Би-би-си: Потерянные завоевания "оранжевого" Майдана

Восемь лет назад на Украине состоялся второй тур президентских выборов 2004 года, а вместе с ним - массовая акция протеста против фальсификаций на киевском Майдане независимости.

Уже через несколько дней она получила название, которое привлекло к Украине внимание всего мира, - "оранжевая революция". Именно протест на Майдане привел к повторному голосованию - так называемому "третьему туру", - победителем которого стал Виктор Ющенко.

Политики, имевшие непосредственное отношение как к организации революции, так и к дальнейшему воплощению ее идей в жизнь, рассказали Би-би-си об уроках Майдана.

"Это для Ющенко Майдан начался 22-го ноября, а для нас - 21-го утром, когда мы начали ставить сцену", - вспоминает депутат парламента Владимир Филенко. Его вместе с еще двумя депутатами Тарасом Стецкивым и Николаем Томенко, а также ныне заключенным бывшим министром внутренних дел Юрием Луценко в конце 2004-го называли "полевыми командирами Майдана".

"Хотя Майдан для нас начался значительно раньше, мы его готовили почти полтора года", - добавляет Филенко. "Полевые командиры" до сих пор празднуют День Свободы не 22 ноября, как это было предусмотрено недействительным ныне указом Виктора Ющенко, а на день раньше.

Указ об установлении годовщины Майдана государственным праздником - Днем свободы - отменен президентом Виктором Януковичем.

Международные организации теперь констатируют проблемы с украинской демократией. В кулуарах Евросоюза, когда речь заходит об отношении к украинским чиновникам, не стесняются слова "санкции". Госсекретарь США и другие западные наблюдатели называют недавние парламентские выборы шагом назад по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями.

Эти факты как для страны, которая еще несколько лет назад считалась флагманом демократических преобразований на постсоветском пространстве, трудно назвать утешительными.

Однако даже сегодня, точно зная, как политическая ситуация на Украине развивалась в течение восьми лет после Майдана, "полевые командиры" в один голос называют события ноября-декабря 2004 года победой украинского народа.

"Майдан как стремление миллионов людей к цивилизованному, мирному протесту, как революция духа и революция человеческого достоинства был великим подвигом, который впишет украинскую нацию в мировую историю. Он определенно был победой", - говорит Тарас Стецкив.

"Мы победили, но не удержали победу", - уточняет Владимир Филенко.

Непосредственные участники Майдана называют множество причин, почему завоевания "оранжевой революции" были фактически потеряны.

Прежде всего, говорят они, политическая элита, пришедшая к власти после победы на выборах Виктора Ющенко, оказалась неадекватной тем вызовам, которые перед ней стояли.

"Наши лидеры не имели ни политической воли на реформы, ни стратегического видения, как те реформы делать. Один из крупнейших уроков, которые нам нужно вынести из событий - это то, что мало сделать успешную революцию, надо еще привести к власти адекватную элиту" , - говорит Тарас Стецкив.

Новый Майдан может быть далеко не таким мирным, как в 2004 году, говорят "полевые командиры" "оранжевой революции".

Если развивать эту тему, от "полевых командиров" можно наслушаться немало нелицеприятных высказываний в адрес Виктора Ющенко.

Вторая причина провала революции, говорят они, заключалась в том, что сотни тысяч людей, которые методами ненасильственного сопротивления сумели изменить результат президентских выборов, ушли с Майдана.

"Граждане, которые тогда вышли на Майдан, разошлись по домам, сели на диванах у телевизоров. А власть надо контролировать, надо было создавать общественные организации, комитеты защиты демократии. Любая власть, даже очень хорошая, имеет склонность становиться плохой, если она становится бесконтрольной", - говорит Владимир Филенко.

После уточняющего вопроса оба "полевые командиры" признают и судьбу своей вины за потерю завоеваний Майдана. Владимир Филенко сокрушается, что в свое время он не настоял на том, чтобы получить должность в исполнительной власти. Тарас Стецкив, который после Майдана возглавил Национальную телекомпанию Украины, сегодня жалеет, что не остался в активной политике и не взялся за создание широкого общественного движения в поддержку идей революции.

