Корреспондент 10 лет назад: Севастополь. Город на пороховой бочке

Корреспондент.net продолжает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В февральском материале за 2004-й год речь пойдет о том, что Се­ва­с­то­по­лю уг­ро­жа­ют под­зем­ные ар­се­на­лы вре­мен Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Лю­бая ошиб­ка охот­ни­ков за цен­ны­ми ме­тал­ла­ми мо­жет при­ве­с­ти к но­вым мощ­ней­шим взры­вам.
sevnews.info

 Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи

Не­мец­кая дон­ная ми­на LMB вре­мен Вто­рой ми­ро­вой вой­ны ве­сом 960 кг ста­ла при­чи­ной чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ции в Се­ва­с­то­по­ле. 31 ян­ва­ря ее под­ня­ли со дна Ка­мы­шо­вой бух­ты охот­ни­ки за цен­ны­ми ме­тал­ла­ми: они со­би­ра­лись про­дать ми­ну по ча­с­тям в один из ча­ст­ных пунк­тов по при­ему ме­тал­ло­ло­ма. При по­пыт­ке де­мон­та­жа про­изо­шел взрыв, два че­ло­ве­ка по­гиб­ли, тре­тий вы­жил, но ос­тал­ся без рук.

Но это бы­ло толь­ко на­ча­лом чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ции – пер­вый взрыв не обез­вре­дил сна­ряд. Из-за уг­ро­зы но­во­го, ку­да бо­лее мощ­но­го взры­ва эва­ку­и­ро­ва­ли сот­ни се­ва­с­то­поль­цев, при­ос­та­но­ви­ли дви­же­ние ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та. Что­бы обез­вре­дить ми­ну, бы­ли при­вле­че­ны десятки ук­ра­ин­ских и рос­сий­ских спе­ци­а­ли­с­тов. 

За по­след­нее вре­мя это са­мый се­рь­ез­ный слу­чай с взрыв­ным ус­т­рой­ст­вом 60-лет­ней дав­но­с­ти, но не един­ст­вен­ный. Он лишь про­де­мон­ст­ри­ро­вал раз­ме­ры уг­ро­зы, ко­то­рая су­ще­ст­ву­ет в этом ре­ги­о­не. Не­ко­то­рые рай­о­ны и при­го­ро­ды Се­ва­с­то­по­ля рас­по­ло­же­ны над за­бро­шен­ны­ми под­зем­ны­ми во­ен­ны­ми объ­ек­та­ми, где до сих пор на­хо­дит­ся не­ма­ло бо­е­при­па­сов. На дне мо­ря так­же ле­жат пред­став­ля­ю­щие опас­ность сна­ря­ды.

 

Ря­дом с ми­ной

Сер­гей Ку­роч­кин, на­чаль­ник цен­т­ра об­ще­ст­вен­ных свя­зей уп­рав­ле­ния МинЧС в Се­ва­с­то­по­ле рас­ска­зы­ва­ет, что еже­не­дель­но по­сту­па­ет два-три сиг­на­ла о най­ден­ных взры­во­опас­ных пред­ме­та. “Не­ред­ко лю­ди го­да­ми жи­вут ря­дом с ми­на­ми, но не то­ро­пят­ся пред­при­нять ме­ры по их лик­ви­да­ции,” – го­во­рит он.

Ми­ро­слав Са­гай­дак, за­ме­с­ти­тель на­чаль­ни­ка уп­рав­ле­ния по во­про­сам чрез­вы­чай­ных си­ту­а­ций се­ва­с­то­поль­ской го­сад­ми­ни­с­т­ра­ции,  счи­та­ет на­и­бо­лее опас­ной про­бле­му што­лен (го­ри­зон­таль­ных под­зем­ных тун­не­лей). “Есть да­же ут­верж­ден­ная Каб­ми­ном Ук­ра­и­ны про­грам­ма по изу­че­нию со­сто­я­ния што­лен и унич­то­же­нию на­хо­дя­щих­ся в них бо­е­при­па­сов, за­каз­чи­ком и ис­пол­ни­те­лем ко­то­рой яв­ля­ет­ся МинЧС. Од­на­ко для ее вы­пол­не­ния тре­бу­ют­ся зна­чи­тель­ные де­неж­ные сред­ст­ва и дли­тель­ное вре­мя”.

