Корреспондент: Наказание селом. Бюджетники-выпускники вузов опять едут по распределению

Наталья Кравчук/Корреспондент

Спустя полгодапосле того, как Анна Латис окончила Житомирский государственный университет, онаполучила от него судебный иск. Вуз потребовал вернуть 20 тыс. грн., потраченныхна ее обучение, поскольку Латис не отработала три года по распределению вгосударственных структурах, как того требует закон.

Завыпускников сегодня взялись не на шутку: как и во времена СССР, государствопытается решать свои стратегические задачи - готовить высококвалифицированные кадрыдля госсектора. Правда, молодые специалисты, получившие бесплатное образование,неохотно возвращают трудом свой долг. "Письма счастья" с требованием вернутьпотраченные деньги с начала 2011 года получили экс-студенты десятковотечественных вузов - труженики бизнес-структур по всей Украине.

Ктаким мерам ректоров учебных заведений толкают жесткие санкцииКонтрольно-ревизионного управления. В течение 2010-2011 годов свободавыпускников вылилась многим вузам в штрафы на миллионы гривен.

"Письма счастья" с требованием вернуть потраченные деньги с начала 2011 года получили экс-студенты десятков отечественных вузов - труженики бизнес-структур по всей Украине.

Допоследнего времени на перекочевавшее в украинскую нормативную базу еще изсоветского законодательства положение о распределении чиновники смотрели сквозьпальцы, но сегодня спохватились и начали скрупулезно подсчитывать потери. Так,из ежегодных 100 тыс. выпускников-бюджетников лишь пятая часть отрабатываетположенные три года. Несложно подсчитать, что, тратя на подготовку одногоспециалиста в среднем 100 тыс. грн. за пять лет учебы, государство ежегоднотеряет на отказниках около 8 млрд грн.

Кабминуже поручил Минобразования разработать процедуру возврата средств, нонезависимые юристы подчеркивают: претензии вузов к выпускникам незаконны. "Такоетребование по сути является принудительным трудом", - констатирует Леся Оробец,депутат Верховной Рады и член парламентского комитета по вопросам науки иобразования.

Служитьне рад

КиевлянкаТатьяна Михайлова, окончившая этим летом Институт филологии Национальногопедагогического университета им. Драгоманова, ближайшие три года проведет уклассной доски и в учительской. Хотя у нее были другие планы - пойти васпирантуру.

"Большинство[однокурсников] хотели работать переводчиками, - рассказывает Михайлова. - Анам сказали: "Вы должны государству три года". Тем, кто откажется, говорит она,грозили штрафами и обещали все три года жестко контролировать.

Новоиспеченнымпедагогам, медикам и аграриям приходится сложнее остальных: в их дипломах теперьуказано конкретное место распределения. В корочках остальных вузов чаще всеголишь ставят пометку Свободное трудоустройство, предполагающую, что выпускникбудет искать место работы самостоятельно.

Новоиспеченным педагогам, медикам и аграриям приходится сложнее остальных: в их дипломах теперь указано конкретное место распределения

Однако,даже устроившись по месту распределения, многие молодые специалисты черезгод-полтора увольняются. К примеру, более 60% молодых врачей, распределенных наработу в сельские больницы в 2009 году, уволились оттуда уже в 2010-м.

Темвременем КРУ подсчитывает убытки, нанесенные молодыми специалистами, ушедшими вчастные структуры. В частности, Львовский национальный университет ветеринарноймедицины и биотехнологий только за последнее время нанес стране урон на 2 млнгрн., Днепропетровская медакадемия - на 1,3 млн грн., а Донбасский государственныйтехнический университет -на все 7,5 млн грн.

Вузы, ставшие заложниками ситуации, пытаются разделить с бывшимистудентами материальную ответственность и подают на студентов иски. "Ректорыделают из студентов крайних, чтобы самим не оказаться в такой роли", - объясняетОробец.

Вузы, ставшие заложниками ситуации, пытаются разделить с бывшими студентами материальную ответственность и подают на студентов иски

Получила повестку в суд и Анна Кравченко, выпускница Житомирскогогосуниверситета. "У нас был выбор - либо принестисправку о трудоустройстве [в госсекторе], либо пойти по прямому направлениювуза, - рассказывает она Корреспонденту. - Мы сделали себе [липовые] справки".

Кравченко не повезло: во время проверки представитель вуза ненашел ее на рабочем месте, и теперь университет требует с молодого специалиста 17 тыс. грн.Однако суд встал на сторону Кравченко, ведь у нее железное алиби - более двухлет в декретном отпуске, что значит - освобождена от распределения.

Самый слабый

"Это ограничениесвободы выбора, если не сказать, ее полное отсутствие", - говорит ораспределении Ирина, студентка четвертого курса филфака одного из столичныхвузов, попросившая не называть ее фамилию в печати. Она уже сейчас работает вчастной компании, правда, не по специальности, и боится получить направление в"какое-то захолустье, где своим [будущим, как она надеется] красным дипломомона сможет только быков гонять".

Оробецутверждает, что постановление правительства о распределении 15-летней давностисегодня имеет сомнительную юридическую ценность, поскольку противоречит целомуряду законов. Например, КЗоТу и закону О высшем образовании, согласно которымграждане страны и в их числе выпускники свободны в выборе места работы, а такжеКонституции, гарантирующей бесплатное образование.

Постановление правительства о распределении 15-летней давности сегодня имеет сомнительную юридическую ценность, поскольку противоречит целому ряду законов

Приэтом нардеп считает, что проверки КРУ стали инструментом закручивания гаек всфере высшей школы. "Нынешнее обострение ситуации на совести тех представителейвласти, которые озабочены не столько решением проблемы, сколько поиском новыхмеханизмов манипуляции руководителями вузов и слишком независимыми студентами",- полагает Оробец.

Но совесть сотрудников КРУ чиста: в пресс-службе ведомства Корреспонденту сообщили, что действуют врамках закона, причемсразу трех его нормативных актов, где идет речь об обязательной отработке выпускниковв госсекторе, - все тот же закон О высшем образовании, а также указ Президентаи постановление Кабмина.

"Всеговорят о нарушении прав человека принудительным трудоустройством, - рассуждаетЯрослав Болюбаш, директор департамента высшего образования Минобразования иискренний сторонник распределения. - А разве не нарушаются права ребенка вселе, где нет учителя? Разве не нарушаются права человека в райцентре, где нетквалифицированных медиков?"

Небольшие зарплаты в глубинке пугают молодых специалистов, не желающих отдавать государству три года своей жизни.

Однаконебольшие зарплаты в глубинке пугают молодых специалистов, не желающих отдаватьгосударству три года своей жизни. Леонид Музыка, декансоциально-психологического факультета Житомирского госуниверситета, считает,что выпускников нужно не принуждать к труду в госсекторе, а мотивировать -прежде всего, надбавками к зарплате и гарантированным жильем.

Ещеэффективнее, по мнению ректора, изначально экономить государственные средствана обучение - например платить стипендии не всем студентам-бюджетникам, атолько лучшим.

Новозлагать весь груз несовершенства нынешней системы госзаказа на ее последнеезвено, выпускников, эксперты считают признаком бессилия властей предержащих.

"Впоисках самого слабого крайнего государство загоняет себя в угол, и это будетпродолжаться до тех пор, пока оно не откажется от насилия там, где можнодействовать цивилизованно", - резюмирует Оробец.

***

Этот материал опубликован в №26 журнала Корреспондент от 8 июля 2011 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент запрещена.