Ехануров рассказал Forbes о внутренней кухне правительств Ющенко и Лазаренко
В первую очередь он рассказал о своих отношениях с Павлом Лазаренко. "Очень организованный и четкий человек. Умел ставить задачи. Меня всегда поражал его рабочий стол - девственно чистый, ни одной бумаги".
"О криминале тогда никто ничего не знал. Только потом стало известно, что он установил монополию на поставку газа. Схема была такой. ЕЭСУ получали газ, а потом, пользуясь монопольным положением, реализовывали его предприятиям в обмен на металл. Компания зарабатывала в два "подъема" - один раз на газе, второй - на металле. А уже работая на Днепропетровщине, в 2005-м, я выяснил, что Лазаренко в бытность премьером выкупил практически все предприятия, находившиеся в коммунальной собственности", - заявил Ехануров.
Ехануров о Лазаренко: Меня всегда поражал его рабочий стол - девственно чистый, ни одной бумаги
По его словам, Лазаренко - первый пример прямого лоббирования интересов бизнеса через политику. "До него премьерами были управленцы, не имевшие к бизнесу никакого отношения, - Фокин, Кучма, Масол, Марчук. После Павла Ивановича был Валерий Пустовойтенко. При нем основные решения принимались на Банковой", - считает политик.
"Приход Ющенко в Кабмин эту ситуацию исправил.... На конкретные "просьбы" Ющенко-премьер реагировал очень своеобразно - тянул с выполнением как мог. При этом никому не отказывал. Говорил: ну, хорошо, посмотрим, изучим, комиссию создадим…", - отметил Ехануров.
Он также рассказал, каким образом попал в Кабмин Ющенко: "29 декабря 1999 года Виктор Андреевич позвонил и спросил, чем занимаюсь. Я как раз готовил заседание парламентского комитета. Сказал: зайди. И без всяких предисловий предложил идти вице‑премьером по экономическим вопросам в правительство. После некоторой паузы я согласился. Мы нормально поговорили. Уже в дверях он меня остановил и добавил: будешь первым вице‑премьером".
Ехануров: Конечно же, один на один я "получал" от Ющенко каждую неделю, но это были разговоры между нами
"Мне хорошо работалось в его правительстве. Ющенко давал полную свободу действий в рамках согласованных позиций. Каждое утро я был у него в кабинете: мы координировали действия, иногда он меня поправлял, а дальше я был самостоятелен. Я честно работал на Ющенко, делал все, чтобы премьер надлежащим образом выполнял свои функции. Моих подписей как первого вице-премьера на всех документах столько же, сколько всех остальных первых заместителей главы правительства по сегодняшний день вместе взятых. Он мне доверял вести заседания Кабмина и вообще очень многое. Конечно же, один на один я "получал" от него каждую неделю, но это были разговоры между нами", - отметил Ехануров.
По мнению политика, Ющенко хорошо понимает экономику, и страна много потеряла из‑за отставки его кабинета. "Ему постоянно шли "просьбы" с Банковой, а он их не выполнял. Мне звонили и спрашивали: когда выйдет такое-то постановление правительства, а я отвечал: команды не было. В конце концов против нас консолидированно выступили все олигархи", - констатировал экс-премьер.
Ехануров о Тимошенко: Мое к ней отношение изменилось после визита генерал-полковника Георгия Олейника из Минобороны РФ
Он также рассказал, как ему работалось с Тимошенко в правительстве Ющенко. "Нормально - пока каждый занимался своим кругом задач. Мое к ней отношение изменилось после визита генерал-полковника Георгия Олейника из Минобороны РФ. Секретарь сказала, что его направили ко мне из первой приемной, то есть от премьера. Генерал попросил меня признать корпоративные долги ЕЭСУ перед Минобороны России государственным долгом Украины. Мол, ему сказали в ЕЭСУ, что с премьер‑министром договорились…Если вопрос не будет урегулирован, его в Москве арестуют прямо в аэропорту. В итоге его действительно задержали, и он просидел 2,5 года", - поведал Ехануров.
Политик рассказал о схеме, которая действовала в то время. "Была бартерная схема. Минобороны России, как всегда, не хватало денег, и им выделили газ, который они отдали ЕЭСУ. Взамен, вместо денег, должны были получить товары и услуги. Как мне сказал Олейник, получили они лишь четвертую часть от обещанного. А потом ему в ЕЭСУ объяснили, что это все и больше ничего не будет. "А чего пришел ко мне? - спрашиваю. - Иди вот по коридору…" Он ответил, что к Тимошенко не пойдет, потому что с ней все и так ясно. После этой истории я стал очень осторожно относиться к тому, что делала Тимошенко, и к документам, которые прошли через ее кабинет", - добавил Ехануров.
Он также объяснил, каким образом оказался в команде Ющенко. "Моментом размежевания был мой демарш на заседании руководства НДП, когда я сказал, что мне нечего делать в партии, которая не поддерживает правительство (Ющенко - ред.). Встал и ушел. Получается, самоопределился в сторону Ющенко. Но при этом у меня остались ровные и деловые отношения с Кучмой. Осенью 2001‑го Виктор Андреевич поставил передо мной вопрос, что надо определяться политически. Я пошел к президенту (Кучме - ред.) и сказал, что ухожу в оппозицию", - заявил он.
Ехануров: Мы имеем очень сложное общество, опираться на которое невозможно. Оно требует только одного - дай!