НГ: Хотела Украина в ЕС, да газ не пустил

Главные итоги года в Украине традиционно связаны с российским газом. И арест экс-премьера Юлии Тимошенко, и провал декабрьского саммита Украина–ЕС, и новые сложности в отношениях Киева с Москвой, - подводит итоги года в Украине российская Независимая газета
AP

Все этипроблемы переносятся на следующий год, когда ситуация осложнится еще ипарламентскими выборами.

Год назадкоманда Януковича анонсировала то, что ранее не удалось Ющенко: начатьпрактическую реализацию идеи евроинтеграции. На 19 декабря 2011 года былназначен саммит, в ходе которого Киев и Брюссель готовились если не подписать,то хотя бы парафировать (утвердить текст) соглашения об ассоциированномчленстве, составной частью которого является также соглашение о зоне свободнойторговли. Правительственные чиновники и эксперты отмечали, что эти документы непросто определят стратегию внешней политики страны, но существенно повысятстатус Киева на переговорах с Газпромом. Одно дело – использовать газ какрычаг давления в отношении отдельно взятой Украины, другое – пытаться давить настрану, являющуюся ассоциированным членом ЕС.

Одно дело – использовать газ как рычаг давления в отношении отдельно взятой Украины, другое – пытаться давить на страну, являющуюся ассоциированным членом ЕС.

Усилияукраинской власти отчасти диктовались раздражением в отношении России, котораяза два года президентства Януковича так и не пошла навстречу Киеву в газовыхвопросах. Долгосрочные контракты, на которые в 2009 году согласилась ЮлияТимошенко, действуют до сих пор. Украинские специалисты утверждают, что базоваяцена газа в них завышена. Киев жалуется, что ежемесячно переплачивает за газсотни миллионов долларов.

И хотяукраинского экс-премьера осудили на семь лет лишения свободы за превышениеполномочий при утверждении контрактов, однако с точки зрения международногоправа никаких нарушений ни в самих документах, ни в процессе их подписания небыло. А значит, "Газпром" может только по доброй воле согласиться на пересмотрдокументов. Но уступка имеет свою цену: в течение года многие российскиечиновники публично подсказывали украинским коллегам верный путь. Речь шла овступлении Украины в интеграционные объединения в СНГ, в частности в Таможенныйсоюз, чтобы вместе с равноправными партнерами через несколько лет постучаться вдвери Евросоюза.

Усилия украинской власти отчасти диктовались раздражением в отношении России, которая за два года президентства Януковича так и не пошла навстречу Киеву в газовых вопросах

Со стороныЕС официальный Киев был поставлен перед выбором: либо евроинтеграция, либопребывание в тюрьме главного политического конкурента Януковича – ЮлииТимошенко. Примечательно, что европейцы потребовали от украинской власти непросто освобождения экс-премьера, но и обеспечения ей возможности участия вследующих парламентских выборах.

В Киеве ситуация несколько раз раскачивалась изстороны в сторону. Но к 19 декабря осталась неопределенной, и парафированиесоглашений между Украиной и ЕС не состоялось. Планируется, что к концу зимы ЕСбез пышных торжеств, но все же парафирует тексты двух подготовленных документов– чтобы не оттолкнуть Украину окончательно и не создать обозленного врага насвоих границах. Но подписание и уж тем более ратификация соглашений будутотложены как минимум до парламентских, а может быть, и до президентских выборовв Украине. То есть, возможно, до 2015 года. Что не удалось Ющенко, то неудалось и Януковичу.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.