Корреспондент 10 лет назад: Как жили чеченцы в Украине в 2004 году
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
Возвращая шариковую ручку владельцу, он тщательно вытирает ее поверхность. “Чтобы мои отпечатки пальцев случайно не оказались на каком-нибудь взрывном устройстве”, – без улыбки объясняет Мурад Мазаев, 27-летний кинорежиссер, который снял первый чеченский художественный фильм о войне на своей родине. Картина Маршо (по-чеченски – свобода) сильно отличается от аналогичных российских. Снимали фильм в знаменитом Панкисском ущелье в Грузии, и вместе с профессиональными актерами в съемках участвовали настоящие чеченские беженцы. А в своей документальной ленте режиссер акцентирует внимание на зачистках, случайных артобстрелах и жертвах среди мирного населения.
Мазаев, проживающий сейчас в Киеве, считает несправедливым, что война, которая почти десятилетие продолжается на Северном Кавказе и превратила в изгоев целый народ, освещается, преимущественно, на основе официальных российских источников.
Чеченцев нередко воспринимают как бандитов, ваххабитов и террористов не только в России, но и в других странах СНГ, где смотрят российские новости и фильмы. “Я каждый раз с этим сталкиваюсь, в любой стране: когда узнают, что ты – чеченец, то уже не знаешь, чем закончится любое общение с правоохранительными органами. Или тебя отпустят, или что-то подкинут и задержат”, – говорит Мазаев.
Въезд по приглашению
Мазаев отмечает, что за короткий период пребывания в Украине его трижды проверяли работники милиции, и определенное время преследовали двое каких-то людей в штатском.
Украинские госструктуры, когда речь заходит о чеченской теме, старательно отмежевываются от каких-либо оценок войны, сохраняя нейтралитет. А правоохранительные органы утверждают, что “особого” отношения к гражданам мятежной республики у них нет. “СБУ контролирует прибывающих в Украину иностранцев, но только тех, кто представляет для нее интерес. Те, кто живет законно и не нарушает правил пребывания, Службу не интересуют”, – говорит Марина Остапенко, пресс-секретарь главы СБУ.
Правда, в отчетах СБУ чеченцы все же удостоились отдельного упоминания по линии криминала. Например, в отчете об оперативной ситуации в Крыму в сентябре 2003 года указывается, что “наблюдается заметное увеличение в регионе выходцев из Кавказского региона РФ и определенная активизация криминальной деятельности этнических общин, прежде всего, чеченских”. Основными занятиями последних СБУ называет распространение наркотиков, приобретение и реализацию огнестрельного оружия и фальсифицированных водочных изделий, а также операции с металлоломом. Конечно, все это не улучшает имидж чеченцев в глазах украинской милиции.
В последнее время значительно участились случаи, когда на границе с Россией чеченцев ссаживают с поездов, не давая им возможности въехать на территорию Украины. Последний случай произошел в начале января, когда на украинской станции Красная Могила из поезда Баку – Киев высадили 23 человека и пропустили лишь одного, которого встречал родственник.
По словам Сергея Астахова, заместителя начальника пресс-службы Пограничных войск Украины, в первую очередь, это объясняется тем, что увеличилось количество выходцев из Чечни, которых задержали на западе Украины при попытке нелегально попасть в Европу. “В прошлом году мы задержали там 606 чеченцев, что в 16 раз больше, чем в 2002-м, – говорит Астахов. – Поэтому с конца прошлого года мы предъявляем к ним более жесткие требования. И, кроме паспортов, требуем еще и мотивации для въезда, к примеру, приглашение от родственников”.
Пограничники подчеркивают, что в Украину беженцы из Чеченской республики прибывают практически каждый день. И этот поток может увеличиться. “Сейчас людей из Чечни вынуждают покидать лагеря беженцев в Ингушетии и других районах, чтобы они уезжали на родину. Но там ситуация абсолютно небезопасная, и люди не хотят туда возвращаться”, – отмечает Наталья Прокопчук, помощник в вопросах общественной информации Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в Украине.
