НГ: Таможенный союз покусился на святое
Экспертыв Киеве уверены, что со стороны Таможенного союза (ТС) начинается торговаявойна против Украины, не желающей присоединиться к объединению.
За месяцроссийские контролеры проверили 32 украинских предприятия. Хотя в июнеукраинские чиновники оптимистично заявляли о скором расширении сотрудничества иувеличении украинской доли продуктов на российском рынке, в итоге для 28предприятий были запрещены или ограничены поставки продукции на территорию ТС.Вчера информагентства со ссылкой на пресс-службу ведомства обнародовалиподробный перечень попавших в черный список. Среди них оказалась дажекрупнейшая российская компания, владеющая молокоперерабатывающими заводами вУкраине. Столь жесткого решения проверяющих не было уже несколько лет.
В 2006году Россия впервые применила санкции к украинским производителям, тотальнозапретив им поставки мяса и молочной продукции. В ходе длительных и тяжелыхпереговоров на политическом уровне ситуацию удалось частично урегулировать:Россельхознадзор начал регулярно проверять украинские предприятия, некоторые изних получили разрешение возобновить поставки в Россию.
Для 28 предприятий были запрещены или ограничены поставки продукции на территорию ТС
В тотмомент удар можно было назвать сокрушительным: сотни украинских производителейпоставляли продукцию в Россию и до торговой войны даже не пыталисьподстраховаться поиском новых рынков. Часть обанкротилась, некоторые быливыкуплены крупными международными компаниями, многие все же переориентировалисьна поставки на другие рынки – Кавказ, Балканы и страны Балтии, даже БлижнийВосток. С Россией в настоящий момент работают уже не сотни, а десяткиукраинских компаний", – рассказал НГ директор консалтингового агентства АААСергей Наливка.
Для тех,кто все же поставляет продукцию в страны СНГ, решение Россельхознадзора не былонеожиданным. Руководитель одной из крупных украинских молочных корпорацийнеофициально пояснил газете, что первый сигнал к новой торговой войне прозвучалв середине июня, когда отраслевое объединение российских молочных предприятийпредложило правительству ограничить импорт из Украины. "Формально причиной былоуказано, что в украинской продукции содержится пальмовое масло. Но, во-первых,в той продукции, которая экспортируется в Россию, его нет – ведьРоссельхознадзор жестко контролирует качество. Во-вторых, в России использованиепальмового масла не запрещено, как и в Украине, при производстве отдельныхвидов продукции – спредов, например. Только в нашу страну сырье завозится безпошлин, а к соседям – с пошлинами, что удорожает российскую продукцию.В-третьих, сложные анализы, позволяющие выявить наличие пальмового масла,насколько мне известно, так никто и не проводил. А что касается качествамолока, то в Украине оно принципиально не отличается от российского", – пояснилбизнесмен. Он убежден, что российские молочники попытались, закрыв свой рынок,решить проблему сезонного затоваривания. "Летом много молока, а закупочные ценыв Украине значительно ниже, чем в России. У них скопилась продукция – они хотятее продать. Осенью-зимой, когда молока станет меньше, Россельхознадзор откроетрынок – скажут, что их замечания учли", – предположил собеседник НГ.
Первый сигнал к новой торговой войне прозвучал в середине июня, когда отраслевое объединение российских молочных предприятий предложило правительству ограничить импорт из Украины
СергейНаливка тоже сомневается, что причиной жесткого решения стал вопрос качествапродукции. Он отметил, что по роду деятельности лично знаком с особенностямипроизводства на разных предприятиях: "У нас, возможно, более жесткий контроль,чем даже в России. Проверяют и государственные ветеринарные, санитарные службы,причем на разных уровнях. И зарубежные владельцы крупных предприятий,закупившие новейшее оборудование и на всех этапах проверяющие качество. И стретьей стороны – Россельхознадзор". Эксперт подчеркнул, что многиепроизводители возмущены: "Что ни делай, а вопрос, разрешат поставлять продукциюв Россию или нет, решается в режиме "русской рулетки". Поэтому знакомыевладельцы мясо-молочных предприятий давно ориентируются на поставки в ЕС.Конечно, процедура сертификации продукции там гораздо сложнее, но если уж тыполучил разрешение – можешь не опасаться политического влияния на бизнес".
Руководительукраинского Института публичной политики Виктор Чумак подтвердил НГ, что нетолько сельскохозяйственный сектор мечтает о европейском рынке. "Партнеры поСНГ то закрывают, то открывают рынки для производителей карамели, сахара, дляпродукции металлургии, химического комплекса. Невозможно долго работать вусловиях, когда экономические механизмы давления могут быть в любой моментприменены для достижения политических целей", – пояснил он НГ, сказав, чтопредставители крупного и среднего бизнеса в Украине считают сотрудничество сРоссией рискованным по причине политической нестабильности межгосударственныхотношений. Чумак выразил мнение многих политологов и бизнесменов: "Торговыебарьеры – это только средство, механизм, который в данном случае долженпоказать официальному Киеву невыгодность отказа от вступления в Таможенный союз.Но подобные меры не просто раздражают, они дают противоположный результат.Россия в свое время способствовала тому, что Украина выбрала евроинтеграцию какстратегическое направление внешней политики. Сейчас они, по сути, подталкиваютнас активнее двигаться в этом направлении". По мнению эксперта, в экономическомсмысле у официального Киева нет дилеммы выбора, ориентация наторгово-экономическое сближение с ЕС остается приоритетной. "Украинская властьне может принять только необходимость коренного изменения внутренней политики врамках евроинтеграции. Если у нас понятия "демократия", "верховенство права","защита прав собственности" – это декларации, то для европейцев они – не пустыеслова. И вот только в этом измерении у нас пока есть объединяющие нити сомногими партнерами по СНГ. Но и эта связь может порваться", – отметилполитолог.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.