Корреспондент 10 лет назад: Опасная профессия - взрывотехник

Корреспондент.net продолжает публикацию статей, которые были напечатаны в журнале Корреспондент ровно 10 лет назад. В февральском материале за 2004-й год речь пойдет о том, что в последнее время количество криминальных взрывов в Украине уменьшилось в пять раз, но анонимных звонков с угрозами минирования не убывает. Это доставляет немало хлопот взрывотехникам.
mvs.gov.ua

 Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи

Сер­гей Гру­щен­ко ра­бо­та­ет экс­пер­том во взры­во­тех­ни­че­с­ком от­де­ле Ми­ни­с­тер­ст­ва вну­т­рен­них дел (МВД) уже шесть лет. Он по на­ту­ре – че­ло­век не эк­с­т­ре­маль­ный, и в обыч­ной жиз­ни ста­ра­ет­ся из­бе­гать опас­но­с­тей. “Мо­жет быть, по­это­му здесь и ра­бо­таю”, – до­бав­ля­ет он.

Не­смо­т­ря на то, что в Ук­ра­и­не си­ту­а­ция со взры­ва­ми от­но­си­тель­но спо­кой­ная (в свя­зи с улуч­ше­ни­ем кри­ми­наль­ной об­ста­нов­ки их ко­ли­че­ст­во с 235 в 1996 го­ду умень­ши­лось до 47 в 2003-м) – ано­ним­ные уг­ро­зы ми­ни­ро­ва­ния по­сту­па­ют до­ста­точ­но ча­с­то. Так, в се­ре­ди­не ян­ва­ря не­из­ве­ст­ный за­явил, что за­ми­ни­ро­вал са­на­то­рий Со­кол в Су­да­ке. Спу­с­тя не­сколь­ко дней еще один “террорист” уг­ро­жал взо­рвать пло­ти­ну Дне­пров­ской ГЭС и тре­бо­вал от вла­с­тей $ 1 млн. По­сле вы­ез­да спе­ци­аль­ных групп на ме­с­та уг­ро­за за­ми­ни­ро­ва­ния не под­твер­ди­лись.

Свои взры­во­тех­ни­че­с­кие от­де­лы име­ют Служ­ба бе­зо­пас­но­с­ти Ук­ра­и­ны (СБУ), МинЧС, а так­же МВД. Раз­ни­ца меж­ду ни­ми за­клю­ча­ет­ся в по­став­лен­ных за­да­чах. МинЧС, на­при­мер, за­ни­ма­ет­ся обез­вре­жи­ва­ни­ем бо­е­при­па­сов вре­мен Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны, СБУ – ос­мо­т­ром взры­во­опас­ных пред­ме­тов при тер­ро­ри­с­ти­че­с­ких ак­тах. Но са­мую мно­го­чис­лен­ную взры­во­тех­ни­че­с­кую служ­бу (око­ло 300 че­ло­век) име­ет МВД. Ее со­труд­ни­ки имеют дело с бо­е­при­па­са­ми и взры­во­опас­ны­ми ве­ще­ст­ва­ми, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в кри­ми­наль­ны­х ситуациях.

Ано­ним­ная уг­ро­за

Взры­во­тех­ни­че­с­кая служ­ба МВД су­ще­ст­ву­ет почти де­вя­ть лет. Она со­зда­ва­лась по­сле рас­па­да Со­вет­ско­го Со­ю­за, ког­да в Ук­ра­и­не на­ча­ли зву­чать кри­ми­наль­ные взры­вы.

У служ­бы не­сколь­ко на­прав­ле­ний де­я­тель­но­с­ти – по­иск и обез­вре­жи­ва­ние взры­во­опас­ных пред­ме­тов, экс­перт­ная ра­бо­та, а так­же по­жар­но-тех­ни­че­с­кая экс­пер­ти­за. Ос­нов­ную часть оперативной ра­бо­ты за­ни­ма­ют вы­ез­ды по ано­ним­ным вы­зо­вам с уг­ро­зой ми­ни­ро­ва­ния ли­бо по со­об­ще­ни­ям об об­на­ру­же­нии взры­во­опас­ных пред­ме­тов (гра­нат, мин, са­мо­дель­ных ус­т­ройств). Имен­но они счи­та­ют­ся са­мы­ми ри­с­ко­ван­ны­ми в ра­бо­те взры­во­тех­ни­ков: ни­кто не зна­ет, что об­на­ру­жит­ся на ме­с­те.

