Корреспондент: Апокалипсис сегодня. Мариуполь стал эпицентром экологического бедствия
Крупнейший металлургический центр страны, Мариуполь, стал эпицентром экологического бедствия. Заводы Азовсталь и Ильича превратили некогда курортный город на берегу Азовского моря в газовую камеру, - пишет Каролина Тымкив в № 46 журнала Корреспондент от 23 ноября 2012 года
Этим летом у 31-летней жительницы Мариуполя Елены врачи обнаружили онкологическое заболевание - по понятной причине она не называет свою фамилию прессе. Елена считает, что виной всему вредная работа на металлургическом комбинате Азовсталь, где она в течение десяти лет занималась упаковкой грузов.
Впрочем, и за пределами завода дышится не легче, рассказывает Елена, - весь город регулярно окутывает черный дым. “Каждый день смог. Как тут не заболеть?” - задает она риторический вопрос, ожидая приема в местном онкологическом диспансере.
Мариуполь, где расположены металлургические гиганты - комбинаты Азовсталь и им. Ильича группы Метинвест, принадлежащей Ринату Ахметову, - имеет статус одного из самых загазованных городов Украины.
Мариуполь, где расположены металлургические гиганты - комбинаты Азовсталь и им. Ильича группы Метинвест, принадлежащей Ринату Ахметову, - имеет статус одного из самых загазованных городов Украины
По данным Госкомстата, в 2010 году он занял второе место после Кривого Рога по масштабам загрязнения воздуха. Ежегодно с городских предприятий поднимается в атмосферу около 400 тыс. т вредных веществ - четверть всех выбросов в Донецкой области. Последствия этого - лидерство Мариуполя еще и по количеству онкологических заболеваний, констатируют медики.
В 2012-м, по ощущениям местных жителей, концентрация смога в городе достигла такой степени, что 4 октября они вышли на крупнейшую в Украине за время ее независимости экологическую акцию протеста - в митинге приняли участие 5 тыс. человек.
Однако городские власти призывают мариупольцев не сгущать краски. По словам Олега Калинина, начальника отдела по связям с общественностью Мариупольского горсовета, уровень выбросов предприятий постоянно снижается: в 1990 году он составлял 770 тыс. т, а в 2011-м - 385 тыс. т.
Но Галина Олейникoва, эксперт экологической организации Мама-86, уверена, что официальная статистика занижена в разы, и объясняет ухудшение городской экологии устаревшим заводским оборудованием и экономией средств на его модернизацию.
“Речь идет о миллионах долларов, которые собственникам нужно вложить в очистные сооружения”, - уточняет эксперт. Причем модернизация сопряжена с дополнительными расходами и, соответственно, с увеличением стоимости продукции, что, возможно, не входит в планы Метинвеста.
Дым без огня
Инна Андрейчук, прогуливающаяся со своим полуторагодовалым сыном по набережной, признается, что уже год сушит белье прямо в квартире: мол, если его вывесить на балкон, оно моментально приобретает серый оттенок.
Андрейчук не рискует даже открывать окна, ведь помещение тут же наполняют выхлопы металлургических предприятий.
“Буквально две недели назад смог стоял такой, что солнца не было видно. Такого кошмара еще десять лет назад не было”, - рассказывает 33-летняя Галина Гаврил-Оглу, гуляющая с двумя детьми и собакой в одном из мариупольских парков. Она, как и тысячи других горожан, постоянная участница экологических митингов протеста.
Буквально две недели назад смог стоял такой, что солнца не было видно. Такого кошмара еще десять лет назад не было
Причем никто из политиков к этим акциям отношения не имеет, убежден Анатолий Безручко, один из их организаторов. Мариупольцев призывают выходить на улицы через социальные сети, а также при помощи листовок, которые активисты печатают на собственные средства.
“Воздух в городе ужасный. В этом я лишний раз убедился, когда на ночь набрал воды в ведро и оставил его на улице, - говорит Безручко. - Утром на дне обнаружил толстый черный осадок”.
