ЕЖ: Дружба и маятник

Вторую годовщину избрания Виктора Януковича президентом Украины – 7 февраля – в России практически никто не заметил. Что само по себе очень показательно и интересно, - пишет Аркадий Мошес в российском Ежедневном Журнале.

president.gov.ua

Вспомним, что к концу 2009 г. российско-украинские отношения, с формальной точки зрения, достигли низшей точки за всю свою историю – в Киеве не было российского посла. Не преодоленная и до сих пор идиосинкразия Кремля на все "оранжевое", то есть на право граждан на честные выборы и право стран на внешнеполитическую самостоятельность, тогда полностью определяла содержание украинской политики Москвы. В этой ситуации с приходом Януковича связывались разнообразные ожидания – от прагматической нормализации отношений до полного подчинения Украины России.

В определенной степени эти ожидания оправдались. Позиции России относительно Украины резко усилились. Причем здесь совершенно не важно, хотел ли этого сам Янукович. Полагаю, что совсем не хотел. Будучи обязанным своим избранием на пост президента вовсе не Москве, а своим местным союзникам и партнерам, и платить он должен был украинским бизнес-империям. Для этого действительно был необходим дешевый российский газ. Ведь при Леониде Кучме в 1994-2004 гг. Киеву удавалось сохранять относительную свободу во внешней политике и получать топливо задешево, так почему бы и не теперь?

Cприходом Януковича связывались разнообразные ожидания – от прагматической нормализации отношений до полного подчинения Украины России.

Но, так или иначе, вышло все по-другому.

Во-первых, команда Януковича почему-то сочла, что ей зачтутся сделанные на бегу и в одностороннем порядке важнейшие геополитические уступки. Провозглашение Украины в июле 2010 г. внеблоковым государством – то есть отказ от вступления в НАТО – состоялось вообще без торговли. Ну, а со скидкой в цене на газ в 100 долларов, полученной в обмен на продление пребывания российского флота в Севастополе до 2042 г., сильно продешевили. Потому что и самим украинцам не очень понятно, почему Германия без геополитической скидки платит за газ меньше, чем Украина с оной. И никто Берлин при этом в Евразийский Союз не приглашает.
Во-вторых, Янукович постепенно и до предела испортил отношения с Западом. Дело тут не в одном приговоре Юлии Тимошенко. Просто уж очень сильно его внутренняя политика стала напоминать российскую и белорусскую. Но разница в том, что Москва сегодня не просит у Запада денег, а Украине без них – объективно сложно. Да и какая может быть дипломатическая игра на балансе, если Европейский Союз отказывается подписывать с Януковичем готовые и, можно сказать, выстраданные документы, типа соглашений об ассоциации и зоне свободной торговли. Яснее сигналов не бывает.
В-третьих (но, впрочем, только в-третьих), Россия наконец-то предъявила миру результаты своей работы по снижению транзитной зависимости от Украины. Северный поток запустили, "Южный" все еще может состояться. И никаких гарантий прокачки российского газа у Украины нет.

Команда Януковича почему-то сочла, что ей зачтутся сделанные на бегу и в одностороннем порядке важнейшие геополитические уступки.

Киевские переговорщики, конечно, изо всех сил стараются найти такой выход из положения, чтобы и московских коллег заинтересовать, и не подписать при этом полную и безоговорочную капитуляцию. И газовый консорциум создать, и хоть какой-то контроль над газотранспортной системой, этим важнейшим элементом суверенитета, сохранить. В суд грозятся пойти, потребление снизить и сжиженный газ начать завозить. Но получается, надо признать, плохо. Особенно, когда холодно.

Что ж, раньше надо было думать (смотри "во-первых" и "во-вторых").

Так что ни о каком душевном согласии между "вождями" двух стран речь не идет. Просто изменилось соотношение потенциалов. Более сильные и опытные вышли временными победителями в схватке с амбициозными, но не очень состоятельными – причем не только в финансовом плане. Бывает. В конце концов, никто же не ждет, что один боксер будет жалеть в поединке другого только потому, что оба любят бокс. Так с чего один суверенный владетель будет прощать промахи и слабости другого? Только потому, что суверенитет оба понимают как неограниченность внутриполитической власти? Да, спору нет, к западу от границ Украины лежит мир, где даже сейчас, в период экономического кризиса, в отношениях между странами в ходу слово "солидарность" – ну так то другой мир, там ценности, правила и "понятия" другие.

Более сильные и опытные вышли временными победителями в схватке с амбициозными, но не очень состоятельными – причем не только в финансовом плане.

Самое интересное, впрочем, впереди. Потому что вроде бы у Москвы никогда за всю постсоветскую историю не было более благоприятных условий для того, чтобы "додавить" Киев. Но, с другой стороны, легкой прогулки все равно не получится.

Сегодня Москва имеет дело с вполне приемлемой для себя ситуацией. На дипломатическом фронте ей противостоит ослабевшее буферное государство, на ближайшую перспективу утратившее возможность присоединения к европейской экономико-правовой зоне. При этом это государство умудряется платить по своим счетам. Попытки же полностью интегрировать Украину в российскую систему союзов и блоков чреваты серьезными рисками.

Практически неизбежной станет внутренняя консолидация политических сил Украины против режима Януковича. Платформа для объединения уже существует, и это не "суверенитет", а как раз европейский выбор. К осени 2011 г., согласно опросам, большинство населения Украины, причем это наблюдение относится ко всем без исключения возрастным группам, вернулось на позиции поддержки членства Украины в ЕС. Препятствием же к сближению является известно кто. А парламентские выборы уже в октябре, и не факт, что возврата к смешанной избирательной системе будет достаточно для сохранения Партией Регионов большинства. Потому что по пропорциональной системе с сегодняшними 14-15 процентами ПР надеяться вообще не на что. В 30 процентов эти показатели чудесным образом не обратятся.

На дипломатическом фронте ей противостоит ослабевшее буферное государство, на ближайшую перспективу утратившее возможность присоединения к европейской экономико-правовой зоне.

Активность России может вызвать аналогичные телодвижения со стороны Запада. Репутацию Януковича уже не спасти, но перспектива прихода к власти новой проевропейской коалиции изменит расклады, а если президент, в свою очередь, проявит готовность изменить поведение, то дело иметь с ним будут. Без удовольствия, конечно, но будут. Ради реформ. Даже Лукашенко еще недавно принимали.
Наконец, очень трудно просчитать реакцию внутри России.

Финансовая стоимость геополитического проекта "Украина" может оказаться неприемлемо большой. После стольких лет "дружественной пропаганды" вдруг начать оплачивать прибыли украинских олигархов? Да даже если своих. Электорат все равно может не понять.

Так что вполне возможно, что и российско-украинская "перезагрузка" подходит к своему пределу. Ни создать основанную на общих ценностях лигу автократов, ни дожать, как это сейчас принято говорить, "наших партнеров" у России с Украиной не получается. И в какой-то момент маятник пойдет в обратную сторону.

***

В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов