ВВС Україна: В Раду возвращаются радикалы

Триумф партии "Свобода" стал одной из главных неожиданностей последних парламентских выборов в Украине.
umm.kiev.ua

В следующей Верховной Раде она сформирует фракцию из 37 членов и будет иметь все шансы стать одним из ключевых игроков политики, по крайней мере на время каденции парламента седьмого созыва.

Реакцию как украинской, так и зарубежной прессы на избирательный успех этой партии трудно назвать однозначной. "Свобода" является радикальной политической силой, чья риторика и методы деятельности вызывают у многих наблюдателей сомнения относительно судьбы украинской демократии и парламентаризма.

Стоит ли бояться радикалов в украинском парламенте? Ответ на этот вопрос можно начать искать в событиях недавнего прошлого, ведь "Свобода" - это далеко не первый успех крайних политических сил в новейшей истории Украины.

Вспышка слева

Еще на выборах 1998 года, с небольшим запасом преодолев 4-процентный проходной барьер, в парламент попала Прогрессивная социалистическая партия Украины (ПСПУ), возглавляемая Натальей Витренко.

"Для Витренко даже сталинская Конституция 1936 года была уходом от настоящего социализма", - оценивает радикальность ее риторики политолог Алексей Гарань, автор монографии о деятельности левых партий после обретения Украиной независимости.

В своей избирательной программе "витренковцы" утверждали: "Парламентаризм, а тем более президентская форма правления, никогда не будут защищать интересы простых людей труда". И предлагали в государственном строительстве обратиться к "опыту Парижской коммуны, отшлифованному Великим Октябрем".

В 1999 году лидер ПСПУ баллотировалась в президенты Украины и получила солидный результат в почти 11% голосов. Самым известным предвыборным обещанием Витренко было отправление - в случае ее победы - представителей тогдашней украинской верхушки "на урановые рудники".

Радикализм "витренковцев" не ограничивался только риторикой. Сегодня Наталья Витренко утверждает, что именно она еще за год до победных для себя парламентских выборов впервые в украинской практике применила метод парламентского голодания.

"Мы (Витренко и ее соратник Владимир Марченко - Ред.) трое суток не выходили из зала парламента. К нам вечером приходил Александр Мороз (тогдашний председатель Верховной Рады - Ред.) и просил прекратить голодовку, а мы ответили: "Нет! Только если будет повышена минимальная зарплата и пенсия!"- вспоминает она о событиях апреля 1997 года.

Следующий раз Витренко голодала уже вместе со своей фракцией, которая насчитывала полтора десятка депутатов.

"В декабре 1998 года мы всей фракцией объявили голодовку с целью повышения прожиточного минимума. Трое суток фракция голодала, это было беспрецедентным шагом на просторах всего СНГ", - хвастается Наталья Витренко.

Хотя лидер прогрессивных социалистов называет свою партию единственным настоящим защитником трудового народа, политолог Алексей Гарань оценивает роль этой силы намного критичнее.

"ПСПУ были крайними популистами, абсолютно манипулируемыми с Банковой. Они использовались с целью раскола левого лагеря и оппозиции в целом. Их эпатажные заявления и пророссийские лозунги были выгодными Кучме, потому что на их фоне он мог выступать умеренным миротворцем", - говорит политолог.

Наконец, на выборах 2002 года партия Наталии Витренко не преодолела 3-процентный барьер - из-за масштабных фальсификаций, утверждает лидер ПСПУ сегодня - и постепенно сошла с политической арены Украины.

Строгий выговор депутатам

Еще до триумфа ПСПУ в мажоритарных округах западной Украины периодически побеждали радикальные националисты.

Наиболее показательным из таких прецедентов является, пожалуй, избрание в парламент на выборах 1994 года трех членов УНА-УНСО - радикальной националистической партии, члены которой не скрывали, что участвовали в боевых действиях на Южном Кавказе и в Приднестровье.

На учредительное заседание парламента второго созыва унсовцы пришли в камуфляжной форме.

"Мы просто хотели привлечь к себе внимание", - вспоминает сегодня бывший депутат-унсовец Юрий Тыма.

В апреле 1995 года, во время одного из нередких в то время кризисов в украино-российских отношениях, депутат Государственной Думы Николай Лысенко на трибуне российского парламента порвал украинский флаг.

Ответ из Киева последовал незамедлительно. Двое унсовцев, Олег Витович и Юрий Тыма, в сессионном зале украинского парламента порвали российский триколор. За это были наказаны беспрецедентным постановлением Верховной Рады: в этом документе им объявлялся "строгий выговор с последующим сообщением в газете "Голос Украины".

Влияние унсовцев на работу парламента был ограничено - их было слишком мало. Драться тоже не приходилось: в тогдашней Раде до такого вообще доходило крайне редко, вспоминает Тыма.

Зато депутатский мандат и дипломатический паспорт помогали унсовцам заниматься внепарламентской деятельностью - организацией протестов в Украине и действиями за пределами Украины.

