Lenta.Ru: Истинное православие
Религиозные войны на Украине: верующие делят храмы и бьются с оборотнями, - пишет Петр Бологов в статье для российского издания Lenta.Ru.
В минувший вторник в Кировоградской области Украины пришлосьопечатать Свято-Владимирский храм, построенный в начале 2000-х годов и принадлежавшийУкраинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). Закрытию церквипредшествовала целая эпопея с захватом храма и силовым противостоянием между"раскольниками" - последователями УПЦ КП - и теми, кто остается в лонеУкраинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Последняя, какизвестно, находится в юрисдикции РПЦ и рассматривается украинскими радикаламикак структура влияния Кремля.
На фоне социальных и экономических проблем современнойУкраины за происходящими между различными группами верующих баталиями нельзяследить без некой доли юмора, хотя, надо полагать, для самих участников этихбаталий их противостояние является делом сверхсерьезным и, без всякогосомнения, богоугодным. Другое дело, что разделение украинских православных полинии КП-МП, как правило, повторяет аналогичное разделение на сторонниковправящей Партии регионов и ее противников, что придает современным "религиознымвойнам" на Украине политический подтекст (он, впрочем, играл немаловажную рольи во время Реформации в Западной Европе).
Закрытию церкви предшествовала целая эпопея с захватом храма и силовым противостоянием между"раскольниками" - последователями УПЦ КП - и теми, кто остается в лоне Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Но вернемся к Свято-Владимирской церкви, расположенной впоселке Новоархангельск Кировоградской области. Храм был построен в начале2000-х годов и изначально принадлежал УПЦ МП, однако спустя несколько летперешел в ведение Киевского патриархата, то есть, как утверждали сторонникиРПЦ, "был обманом введен в раскол". Осенью прошлого года церковь, по решениюобластной администрации, была возвращена под протекторат Московскогопатриархата, однако "раскольники" это решение проигнорировали и покидать храмотказались.
В итоге, как утверждает сайт Киевское православие, 19 апреля, после обеда, когдаверующие, помолившись, разошлись по домам, а на территории остались тольконесколько прихожан и настоятель, в храм ворвались около тридцати молодых людей.Представившись строителями, они заявили, что явились чинить пол в церкви, послечего выгнали за пределы храма настоятеля и оставшихся прихожан и заперлицерковные ворота на замок.
После этого у церкви стали собираться недовольные прихожане,к которым присоединились местные активисты оппозиционных партий УДАР иСвобода. Но "строители" покидать уютное помещение не торопились - по всейвидимости, на случай блокады они заранее запаслись всем необходимым. По крайнеймере, как поведал журналистам первый заместитель председателяобластной организации УДАРа Игорь Козуб, запершиеся в храме люди несколькодней "пьянствовали и курили", а когда 23 апреля у церкви собрался митинг, одиниз "строителей" взобрался на колокольню и "в окно всем нам внизу показал своиполовые органы".
Разделение украинских православных по линии КП-МП, как правило, повторяет аналогичное разделение на сторонников правящей Партии регионов и ее противников, что придает современным "религиозным войнам" на Украине политический подтекст
Всего у храма на стихийный митинг собралось около пятисотчеловек. К сотрудникам милиции, уже давно дежурившим у здания, присоединилисьбойцы Беркута. Помимо этого в толпе появились люди в характерном одеянии и снагайками, которые назвались "казаками". Верующие попытались было провести вцерковь священника, но запершиеся внутри, открыв ворота, окатили прихожанструей из огнетушителя. В толпе началась драка, происходили стычки с милицией,пытавшейся удержать прихожан от штурма церкви. По итогам противостоянияСвобода распространила заявление, в котором утверждалось, что бойцы Беркутаприменили против прихожан церкви дубинки и слезоточивый газ. Телеканал ТСН сообщает о десятках"затоптанных, окровавленных людей, лежавших прямо на земле". По другим данным,в районную больницу обратились шесть человек с травмами головы, рук и спины.
К вечеру 23 апреля храм был опечатан, а противоборствующиестороны в лице УПЦ КП и УПЦ МП решили сесть за стол переговоров. Правда,представители Московского патриархата еще раньше успели порадоватьсятому, что Свято-Владимирский храм перешел в лоно Канонической православнойЦеркви. Строителей-эксгибиционистов уже в темноте, под охраной Беркута,вывела из храма милиция. Между тем, как утверждают прихожане храма, за пятьдней, пока захватчики были в помещении, оттуда исчезли десятки дорогих икон.