Анастасия Богданович, независимый эколог из Мариуполя, уверена, что это следствие перебоев в работе очистных сооружений меткомбинатов.
В то же время Энвер Цкитишвили, генеральный директор Азовстали, отмечает, что выбросы смога могли увеличиться из-за начала интенсивной утилизации отходов производства на агломерационной фабрике комбината. Эта мера, по его словам, предусмотрена городской программой охраны и оздоровления окружающей среды Мариуполя на 2012-2020 годы.
“Дело в том, что эти [утилизируемые] вторичные материалы характеризуются повышенным содержанием органических соединений, в частности торфа [окрашивающего городской воздух в черный цвет]”, - объясняет Цкитишвили.
Смог сделал жизнь мариупольцев просто невыносимой, а в городе о его причинах рождаются самые фантастические слухи - например, что очистное оборудование с заводов сняли и перевезли на предприятия Донецка, чтобы сделать чище воздух в столице региона в период проведения Евро-2012.
Выбросы смога могли увеличиться из-за начала интенсивной утилизации отходов производства на агломерационной фабрике комбината
Калинин эти домыслы опровергает, однако причины экологического бедствия в Мариуполе и без того видны невооруженным глазом. Богданович демонстрирует Корреспонденту свалку производственного шлака Азовстали, расположенную прямо на берегу Азовского моря.
Темно-серые терриконы, занимающие 250 га, предприятие возвело в течение последних 20 лет. Эти насыпи, по словам Богданович, становятся особенно опасными в летнюю жару, когда начинают тлеть, дымить и даже могут взорваться.
Олейниковой известен не один случай, когда Азовсталь сбрасывала в море промышленные отходы, в несколько раз превышающие допустимые нормы, после чего там массово гибла рыба.
И если рыба в мариупольском “климате” умирает сразу, то люди - постепенно и мучительно. По данным врача местного онкологического диспансера, который попросил не называть его имя и фамилию в печати, в 2011 году в городе насчитывалось 1,9 тыс. больных раком на 100 тыс. населения, хотя еще два года назад этот показатель равнялся 1,7 тыс.
“И среди моих пациентов все больше молодежи, - констатирует врач. - А на первом месте среди онкологических заболеваний - рак кожи и легких”.
Онкологические больные есть почти в каждой знакомой ей мариупольской семье, утверждает Гаврил-Оглу, а малыши часто страдают аллергией и болезнями дыхательной системы - медики это связывают с плохой экологией. “У моих детей постоянный ринит”, - добавляет она.
Хотя Александр Железняк, начальник управления здравоохранения Мариуполя, с такими оценками не согласен. По его данным, онкозаболеваемость в 2011 году составила 392 случая на 100 тыс. человек, что ненамного превышает общеукраинский показатель - 347. По этой градации Мариуполь среди отечественных городов лишь пятый, а пальму первенства удерживает Горловка (395 случаев).
“Пик [онкологической заболеваемости в Мариуполе] приходился на 2007 год, - успокаивает Железняк. - Сейчас ситуация нормализовалась, и никакого роста у нас нет”.
Город-комбинат
Экология для металлургических предприятий - вопрос болезненный и щепетильный. Тем не менее на просьбу Корреспондента прокомментировать ситуацию в Мариуполе Олег Коротышов, замначальника пресс-центра комбината им. Ильича, ответил, что его руководство не имеет на это времени.
Представители Азовстали оказались чуть более разговорчивыми. В официальном ответе Цкитишвили сказано, в частности, что комбинат активно занимается реконструкцией и модернизацией газоочистных сооружений, на что за девять месяцев текущего года потрачено более 78 млн грн.
Кроме того, руководитель предприятия пообещал на месяц остановить работу аглофабрики, вызвавшую увеличение выбросов, в течение этого периода провести диагностику очистных систем и устранить возможные дефекты.