Восьмую годовщину Майдана Украина отмечает во время, когда еще не утихли страсти после недавних парламентских выборов. Эта кампания была довольно критически оценена международным сообществом, а в пяти округах установить победителей не удалось до сих пор.

Оппозиция объявила выборы самыми грязными в истории Украины и призвала своих сторонников выходить на площадь перед Центральной избирательной комиссией в знак протеста против массовых фальсификаций.

Однако призыв, который восемь лет назад вывел на Площадь независимости сотни тысяч украинцев, на сей раз не сработал. На митинг в центре Киева, - а преимущество оппозиционных сил над проправительственными здесь, как и восемь лет назад, было практически тотальным, - вывести получилось лишь несколько тысяч человек. Гораздо меньше, чем ожидали лидеры оппозиции.

Вице-спикер Верховной Рады Николай Томенко объясняет такое поведение людей влиянием тренда деморализации, сформировавшегося в результате разочарования в лидерах того "старого" Майдана, которые не оправдали возложенных на них надежд.

"Общество сегодня готово выйти на улицы, чтобы изменить нынешнюю власть, но пока оно не убеждено в том, кто поведет Украину в сторону демократии... Но меч занесен. Мы живем в ситуации отложенного Майдана, который может сработать даже через полгода-год", - говорит он.

Тарас Стецкив говорит, что решающим фактором, который повлиял на настроение потенциальных участников массовых протестов, было поведение самих лидеров оппозиции.

"Если бы оппозиция хотела массовых акций протеста, то ей не надо было заходить в парламент. Если бы вожди оппозиции четко и ясно заявили о готовности бороться с Януковичем до конца и идти на перевыборы перед всем обществом, массовые акции происходили бы уже по всей Украине. Но своим входом в парламент оппозиция признала, что она будет работать по правилам, которые устанавливает Янукович. Конечно, за такую оппозицию никто на массовые протесты выходить не будет", - говорит Стецкив.

Анализируя причины неуспеха поствыборных акций протеста, Николай Томенко в разговоре с Украинской службой Би-би-си с сожалением констатирует, что политический фактор в нынешних обстоятельствах не может вывести украинское общество на акции протеста против действующей власти.

Владимир Филенко улыбается, когда вспоминает положения марксизма-ленинизма о том, что лидеры движений сопротивления в конкретных исторических условиях появляются тогда, когда на них есть общественный запрос.

"Очевидно, сейчас просто еще ситуация не созрела, - констатирует Филенко. - Сколько на это потребуется времени? Если вы мне скажете, какой завтра будет курс доллара, сколько завтра будет стоить хлеб, или как будут расти коммунальные платежи, - тогда я, может, дам вам точный прогноз".

Николай Томенко соглашается, что экономический фактор будет заметно влиять на протестные настроения украинцев, однако добавляет, что только "дорогим хлебом" причины их нарастания не ограничиваются.

"Если милиция начнет руководствоваться теми полномочиями, которые ей предоставлены новым Уголовно-процессуальным кодексом, и нас будут обыскивать или проверять у нас паспорта, если начнут действовать такие элементы оккупационного режима, то я убежден, что фактор унижения достоинства людей будет важнее, чем призывы оппозиции", - говорит он.

В свою очередь, Тарас Стецкив призывает все-таки не сбрасывать со счетов фактор политической ситуации в стране. По его мнению, вывести украинцев на улицы может ожидаемый частью оппозиционеров конституционный референдум, на котором украинцам предложат, в частности, перенести выборы президента в парламент. Если этот план не удастся, то шанс на повторение событий восьмилетней давности, по мнению Стецкива, появится уже на президентских выборах 2015 года.

Единственное, в чем сходятся "полевые командиры", - так это в том, что шансов на повторение Майдана как массового ненасильственного протеста в нынешних обстоятельствах мало.

Источник: Русская служба Би-би-си