Побоище, устроенное в Новоархангельске, стало лишь одним изэпизодов войны, в которой помимо двух патриархатов - Киевского и Московского -на равных участвуют представители других ответвлений христианской церкви. И нетолько христианской. А иногда даже и не церкви вовсе. Так, в августе 2007 годавозле Десятинной церкви в Киеве произошла драка между православными иязычниками-огнепоклонниками, которых поддержали скинхеды и, как утверждали в УПЦМП, "раскольники-филаретовцы" (Филарет – глава УПЦ КП). В драке, в частности,резиновой пулей был ранен "язычник из Одессы, прибывший для захвата храма".
Побоище, устроенное в Новоархангельске, стало лишь одним из эпизодов войны, в которой помимо двух патриархатов - Киевского и Московского -на равных участвуют представители других ответвлений христианской церкви
В мае 2007 года сторонники КП и МП подрались наТернопольщине из-за церкви Святой Троицы. Истовых православных тогда тожепришлось разнимать бойцам Беркута, причем в ходе этой миротворческой акциишесть милиционеров получили травмы. В сентябре 2009-го бои развернулись в селеЖукля Корюковского района Черниговской области, где сторонники каноническойцеркви обвинили "раскольников" и примкнувших к ним "членовфашистко-националистических организаций" в захвате местного храма."Представители Киевского патриархата со лже-духовенством во главе солже-епископом напали на молящихся людей, которые охраняли храм, избивая их.Милиция при этом в конфликт не вмешивалась", - заявили в УПЦ МП.Душераздирающие подробности о том, как "с архимандрита Варфоломея сняли крест иего же крестом его били по голове", позже были опровергнуты "филаретовцами",заявившими, что это, напротив, некие засланные "казачки, на одном из которыхкрасовалась футболка с надписью Слава России!", попытались захватить храм, номестные жители, вовремя перешедшие в лоно УПЦ КП, дали им отпор. В ходе дракитакже применялся слезоточивый газ. Закончилось все тем, что священникаМосковского патриархата все же вытолкали за забор храма, впустив егопротивника.
В сентябре 2010-го драка вспыхнула на месте строительствахрама Московского патриархата в киевском парке Юность. Противники возведенияхрама - активисты партии Свобода с примкнувшими местными жителями - атаковалиограду стройплощадки, вступив в потасовку с охраной. Аргументируя своидействия, "свободовцы" заявили, что церковь возводится незаконно и олицетворяет"вмешательство Кремля в наши внутренние дела и наши интересы".
В мае 2007 года сторонники КП и МП подрались на Тернопольщине из-за церкви Святой Троицы
В 2009 году объектом внимания "филаретовцев" стал храм ужеУкраинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), который они в итогеуспешно "отжали". Хроника событий вокруг Свято-Троицкого храма в Ужгороде, озвученнаясторонниками УАПЦ, напоминает средневековые описания обрядов изгнания демонов.Так кульминацией потасовки около церкви в 2010 году, когда патриарх Филаретсамолично прибыл к храму, стало, например, "появление на середине площади оборотня в рясе, который рвал на себе волосы и жутко рычал,призывая других филаретовцев и милицию завершить расправу (над последователямиУАПЦ - прим. "Ленты.ру")".
Похожий конфликт произошел в Житомире, где священники иприхожане УПЦ КП и Автокефальной церкви подрались за церковь Святой Магдалины.В конфликт, естественно, вмешались несколько человек из местной организацииУНА-УНСО. Милиции пришлось опечатать храм и отправить оппонентов решать егопринадлежность в суд.
В 2009 году визит на Украину главы РПЦ патриарха Кириллатакже сопровождался дракой, так сказать, верующих, представленных с однойстороны казаками (УПЦ МП), а с другой - националистами из УНА-УНСО("филаретовцами"). Прибывшего в Киев Кирилла националисты встретили плакатами"Вон московского попа-колонизатора", "Единый народ - независимая церковь" ивызвали тем самым ярость казаков, принявшихся махать кулаками.
Пока православные делят между собой храмы, Украинупродолжают атаковать всевозможные секты. К примеру, на днях обнаружилось, что вНиколаеве вот уже пять лет действует секта Гухьясамаджа, организационно иидеологически связанная с небезызвестной Аум Синрикё. Хорошо хотьГухьясамаджа и ей подобные пока не претендуют на православные храмы - делитьцерковное имущество в таком случае было бы гораздо сложнее.
***
В рубрике Мир о нас статьи из зарубежных СМИ об Украине публикуются без купюр и изменений. Редакция не несет ответственности за содержание данных материалов.