Корреспондент 10 лет назад: Крым-2004. Чей паспорт лучше?
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
Александр Круглов, 79-летний севастополец, на протяжении всей истории независимой Украины борется за российский статус своего города. Он четырежды избирался председателем Российского народного вече Севастополя, призывавшего президента России вступиться за права русских в Крыму. Но менять украинский паспорт на российский Круглов не собирается, несмотря на то, что сейчас это сделать стало гораздо проще.
С этого года родившиеся на территории Российской Федерации (крымчане соответственно до 1954 года) могут стать гражданами этой страны намного быстрее, чем раньше. Это стало возможным благодаря закону О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон О гражданстве Российской Федерации. Он позволяет почти половине жителей Крыма претендовать на российские паспорта.
Назад в прошлое
Русские, проживающие в СНГ, с нетерпением ожидали нового закона о гражданстве. Многие из них годами добивались права вернуться на историческую родину. Но в Крыму немало и таких, кто, приняв во внимание все “за” и “против”, решил воздержаться от поспешных шагов.
Как участник боевых действий, Александр Круглов имеет льготы на получение российского гражданства, и ему нужно потратить лишь полчаса на заполнение документов. “Но я знаю, что это повлечет за собой чисто житейские сложности – с пенсией, регистрацией по месту жительства, медицинским обслуживанием”, – говорит он.
Кроме бытовых проблем, изменение гражданства для активистов движения за русский Севастополь, несомненно, повлечет потерю влияния в Крыму. “Сменив гражданство, мои товарищи редко отдают себе отчет в том, что с этого момента они лишаются права политической деятельности на территории Украины. Гражданин России, живущий в Украине, не может влиять на принятие судьбоносных решений на ее территории”, – признает Круглов.
Несмотря на подобные трудности, по словам Михаила Выдрина, вице-консула Российской Федерации в Крыму, получить российский паспорт вместо украинского все же стремятся – в основном, люди пожилого возраста. У них есть сильное желание ощутить причастность к уже несуществующему государству, преемником которого многие считают Россию. Это создает иллюзию возвращения в прошлое, к идеалам молодости, и компенсирует немалые сложности и трату времени, сопряженную со сменой паспортов.
Наряду с ностальгией, для людей преклонного возраста немаловажную роль играет и тот факт, что российская пенсия (около $ 60) в несколько раз выше украинской ( $ 25).
Однако какой будет новая процедура получения российского гражданства, еще никто не знает. “Пока мы работаем, как раньше, поскольку не получали никаких разъяснений из посольства”, – говорит Выдрин. Консульство рассчитывает получить их в феврале. И затем ожидается увеличение обращений людей, меняющих гражданство, со всего Крыма и особенно из Севастополя. Уже сечас в консульство звонят множество людей, желающих получить инструкции.
“Севастопольцы составляют большинство потенциальных граждан России, – утверждает Выдрин. – Определенная часть считает себя русскими и хочет получить тому юридическое подтверждение. Намного реже гражданство необходимо для того чтобы легально уехать на заработки”.
Утечка мозгов
Рост трудовой миграции с полуострова в Россию некоторые крымские партии считают одним из самых тревожных среди потенциальных последствий введения нового закона. Ведь крымские газеты и так пестрят объявлениями о трудоустройстве в России.
Валерий Пробей-Голова, представитель блока Наша Украина в Крыму и бывший вице-премьер правительства Автономии, считает, что Россия столкнулась с проблемой старения населения и нехватки рабочей силы. “Кроме того, возможен наплыв китайских переселенцев, которых и так уже проживает немало на ее территории. В этих условиях для России выгоден приток эмигрантов из близкой по культурным и социальным стандартам Украины”, – уверен он.
Поэтому упрощение процедуры принятия гражданства можно рассматривать как стремление России отстаивать свои интересы. А для Украины это должно стать тревожным звонком.
“С точки зрения украинских национальных интересов, этот шаг северного соседа усугубляет проблему утечки наиболее талантливых и трудоспособных граждан Украины”, – констатирует Пробей-Голова.
Подобные опасения разделяет и Мирослав Мамчак, атаман севастопольского куреня украинского казачества.
“Если рабочие специальности носят в основном сезонный характер – заработал и вернулся домой, то с людьми творческих профессий все намного сложнее – они остаются надолго”, – подчеркивает он.
Будучи действующим капитаном первого ранга Военно-Морских сил (ВМС) Украины, Мамчак также боится, что изменения в российском законодательстве могут спровоцировать переход моряков из украинского черноморского флота на службу в российский флот, где зарплаты несколько выше. Хотя, по словам Николая Савченко, начальника пресс-центра ВМС Украины, случаев смены гражданства среди украинских военных пока отмечено не было.
По оценкам экспертов, теоретически упрощенной процедурой получения российского паспорта может воспользоваться значительная группа крымчан. Но они надеются, что в действительности на такой шаг решатся далеко не все.
“Во-первых, многие крымчане любят свой край, Украину, и не хотят разрывать связи с близким окружением, – говорит Пробей-Голова. – Во-вторых, смена гражданства потребует затрат времени, сил и средств”.
***
Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 7 февраля 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.