"Я, например, тогда много занимался поддержкой национально-освободительных движений кавказских народов и Беларуси", - говорит Тыма и признает, что из-за такой своей деятельности довольно часто пропускал пленарные заседания.

В 1998 году ни один из унсовцев не был вновь избран в парламент, а их партия набрала по всей Украине лишь 0,4% голосов.

"Свобода" сегодня

На каких основаниях сегодняшнюю партию "Свобода" называют радикальной?

Во-первых, в силу целого ряда ее программных положений. Даже сокращенная версия главного документа "Свободы" - "Программы защиты украинцев", - подготовленная для участия партии в выборах 2012 года, изобилует предложениями существенных изменений едва ли не во всех сферах жизни государства.

Проведение люстрации, отмена депутатской неприкосновенности, национализация стратегических предприятий, введение в паспорт графы "национальность" и введение уголовной ответственности за "пропаганду сексуальных извращений" - это только некоторые из самых неоднозначных инициатив "Свободы".

Во-вторых, из-за стиля деятельности партии. "Свобода", которая никогда не была парламентской политической силой, имеет достаточно специфический опыт уличной деятельности и силовых противостояний с оппонентами - что, впрочем, "тягнибоковцы" убедительно доказали в процессе подсчета голосов на 215-м и 223-м избирательных округах столицы. Наблюдатели опасаются, что "Свобода" перенесет эти методы деятельности в стены парламента, а это приведет к катастрофическим последствиям для украинского парламентаризма.

В-третьих, не исключено, что само наличие в парламенте идеологических раздражителей - регионалов и, особенно, коммунистов, чью идеологию "Свобода" вообще хочет запретить в судебном порядке, - будет стимулировать представителей этой партии к радикальному поведению в парламенте.

Наконец, по мнению политолога Алексея Гараня, радикализация "Свободы" объективно выгодна нынешней власти, а потому она всячески будет провоцировать националистов на эскалацию уже существующих и создание новых конфликтов под парламентским куполом.

"Януковичу, очевидно, выгодно, если в парламенте будут драки "Свободы" с коммунистами. С одной стороны, это позволит ему дискредитировать парламент, с другой - представлять себя как стабилизатора и миротворца", - говорит Гарань.

Чего ждать от "Свободы"?

"Это все байки. Мы - очень законопослушные, - отвечает на обвинения в радикализме "Свободы" Юрий Сиротюк, пресс-секретарь партии и новоизбранный депутат парламента. - Решительными мы были только когда видели, что очень грубо топчутся по нашей чести и достоинству - социальному, историческому или национальному. Но любой человек, если обидеть его или его честь, так реагирует. Это - не радикализм, это - естественная реакция".

Однако предсказать, как поведут себя члены фракции "Свобода" в парламенте седьмого созыва, сегодня трудно.

С одной стороны, говорит Сиротюк, "свободовцы" понимают, что их политическую силу пытаются загнать в маргинальную нишу ультрарадикалов.

"Когда я сейчас читаю, что о нас пишут западные СМИ, мне самому становится страшно... Но мы понимаем, что мы вступаем в фазу парламентской борьбы. Мы постараемся работать без лишнего эпатажа - мы не будем ходить (по парламенту - Ред.) в галифе, в мазепинках и с пластмассовыми автоматами", - говорит Сиротюк.

С другой стороны, признает "свободовец", одна из задач его политической силы - превратить Верховную Раду из "винтика в системе президента" в место, где идут дискуссии, в том числе и достаточно жесткие.

"Если, например, снова начнут ставить вопрос языка - мы будем действовать очень жестко, - обещает Сиротюк. - Если на депутатов- "свободовцев" начнут нападать, мы не станем жаловаться в НАТО, ОБСЕ и регламентный комитет - нас избиратели не поймут. Если проанализировать возрастной состав, физическую подготовку и прошлое членов фракции "Свобода", то она может перевесить все величие партии власти, там боевых сил не так много".

Парламентский этап жизни партии "Свобода" приведет к эволюции этой политической силы, считает Алексей Гарань. Вопрос лишь в том, в какую сторону она будет двигаться.

"Или на первый план выйдут такие радикалы, как Фарион и Михальчишин, и это позволит власти раскалывать оппозицию и играть на поляризации, или "Свобода" займет более умеренную позицию", - говорит политолог.

По его словам, дилемма "Свободы" заключается в том, кто из европейских партий станет для нее ориентиром - радикальный полумаргинальный британский "Национальный фронт", или итальянский "Национальный альянс", который начинал с националистических позиций, а впоследствии влился в правоцентристскую партию "Народ свободы" Сильвио Берлускони.

Сами "свободовцы" говорят, что свою идеологию менять не собираются. При этом не будут забывать о внепарламентской деятельности и расширять свое присутствие на востоке и юге Украины.

"Вот когда мы наберемся сил, тогда надо будет становиться радикальнее. Не сразу", - говорит Сиротюк.

Источник ВВС Україна