Усу­губ­ля­ет про­бле­му то, что се­ва­с­то­поль­ский ар­се­нал – пред­мет ин­те­ре­са ме­ст­ных охот­ни­ков за цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и взрыв­чат­кой. В но­я­б­ре про­шло­го го­да со­труд­ни­ки cева­с­то­поль­ско­го уго­лов­но­го ро­зы­с­ка за­дер­жа­ли 24-лет­не­го пар­ня при по­пыт­ке про­дать 7,9 кг тро­ти­ла. Про­да­вец опас­но­го то­ва­ра рас­ска­зал опе­ра­тив­ни­кам, что сво­бод­ное вре­мя ча­с­то про­во­дит в Шам­па­нах – за­бро­шен­ных  штоль­нях Ин­кер­ма­на (при­го­род Се­ва­с­то­по­ля), где ра­зы­с­ки­ва­ет ос­тав­шу­ю­ся  со вре­мен вой­ны взрыв­чат­ку.

Ин­кер­ман­ские штоль­ни вы­зы­ва­ют ин­те­рес и у лю­би­те­лей ос­т­рых ощу­ще­ний. Вес­ной про­шло­го го­да 33-лет­ний диг­гер Дми­т­рий Сточ­ный во­семь ча­сов про­вел за­жи­во по­гре­бен­ным в од­ной из што­лен Шам­па­нов из-за вне­зап­но­го об­ва­ла кам­ней. “Я тряс­ся от хо­ло­да, нер­вы бы­ли на пре­де­ле. Ес­ли бы не спа­са­те­ли, ко­то­рых вы­зва­ли мои дру­зья, страш­но пред­ста­вить се­бе фи­нал этой ис­то­рии”, – вспо­ми­на­ет он.

 

В штоль­нях

Под­зем­ный го­род по­явил­ся под Се­ва­с­то­по­лем и стал се­к­рет­ным во­ен­ным объ­ек­том в свя­зи с на­ча­лом Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны: на­деж­но ук­ры­тые бо­е­за­пас и про­из­вод­ст­во, по за­мыс­лу со­вет­ских стра­те­гов, долж­ны бы­ли вы­дер­жать про­дол­жи­тель­ную оса­ду. 

“К кон­цу де­ка­б­ря 1941 го­да в Се­ва­с­то­по­ле под зем­лей функ­ци­о­ни­ро­ва­ли ар­се­нал, два спец­ком­би­на­та [во­ен­ных пред­при­я­тия], гос­пи­таль на две ты­ся­чи че­ло­век, ки­но­те­а­т­ры, ап­те­ки, шко­лы, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­ле­рий Ива­нов, пол­ков­ник за­па­са, в 80-е го­ды – на­чаль­ник  обо­ро­ны Се­ва­с­то­поль­ско­го гар­ни­зо­на. – К на­ча­лу вой­ны в Ка­ме­но­ло­мен­ном ов­ра­ге бы­ли по­ст­ро­е­ны 27 што­лен. Здесь раз­ме­ща­лось иму­ще­ст­во мин­но-тор­пед­но­го от­де­ла во­ен­но-воз­душ­ных сил”.

Спец­ком­би­нат № 2 обос­но­вал­ся в ги­гант­ских за­лах, где до вой­ны на­хо­дил­ся за­вод шам­пан­ских вин. На его скла­де еще ос­та­ва­лось не­сколь­ко де­сят­ков ты­сяч бу­ты­лок шам­пан­ско­го-по­лу­фа­б­ри­ка­та. Ког­да нем­цы на­ча­ли об­ст­ре­ли­вать ис­точ­ни­ки прес­ной во­ды, шам­пан­ское для оби­та­те­лей што­лен ста­ло за­ме­нять во­ду для пи­тья и при­го­тов­ле­ния пи­щи – на нем ва­ри­ли ка­шу де­тям и ра­не­ным, им да­же за­прав­ля­ли ра­ди­а­то­ры ав­то­мо­би­лей.