Из 965 искателей убежища (людей, которые хотят получить статус беженца), зарегистрированных в Украине на 1 сентября 2003 года, 7% – жители Чеченской республики. Они занимают четвертое место после афганцев иракцев и выходцев из африканских стран.
Но только шестерым чеченцам за прошедший год удалось получить статус беженца. А всего, по данным Государственного комитета по делам национальностей и миграции (Госкомнац), на 1 июля 2003 года в Украине зарегистрировано 208 беженцев из Чеченской республики. По словам некоторых из них, многим отказывают в получении статуса из-за нарушения сроков подачи заявлений.
Почему Украина?
“Почему я сейчас нахожусь в Украине? Потому что у чеченцев есть какое-то предрасположение к украинцам. Мы знаем украинцев еще с 30-х годов, когда был голод, и жители Украины тысячами бежали в Чечню, где их принимали”, – говорит Мурад Мазаев.
Подобными мотивами руководствуется немало чеченцев. К тому же, несмотря на нейтральную позицию властей, в Украине живут люди, которые поддерживают чеченскую сторону в войне на Кавказе. Многие граждане Украины, члены националистической организации УНА-УНСО, а также представители крымских татар, воевали на стороне чеченцев против российских федеральных войск. И своего участия в первой чеченской войне они не скрывают. “Наша организация сознательно сражалась против российского империализма на чужой земле, чтоб он не пришел к нам”, – признает Руслан Зайченко, член Провода УНА-УНСО.
Именно от таких радикалов исходила инициатива создать в Украине источники информации о событиях в Чеченской республике, альтернативные российским. До 2000 года действовал Информационный чеченский центр УНА-УНСО. По словам Татьяны Чорновил, координатора проекта, в центре работали около десяти энтузиастов, которые, пользуясь контактами организации, получали информацию от чеченских партизан и пытались распространять ее в Украине. Но центр замолчал после массовых арестов за участие в антипрезидентских акциях членов УНСО в 2000 году.
Однако и сейчас в Украине есть проекты, которые помогают узнать не только о российской точке зрения на происходящее в Чеченской республике. В ноябре-декабре 2003 года в пяти городах Украины (Харьков, Львов, Донецк, Одесса, Киев) проходили Дни кино, посвященные правам человека. Там демонстрировались и фильмы, затрагивающие проблемы в Чеченской республике. “Фильмы были довольно откровенными, и многих участников фестиваля поразили ужасы чеченской войны”, – говорит Татьяна Мазур, ассистент юриста Юридическо-консультативного Центра помощи беженцам Права человека не имеют границ – одного из партнеров кинопроекта.
12 января 2003 года в русскоговорящем Донецке был открыт фонд Свободу Чечне при поддержке Союза правой молодежи. “Основной целью фонда станет распространение информации о тех насильственных методах, которые проводят в Ичкерии русские боевики, насильно захватившие республику”, – говорит Александра Немчинова, председатель Союза.
Интересно, что этнические чеченцы в деятельности подобных организаций участия не принимают. Как правило, они вообще предпочитают держаться в тени. Нет и официальной статистики о размере чеченской диаспоры в Украине. По данным Госкомнаца, сегодня в Украине не зарегистрировано ни одной чеченской национальной общины или землячества. Чеченцы ни разу не подавали заявлений для создания подобных структур.
Мурад Мазаев объясняет это некоторой пассивностью своих земляков и опаской преследования со стороны властей. Он пытался прибегнуть к помощи соотечественников в подготовке к съемкам нового фильма о своей родине, над которым он планирует работать в Украине. Но те чеченцы, кто добился здесь стабильного положения, к фильму интереса не проявили. “Они чувствуют себя изгоями, людьми, у которых нет прав”, – говорит Мазаев. Поэтому своей главной целью кинорежиссер считает необходимость изменить сложившуюся ситуацию. “У российских спецслужб есть желание растворить мой народ. Но это у них получилось только среди тех чеченцев, у которых руки по локоть в крови, тех, кого они сейчас используют в своих целях”, – заявляет он.
***
Этот материал опубликован в №3 журнала Корреспондент от 31 января 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.