НГ Религия: Путь на Запад не стал крестным

Положение христианских партий в Украине и Белоруссии нельзя назвать завидным по сравнению с положением подобных партий в Европе, - пишет Лидия Орлова в российском издании НГ Религия.

АР

ВУкраине, несмотря на высокий уровень религиозности граждан (по данным на 2010 год,верующими себя считают 71,4% украинцев), партии, положившие в основу своихпрограмм христианские ценности, не только не пользуются популярностью средиукраинцев, но и не имеют влияния в политической жизни страны. Далеко не каждаяхристианская партия представлена в украинском парламенте, но даже имеющий местав Верховной Раде Христианско-демократический союз (ХДС) не смог получить их безпосторонней помощи.

Благодаряучастию в 2007 году в партийном блоке Виктора Ющенко Наша Украина – Народнаясамооборона члены ХДС Владимир Стретович и Владимир Марущенко были избраныдепутатами. В 2010 году ХДС получила новый стимул для развития, приняв в своиряды нескольких народных депутатов Украины, в том числе Давида Жванию и ОксануБилозир. Сегодня партия имеет организации в 24 областях Украины, а также вКиеве, где расположена ее штаб-квартира, Севастополе и Крыму. Программа ХДСпостроена на христианском принятии человека как уникальной и неприкосновеннойличности вне зависимости от его национальности, религиозных и политическихубеждений. В свое время ХДС, как и Христианско-демократическая партия Украины(ХДПУ), образовалась из-за раскола Украинской христианско-демократическойпартии (ранее Украинский христианско-демократический фронт). УХДП была первым вУССР христианским политическим движением, возникшим в 90-е годы прошлого века.Тогда она придерживалась антикоммунистических взглядов и имела относительноевлияние только в областях Западной Украины. Сходство с национал-демократами,межконфессиональные конфликты в Украине и слабая поддержка со стороны Церкви непозволили УХДП влиять на политику в масштабе всей страны.

Партии, положившие в основу своих программ христианские ценности, не только не пользуются популярностью среди украинцев, но и не имеют влияния в политической жизни страны

В 2003году в состав ХДС вошли четыре областные организации ХДПУ и семь областныхорганизаций Всеукраинского объединения христиан, также образовавшегося из-зараскола УХДП. Политическая деятельность этих христианско-демократических партийпохожа как две капли воды. Обе выступают за свободный рынок на основе частнойсобственности, за социальное регулирование экономики, бесплатное образование имедицину, за борьбу с безработицей. В международной политике ХДС и ХДПУориентируются на вступление Украины в ЕС и расширение сотрудничества страны сНАТО. Кроме того, ХДС выступает за введение института военного духовенства,преподавание христианской этики в школах, соблюдение прав нацменьшинств и праврелигиозных организаций открывать учебные заведения. Политика партии такженаправлена против дискриминации студентов духовных учебных заведений, чьеобразование не имеет государственного статуса.

Еще однапартия, поддерживающая христианские ценности, – Социально-христианская партия(СХП), которую начиная с 2010 года возглавляет бывший депутат Киевскогогородского совета Зорян Шкиряк. Основателем СХП в 2004 году была Оксана Билозир– тогда народный депутат фракции Наша Украина, а ныне член ХДС. С самогоначала СХП выступала за "создание в Украине гражданского общества,базирующегося на принципах христианского учения и социальной справедливости", атакже "за духовное возрождение Украины на основе традиционных христианскихценностей".

ХДС, как и Христианско-демократическая партия Украины(ХДПУ), образовалась из-за раскола Украинской христианско-демократической партии (ранее Украинский христианско-демократический фронт).

Большинствоукраинских христианских партий сохраняют конфессиональный нейтралитет: они несвязаны с Церковью, не строят свои программы на основе ценностей какой-либоконфессии. Так, Христианско-либеральная партия Украины (ХЛПУ), которую, понекоторым данным, поддерживает одна из протестантских харизматических общин, всвоей программе также придерживается общехристианских ценностей. Лидер партии,мэр Киева Леонид Черновецкий, некогда состоял в блоке "Наша Украина". ХЛПУвыступает за рыночную экономику и социальные программы, за соединение "основхристианской духовной культуры и нравственности с традиционными ценностямилиберальной идеологии", то есть правами и свободами личности.

Выделяетсяиз списка внеконфессиональных христианских партий украинская политическаяпартия Христианское движение (Христианский рух), во главе которой стоитТамара Звягинцева, известная как монахиня Таисия. В 2001 году партийнаямонахиня активно протестовала против визита Папы Римского Иоанна Павла II вУкраину. По ее словам, этот визит противоречил интересам православныхукраинцев. Сегодня Христианское движение ратует за изучение Библии какобязательного школьного предмета, за реституцию христианских святынь и ихвосстановление, открытие новых семинарий, бесплатных христианских приютов, школи больниц. Ранее Звягинцева активно призывала православных верующих неголосовать за Виктора Ющенко, который выступал за создание единой УкраинскойПравославной Церкви, как считали многие, на основе Киевского Патриархата.

С самого начала СХП выступала за "создание в Украине гражданского общества,базирующегося на принципах христианского учения и социальной справедливости", а также "за духовное возрождение Украины на основе традиционных христианских ценностей".

Идеюобъединения действующих в Украине Православных Церквей в единую поместную УПЦвыдвигает и консервативная Республиканская христианская партия (РХП). Ееполитическая деятельность сосредоточена на развитии Украины как самостоятельного"соборного государства" с рыночной экономикой.

В 2010году Минюст Украины зарегистрировал новую христианскую партию "Праведность",инициаторы которой планируют привнести христианские ценности в политику иобщество, а также максимально приблизить устройство и законы государства "кбиблейским нормам и принципам".

Еслихристианские партии в Украине представлены и либералами, и консерваторами, идемократами, ситуация с подобными партиями в соседней Белоруссии совершенноиная. Сегодня в республике действуют две оппозиционные христианские партии.Первая - Консервативно-христианская партия – Белорусский народный фронт (КХПБНФ), которая следует национал-демократической идеологии. Так, члены КХП БНФвыступают за развитие национальной культуры, сферы применения белорусскогоязыка, увеличение роли религии в белорусском обществе при условии сохранениясвободы совести и вероисповедания. Кроме того, КХП БНФ ставит своей цельюсоздание автокефальных Белорусских Церквей.

Христианское движение ратует за изучение Библии как обязательного школьного предмета, за реституцию христианских святынь и их восстановление, открытие новых семинарий, бесплатных христианских приютов, школ и больниц.

В своюочередь, партия Белорусская христианская демократия (БХД) уже несколько летпытается получить государственную регистрацию. Как и КХП БНФ, онапридерживается национально-консервативной направленности, ставя во главу углаобщехристианские ценности и патриотизм. По замыслу лидера БХД Виталия Рымашевского,"современное христианство родит в Беларуси новый общественный строй –христианско-демократический". В 2010 году Рымашевский выдвигал свою кандидатуруна пост президента Республики Беларусь, по итогам выборов заняв шестое место с1,09% голосов.

Примечательно, чтохристианские партии Украины и Белоруссии, имея практически идентичныепрограммы, не способны объединиться и найти точки соприкосновения дляреализации своих идей. В некоторой степени это объясняется стремлением каждойпартии занять место под солнцем и попытаться выйти на уровень европейскойхристианской партии. С другой стороны, некоторые политические объединенияобеспокоены не только сохранением и поддержанием нравственных устоев общества,основанных на общехристианских ценностях, но и решением сугубо церковныхвопросов, в том числе объединения или автокефалии Церквей.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.