По со­сед­ст­ву с це­ха­ми на­хо­ди­лись “жи­лые квар­та­лы”. Се­мье ра­бо­че­го от­во­ди­лась пло­щадь до 6 кв. м. Это­го впол­не хва­та­ло, что­бы по­ста­вить кро­вать, сто­лик, не­сколь­ко сту­ль­ев. Каж­дая се­мья воз­дви­га­ла во­круг сво­е­го жи­лья са­мо­дель­ные сте­ны из за­на­ве­сок. Про­хо­ды меж­ду “квар­ти­ра­ми” име­но­ва­лись ули­ца­ми или про­спек­та­ми, ко­то­рым да­же да­ва­ли на­зва­ния.

В 1942 го­ду при от­ступ­ле­нии войск Крас­ной ар­мии семь што­лен бы­ли взо­рва­ны, 20 уце­ле­ли. Крым­ские диг­ге­ры ут­верж­да­ют, что чем глуб­же спу­с­тишь­ся, тем боль­ше че­ло­ве­че­с­ких ос­тан­ков – ког­да бы­ло при­ня­то ре­ше­ние взры­вать штоль­ни, всех эва­ку­и­ро­вать не ус­пе­ли.

По­сле вой­ны здесь воз­ве­ли но­вый под­зем­ный во­ен­ный го­род. Стро­и­те­ли рас­ска­зы­ва­ют, что на его тер­ри­то­рии мож­но раз­ме­с­тить око­ло ты­ся­чи трех­ком­нат­ных квар­тир пло­ща­дью 50 кв. м. А по ко­ри­до­рам дли­ной 300-400 м сво­бод­но про­едет гру­зо­вая ма­ши­на.

Этот за­кры­тый во­ен­ный объ­ект су­ще­ст­ву­ет до сих пор, сов­сем ря­дом с за­бро­шен­ным и за­ва­лен­ным ста­рым под­зем­ным го­ро­дом.

 

Вы­ход в $ 1 млн

В Кры­му на­де­ют­ся, что по­сле чрез­вы­чай­ной си­ту­а­ции с ми­ной го­су­дар­ст­во вы­де­лит фи­нан­сы для лик­ви­да­ции бо­е­при­па­сов вре­мен вой­ны. Спе­ци­а­ли­с­ты оце­ни­ва­ют не­об­хо­ди­мые за­тра­ты в $ 1 млн: что­бы унич­то­жить ми­ны и сна­ря­ды не­об­хо­ди­мо про­бить но­вые тон­не­ли в ска­лах.

Толь­ко в Се­ва­с­то­по­ле 360 под­зем­ных объ­ек­тов, – счи­та­ет Ива­нов. – И се­го­дня ни од­на служ­ба не име­ет кар­ты их рас­по­ло­же­ния. Ча­с­тич­ные кар­ты есть в Гер­ма­нии и Рос­сии, Ук­ра­и­на этим не рас­по­ла­га­ет”.

По­ка же под­зем­ные га­ле­реи ци­та­де­ли без­жа­ло­ст­но раз­ру­ша­ют вре­мя и ма­ро­де­ры. “О том, что до­бы­ча взрыв­чат­ки идет и по сей день, сви­де­тель­ст­ву­ют об­на­ру­жен­ные на­ми в штоль­нях ко­ст­ри­ща, ин­ст­ру­мен­ты для раз­бор­ки бо­е­при­па­сов, – рас­ска­зы­ва­ет Ми­ха­ил Мед­вед­кин, член се­ва­с­то­поль­ско­го клу­ба лю­би­те­лей фор­ти­фи­ка­ци­он­ных со­ору­же­ний Форт. –  Ра­но или по­зд­но кто-ни­будь из “про­мыс­ло­ви­ков” мо­жет со­вер­шить оп­лош­ность, по­след­ст­вия ко­то­рой не пред­ска­жешь. Ес­ли в штоль­нях со­хра­ни­лась хо­тя бы по­ло­ви­на ар­се­на­ла, взрыв бу­дет ко­лос­саль­ным”.  

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 7 февраля 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.