В официальном ответе Цкитишвили сказано, в частности, что комбинат активно занимается реконструкцией и модернизацией газоочистных сооружений, на что за девять месяцев текущего года потрачено более 78 млн грн.
“Нам досталось в наследство обычное советское производство, когда не было пылеулавливания, газоочисток, - объясняет Цкитишвили. - Тогда экологии не уделялось должного внимания, но сегодня это не освобождает компанию [Метинвест] от ответственности за последствия жизнедеятельности металлургического предприятия”.
Рапортуют о мерах по сохранению окружающей среды и власти Мариуполя. Так, согласно городской экологической программе на Азовстали были выведены из эксплуатации мартеновский цех и три коксовые батареи, а на Ильича - несколько мартеновских печей, что существенно уменьшило вредную нагрузку на городской воздух.
“Они прослужили порядка 60 лет, хотя их норматив 25 лет, - объясняет Георгий Корнев, начальник отдела экологии горсовета. - Естественно, физический и моральный износ не позволял в дальнейшем их эксплуатировать”.
Нынешнюю аномально высокую концентрацию выбросов в Мариуполе Корнев объясняет возможным нарушением режима эксплуатации очистных сооружений.
Кстати, в 2011 году, по словам чиновника, город уже пережил одно погружение в смог, и виновные были наказаны. Тогда произошли сбои в работе фильтров доменной печи Азовстали, за что комбинат был оштрафован на 2 млн грн. “Правда, пока предприятие оспаривает это решение в суде”, - добавляет Корнев.
В то же время градоначальники напоминают, что плохая экология - неизбежные издержки жизни в Мариуполе, где металлургические заводы - градообразующие предприятия.
Нынешнюю аномально высокую концентрацию выбросов в Мариуполе Корнев объясняет возможным нарушением режима эксплуатации очистных сооружений
200 тыс. из 470 тыс. жителей связаны с этим производством, рассказывает Калинин. По его словам, благодаря меткомбинатам средняя зарплата в городе составляет 3,4 тыс. грн., и это немало. Для сравнения: в Севастополе - 2,7 тыс., в Донецке - 3,8 тыс. грн., в Киеве - 4,7 тыс. грн.
Однако рядовые мариупольцы свой уровень жизни высоким не считают. Цены на продукты питания здесь вполне сопоставимы со столичными: 1 кг мяса - от 45 до 60 грн., буханка хлеба - 5 грн., 1 кг яблок - от 10 грн.
Невелика по киевским меркам, но солидна для небогатых мариупольцев и стоимость жилья - цена на однокомнатную квартиру в недорогом районе города стартует от $ 19 тыс.
При этом средняя зарплата рабочего на меткомбинатах, по словам Лилии Тихоновой, председателя профсоюза предпринимателей Мариуполя, не превышает 2,0-2,5 тыс. грн., и текучесть кадров на заводах очень высокая. “Если человек с чем-то не согласен, сразу же просят на выход и не церемонятся”, - объясняет она.
Дополняет картину тяжести бытия в Мариуполе, некогда считавшемся курортным городом, отсутствие экологически чистых окрестностей. По словам Олейниковой, морской берег на ближайших курортах быстро засоряется, а глубина моря уменьшается. “Сегодня отдыхать здесь опасно для здоровья”, - резюмирует эколог.
Поэтому многие мариупольцы предпочитают уезжать из родного города как можно дальше и желательно навсегда. Так, 23-летний консультант по программному обеспечению Дмитрий Безручко год назад перебрался в Киев.
В Мариуполе Безручко часто страдал заболеваниями дыхательных путей и к тому же не мог реализовать себя в работе. “Я не хочу возвращаться в Мариуполь, - признается он. - И в дальнейшем собираюсь перевезти в Киев родителей”.
***
Этот материал опубликован в №46 журнала Корреспондент от 23 ноября 2012 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться .