Ъ: Противоречие формулы и содержания. Путин и Азаров окончательно разошлись в цене на газ

АР

Накануне в Сочи глава "Газпрома" Алексей Миллер рассказал журналистам, что нет никаких причин менять цену на российский газ: она рассчитывается, по его словам, по рыночной формуле. Некоторая жестокость по отношению к украинским коллегам состояла еще и в том, что господин Миллер не ограничился этим замечанием, а добавил, что "если подставить нынешние цены на нефтепродукты в эту формулу", то к концу года цена на газ для Украины может выйти на уровень $500 за тысячу кубометров. Впрочем, было видно, что Алексея Миллера это не смущает.

Он, кстати, оговорился, что "Газпром" удовлетворен:

- Украина сейчас очень хорошо потребляет. Да и в Европе мы имеем прирост потребления на 22% (то есть и Украина за транзит российского газа получает больше. - А.К.).

Вчера общение должно было начаться с переговоров в узком составе, но этого не случилось: премьеры предпочли беседовать один на один, и разговор продолжался не меньше двух часов. Естественно, говорили про газ.

После этого на расширенное заседание Владимир Путин и Николай Азаров вошли по отдельности: российский премьер пропустил украинского вперед и вошел в зал заметно позже. Не похоже, что в этом можно было уловить положительные сигналы для остальных переговорщиков.

При этом в начале заседания Владимир Путин вслух ни слова не сказал про газ. Оказалось, что товарооборот между Украиной и Россией за первый квартал этого года вырос на 70% (но это как раз во многом благодаря возрастающим ценам на газ). Российский премьер снова предложил украинским коллегам подумать о вступлении в Таможенный союз:

- Как бы, выражаясь спортивным языком, мяч на стороне Украины. Надо подсчитать, все взвесить... Но я считаю, что Украина может подключиться к нашим интеграционным процессам более активно.

Очевидно, тут содержался намек и на то, что в рамках этих процессов можно получить и хорошие скидки на газ.

- У нас нет проблем в расчетах за газ, - сказал украинский премьер. - Мы платим своевременно. Но действующее соглашение не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

То есть на расширенном составе украинский премьер заявил свою первоначальную переговорную позицию.

Таким образом, за два часа разговора с Владимиром Путиным эта позиция не сдвинулась с места. И не было никаких оснований полагать, что сдвинется после более или менее формальных переговоров в расширенном составе, которые, впрочем, тоже затянулись еще часа на полтора.

Тем временем в холле "Президент-отеля" происходил еще один нервный переговорный процесс. Дело в том, что в этот день здесь, в обширных кожаных креслах, разместилась делегация Экваториальной Гвинеи. Президент этой страны прилетел на переговоры в Москву (по совместительству он работает главой Африканского союза).

И вот вчера около семи часов вечера в жизни делегации наступил самый ответственный и деликатный момент: надо было разделить суточные.

Сорок членов делегации аплодисментами встретили администратора с тремя пачками денег. Такими аплодисментами они не встретили даже президента Экваториальной Гвинеи, который десять минут спустя прошел мимо них.

Но администратор не спешил раздавать суточные. Он предпочитал пересчитывать и пересчитывать их, как будто расстаться ему предстояло с частью своего, а не федерального бюджета (возможно, впрочем, что он у них там общий).

И только спустя час администратор нехотя стал под подпись, после длительного разговора с каждым (такое впечатление, что предварительно он считал своим долгом прочесть соотечественнику политинформацию) выдавать по несколько купюр.

При этом было непонятно, как члены делегации смогут их использовать: не в каждом обменном банковском пункте Москвы принимают валюту Экваториальной Гвинеи.

Впрочем, судя по энтузиазму, с которым члены делегаций покидали "Президент-отель" сразу по получении денег, они знали, что с ними делать.

Тем временем наконец-то закончилось расширенное заседание и началась пресс-конференция. Николая Азарова и Владимира Путина, которая стала резким продолжением закрытых переговоров между ними.

Российский премьер заявил, что по отношению к Украине действуют скидки на газ, благодаря которым Украина получила $2,9 млрд, а с начала этого - уже $2,1 млрд.

Николай Азаров повторил то, что он, видимо не раз говорил и у себя на родине, и в Москве: 

- Есть ряд проблем в газовой сфере, несмотря на то, что, по мнению российской стороны, соглашение очень хорошее. Я с юмором об этом говорю!

- А я без юмора так считаю, - добавил господин Путин.

- За лето, - помедлив, произнес господин Азаров, - я думаю, будет найдено решение всех вопросов.

Их дальнейший диалог показал, что, скорее всего, это будет лето, по крайней мере, следующего года.

- В современном цивилизованном мире, - сказал российский премьер, - венцом доказательств и компромиссов является контракт. Он у нас есть. Мы сделали скидку с тыщи кубов за пребывание Черноморского флота в Севастополе. Это реализуется за счет российского бюджета, а не бюджета "Газпрома": мы отменили вывозную таможенную пошлину. Да, цены на нефтепродукты растут, но не по нашей вине!

Он даже рассказал о подробностях закрытых переговоров один на один:

- Мы показали, хотя это коммерческая тайна, сколько платят соседние страны.

- Мне что-то добавлять? - поинтересовался Николай Азаров.

Но он добавил бы и без разрешения:

- Я очень удовлетворен ответом Владимира Владимировича, но эта идеальная формула приводит к тому, что наши соседи получают газ по цене меньше, чем мы! Газойля, который заложен в формуле, у нас вообще нет... Да, одна десятая процента. То есть есть о чем поговорить! И кстати, я не просил никаких скидок! Владимир Владимирович подтвердит!

- А о чем тогда говорим? - обрадовано переспросил господин Путин.

- Вопрос снимается?!

- Ну какой-то консенсус должен же быть найден! - на этот раз Николай Азаров не в состоянии был уже говорить с юмором.

- Формула цены, - повторил господин Путин, - такая же, как для всех. В ней есть и мазут, и газойль. Давайте, говорят украинские коллеги, изменим для нас формулу. Но газойль привязан к цене на нефть! Мы не создавали эту формулу, она существует! Это универсальная формула, она не является исключением для Украины!

Тут украинская журналистка, конечно, достала из рукава джокера и спросила своего премьера, готова ли Украина повысить цену на транзит, если цена на газ будет повышаться.

- Это ведь справедливо, - сказала она. - Дорогой газ в обмен на дорогой транзит!

Такое впечатление, что украинские переговорщики давно приняли ее в свои ряды.

С этим не согласился господин Азаров: по-моему, только потому, что если бы согласился, дал бы слишком серьезные козыри господину Путину. 

- Пока действует соглашение по транзиту и пока оно не пересмотрено, - заявил украинский премьер, - мы его исполняем как цивилизованная страна. Да, мы положили эти аргументы на стол! Универсальность цены специалисты должны посмотреть... и посмотрят!

Это прозвучало если не как угроза, то как предупреждение точно.
 
Российский премьер принял это близко к сердцу: 

- Мы договорились, что будет и прокачка рыночная, и цена на газ рыночная... если в одностороннем порядке будут подниматься цены на транзит, то будет подниматься и цена на газ.

После этого успокоился не только он, но, казалось, и господин Азаров.

Последовал длительный разговор о таможенных союзах ЕС и России, Казахстана и Белоруссии (речь господина Азарова была отчаянной, и смысл ее был горек: а что, Украине разорваться, что ли?).

Напоследок украинский журналист снова вернул коллег к несправедливой, на его взгляд, цене на российский газ. Он опять повторил, что западным соседям Украины газ обходится дешевле. Судя по всему, на Украине и в самом деле в этом уверены. 

- Вы не правы, - сказал ему господин Путин.
 
- Почему? - удивился корреспондент агентства УНИАН. 

- Потому что у вас неточная информация. Посмотрите, сколько стоит газ в Польше. Даже имея в виду скидку с Черноморским флотом для Украины, Польша платит больше! А транзит по Украине такой же, как во всех европейских странах. Для всех основных потребителей в Европе наш газ дороже, чем для Украины.

Господин Путин секунду помедлил, прежде чем продолжить. Похоже, он размышлял, стоит ли. И решил, что стоит: 

- И в Германии тоже дороже. Но мы допустили немцев в нашу добычу! Сделали с ними трубу по дну моря! А они допустили нас в свою транспортную систему! И "Газпром" сделал им шаги навстречу! У нас уровень кооперации с Германией в этом смысле выше, чем с Украиной!

Казалось, пресс-конференция закончилась. И украинский журналист уже давно умолк.

И тут вдруг Николай Азаров пробормотал:

- А по транзиту мы все равно правы!

Я представил себе, что в таком духе шли и все переговоры.

Украинский премьер хотел, чтобы последнее слово осталось за ним. Николаю Азарову необходимо было привезти его на Украину именно в таком виде.

- Нет, не правы! - среагировал господин Путин. - Я понимаю политическую составляющую. Всегда прежнее правительство плохое, а следующее - хорошее!.. Транзит не стоит столько, сколько продукт.

- Почему? - вдруг снова возник журналист из УНИАНа.

- Потому что не стоит, - расстроено глядя на него, ответил господин Путин. - Потому что не по горам идет, например... да мы вообще хотим уйти от транзита!

"Это вы хотели услышать? - говорил его вид. - Можете ведь и вовсе ничего не получить!"

- "Северный поток" достраиваем, трубу по дну моря проложили, - продолжил российский премьер. - И "Южный поток" построим. Так что посчитайте, пожалуйста!

После паузы он добавил:

-В целом тяжело, понимаю. У нас тоже цена на бензин растет. Сбои происходят. Да, дорого. И не мы создаем условия для этого. Что, мы Ираком занимались?! Нет, не мы. Что, ценами на фьючерсы? 12% сейчас? Нет, не мы! Кто у нас Северной Африкой занимается? Мы? Нет. Так что надо платить. 

- Вы же великая страна, и ни при чем? - Николай Азаров снова был в состоянии шутить. Он, видимо, не ожидал, что разговор на пресс-конференции зайдет так далеко. Он этого не хотел. 

- Конъюнктура такая, - тяжело глядя на него, закончил господин Путин.

***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.