождя в голове

И День гнева, и очередная акция, о которой говорит Королевская, имеют одну общую деталь, которая делает обе идеи слабыми.

Дело в том, что сегодня лозунги об отставке действующей власти неактуальны. Причина банальна: альтернативы Януковичу и Ко в головах подавляющей массы украинских избирателей нет. А вывести народ на улицы может либо четко сформулированная задача, лежащая в практической плоскости, как это было с антиналоговым Майданом, либо яркие политические лидеры. Примером этому служит первый, еще оранжевый, Майдан.

По словам социологов, тогда, в конце 2004 года, градус протестности населения был ощутимо ниже, чем сейчас. Но откровенная подтасовка результатов голосования и наличие альтернативы Януковичу - Виктора Ющенко, пользующегося поддержкой более чем половины населения страны, - привели к самой массовой антиправительственной уличной акции в истории современной Украины.

Сегодня лозунги об отставке действующей власти неактуальны. Причина банальна: альтернативы Януковичу и Ко в головах подавляющей массы украинских избирателей нет

Сегодня лидеров с подобным уровнем поддержки в стране нет вовсе - не только в стане оппозиции, но и во властном лагере. И поэтому самый актуальный тренд общественного настроения украинцев - тотальное разочарование во всех политиках.

Об этой апатии говорят данные социологов: более 35,5% населения страны сегодня или не приняли бы участия в выборах, или отдали бы свой голос против всех, или не знают, кого стоило бы поддержать.

Иными словами, шансы Королевской и тех профсоюзных деятелей, привлеченных ею к Весеннему маршу, невелики. Это понимают даже представители власти, которые демонстрируют олимпийское спокойствие перед угрозами оппозиции вывести на улицы огромные массы недовольных.

Александр Ефремов, глава фракции ПР в парламенте, считает, что сейчас проблема протестных движений в Украине в том, что они не могут разобраться между собой, кто у них главный. "Это ведет к тому, что они [организаторы акций] в конечном итоге забудут о проблемах предпринимателей, а будут бороться за власть", - говорит нардеп Корреспонденту.

Шансы Королевской и тех профсоюзных деятелей, привлеченных ею к Весеннему маршу, невелики. Это понимают даже представители власти, которые демонстрируют олимпийское спокойствие перед угрозами оппозиции

Вадим Карасев, политолог и один из лидеров партии Единый центр, говорит, что украинское общество действительно сильно остыло после оранжевой революции. И поднять его вновь на борьбу будет крайне тяжело.

"Пока недовольство властью продолжает накапливаться. Но протесты носят локальный профсоюзный уровень без особых перспектив", - говорит эксперт.

***

Этот материал опубликован в №19 журнала Корреспондент от 20 мая 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.