КС разрешил госслужащим и народным депутатам владеть корпоративными правами
КС пришел к выводу, что положения пункта 2 части 1 статьи 7 закона О принципах предотвращения коррупции, где говорится, что чиновникам запрещено входить в состав органов управления или наблюдательного совета предприятий или организаций, касаются запрета чиновникам принимать участие в каких-либо органах управления таких предприятий и организаций.
В частности, отмечает КС, к таким органам управления относятся общее собрание акционеров хозяйствующего субъекта, исполнительные органы, наблюдательный совет.
При этом суд пришел к выводу, что в целом такой запрет является конституционным за исключением части, в которой чиновникам запрещено принимать участие в общем собрании акционеров хозяйствующих субъектов.
Согласно решению суда, чиновники, как и другие физические и юридические лица, имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, в том числе с целью приобретения и реализации корпоративных прав.
При этом КС отметил, что в соответствии с положениями Гражданского кодекса право участия в обществе является личным неимущественным правом человека и не может отдельно передаваться другому лицу.
В связи с этим КС решил, что чиновники имеют право на приобретение акций хозяйственного общества, управлять им, принимать участие в общем собрании участников (акционеров), получать дивиденды и часть его активов в случае ликвидации общества.
Отвечая на вопрос о том, как разделить права гражданина и должностного лица, судья-докладчик по данному делу Юрий Баулин заявил: "В преамбуле рекомендаций Кабинету министров Совета Европы указывается, что хотя публичные служащие и наделены особыми правами и обязанностями для выполнения функции государства, однако они являются гражданами и поэтому за ними следует признавать те же права, что и за другими гражданами".