 

Впро­чем, со­труд­ни­ки служ­бы рас­ска­зы­ва­ют, что у боль­шин­ст­ва из них та­кие вы­ез­ды уже не вы­зы­ва­ет силь­ных опа­се­ний. “Как толь­ко уз­наю, ку­да мы едем, сра­зу для се­бя пред­став­ляю, с че­го нач­ну ос­мотр, – рас­ска­зы­ва­ет Гру­щен­ко. – Ког­да по­па­да­ешь на ме­с­то, тут же вклю­ча­ют­ся на­вы­ки, ав­то­ма­ти­че­с­ки на­чи­на­ешь ра­бо­ту. Эмо­ци­ям нет ме­с­та”.

В 2003 го­ду в ки­ев­ские от­де­ле­ния ми­ли­ции по­сту­пи­ло 146 ано­ним­ных звонков с уг­ро­за­ми ми­ни­ро­ва­ния раз­лич­ных объ­ек­тов. По сло­вам Ва­си­лия Опа­на­сю­ка, на­чаль­ни­ка взры­во­тех­ни­че­с­кой служ­бы Глав­но­го уп­рав­ле­ния МВД в го­ро­де Ки­е­ве, по­сле ос­мо­т­ра ме­с­та ни один из них не под­твер­дил­ся.

Хо­тя бы­ва­ют сиг­на­лы с ре­аль­ны­ми уг­ро­за­ми. В но­я­б­ре 2000 го­да не­из­ве­ст­ный по­зво­нил в одес­ское от­де­ле­ние ми­ли­ции и со­об­щил, что на пром­то­вар­ном рын­ке 7-й ки­ло­метр за­ло­же­но 67 взрыв­ных ус­т­ройств. Ра­бо­та рын­ка бы­ла ос­та­нов­ле­на, 65 ты­с. че­ло­век эва­ку­и­ро­ва­ны. Экс­пер­ты тща­тель­но про­ве­ри­ли тер­ри­то­рию и сре­ди кон­тей­не­ров об­на­ру­жи­ли два взрыв­ных ус­т­рой­ст­ва. В каж­дом из них со­дер­жа­лось 750 г тро­ти­ла.

Со­труд­ни­ки служ­бы не име­ют пра­во про­иг­но­ри­ро­вать ни од­но­го со­об­ще­ния, под­чер­ки­ва­ет Сер­гей Сте­па­нен­ко, за­ме­с­ти­тель на­чаль­ни­ка уп­рав­ле­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го экс­перт­но-кри­ми­на­ли­с­ти­че­с­ко­го цен­т­ра МВД. В то же время ре­а­ги­ро­ва­ние на воз­мож­но лож­ные звон­ки за­ни­ма­ет мно­го вре­ме­ни (от двух до се­ми ча­сов), требует привлечения ма­те­ри­аль­ных и че­ло­ве­че­с­ких ре­сур­сов.

По­сле вы­зо­ва и при­бы­тия на ме­с­то груп­пы про­ис­хо­дит эва­ку­а­ция лю­дей. “Это пре­вен­тив­ное ме­ро­при­я­тие, без ко­то­ро­го не­воз­мож­но ра­бо­тать. Кто-то мо­жет за­не­с­ти опас­ный пред­мет в уже ос­мо­т­рен­ную ком­на­ту, – го­во­рит Опа­на­сюк. – Осо­бен­но ак­ту­аль­но это в ме­с­тах боль­шо­го скоп­ле­ния лю­дей, на­при­мер, в ма­га­зи­нах. Не­дав­но по­сту­пи­ло со­об­ще­ние, что за­ми­ни­ро­ван ки­ев­ский су­пер­мар­кет Сільпо. В ре­зуль­та­те ос­мо­т­ра мы ни­че­го не об­на­ру­жи­ли”.

На каж­дый ано­ним­ный вы­зов бе­рут со­ба­ку. “Обо­ня­ние со­ба­ки – луч­шее сред­ст­во по по­ис­ку взрыв­чат­ки, это под­тверж­де­но ми­ро­вой прак­ти­кой”, – рас­ска­зы­ва­ет Опа­на­сюк. Ис­кать взрыв­чат­ку жи­вот­ных обу­ча­ют по спе­ци­аль­ной ме­то­ди­ке, что­бы они ре­а­ги­ро­ва­ли на за­пах тро­ти­ла или пла­с­ти­да.

 

“Использование со­ба­ки при осмотрах да­ет наибольший эффект, позволяет значительно сократить время осмотра, – го­во­рит Алек­сандр Завертаный, экс­перт служ­бы. – Вместе с тем, каж­дые 30-40 ми­нут собаке нуж­но да­вать от­дох­нуть, потому что она быстро устает”.

Взры­во­тех­ни­ки ра­бо­та­ют не толь­ко по вы­зо­ву. “Мы про­во­дим про­фи­лак­ти­че­с­кие ос­мо­т­ры. На­при­мер, ког­да пла­ни­ру­ются массовые мероприятия, мы пред­ва­ри­тель­но вы­ез­жа­ем и ос­ма­т­ри­ва­ем ме­с­то их проведения, – рас­ска­зы­ва­ет Опа­на­сюк. – Об­сле­ду­ем и ме­с­та проведения спор­тив­ных ме­ро­при­я­тий: меж­ду­на­род­ных фут­боль­ных мат­чей, чем­пи­о­на­тов Ук­ра­и­ны по разным видам спорта”.

По­сто­ян­ные кли­ен­ты

На­и­боль­ший про­цент ано­ним­ных со­об­ще­ний – это лож­ное ми­ни­ро­ва­ние школ, осо­бен­но в осен­ний и ве­сен­ний пе­ри­оды. Зи­мой, по сло­вам Опа­на­сю­ка, звон­ков прак­ти­че­с­ки нет. А в “се­зон” бы­ва­ет по два-три вы­ез­да в день.

Для то­го что­бы ос­мо­т­реть шко­лу, нуж­но че­ты­ре-пять ча­сов, по­это­му по при­бы­тии груп­пы за­ня­тия пре­кра­ща­ют­ся – имен­но на это и рас­счи­ты­ва­ют го­ре-”взры­ва­те­ли”. При ос­мо­т­ре взры­во­тех­ни­кам су­ще­ст­вен­но по­мо­га­ет ча­ст­ная ох­ра­на, ко­то­рая есть во всех шко­лах сто­ли­цы. Слу­ча­ет­ся, ох­ран­ни­ки са­ми на­хо­дят по­до­зри­тель­ные пред­ме­ты.

“В од­ной шко­ле кто-то при­нес учеб­ную гра­на­ту и бро­сил ее в ко­ри­до­ре. Ох­ран­ник ее уви­дел. Но на пер­вый взгляд слож­но оп­ре­де­лить, бо­е­вая она или нет. Он са­мо­сто­я­тель­но вы­нес ее за пре­де­лы шко­лы”, – рас­ска­зы­ва­ет Опа­на­сюк.

У ки­ев­ских взры­во­тех­ни­ков есть по­сто­ян­ные кли­ен­ты. Сре­ди ву­зов ча­ще все­го лож­но ми­ни­ру­ют Ки­ев­ский тех­ни­кум гос­ти­нич­но­го хо­зяй­ст­ва, а так­же пя­тый кор­пус На­ци­о­наль­но­го тех­ни­че­с­ко­го уни­вер­си­те­та Ук­ра­и­ны Ки­ев­ский по­ли­тех­ни­че­с­кий ин­сти­тут (НТУУ КПИ). Бы­ва­ли слу­чаи уг­роз в адрес крас­но­го кор­пу­са На­ци­о­наль­но­го уни­вер­си­те­та име­ни Та­ра­са Шев­чен­ко, а так­же На­ци­о­наль­но­го пе­да­го­ги­че­с­ко­го уни­вер­си­те­та име­ни Дра­го­ма­но­ва.

 

Осо­бое вни­ма­ние лож­ные ми­не­ры уде­ля­ют же­лез­но­до­рож­но­му вок­за­лу. “Не­ко­то­рые так пы­та­ют­ся за­дер­жать по­езд, на ко­то­рый опаз­ды­ва­ют”, – объясняет Сте­па­нен­ко. Од­на­ко, в от­ли­чие от дру­гих объ­ек­тов, ко­то­рые в слу­чае ано­ним­но­го со­об­ще­ния за­кры­ва­ют­ся, ра­бо­ту вок­за­ла на­дол­го бло­ки­ро­вать нель­зя. Взры­во­тех­ни­ки ста­ра­ют­ся ос­мо­т­реть тер­ри­то­рию в те­че­ние двух ча­сов, по­это­му при­вле­ка­ют для это­го со­труд­ни­ков раз­ных под­раз­де­ле­ний.

“Впро­чем, вок­зал – од­но из ме­с­т, где при лож­ном ми­ни­ро­ва­нии с по­мо­щью со­вре­мен­ных средств об­на­ру­же­ния опе­ра­тив­ни­ки мо­гут най­ти зло­умы­ш­лен­ни­ка. Есть при­ме­ры за­дер­жа­ния та­ких ми­не­ров”, – уве­ря­ет Опа­на­сюк.

Лег­ко вы­чис­лить та­ких шут­ни­ков и в шко­лах. “Си­с­те­ма не­слож­ная – пе­ре­пи­сы­ва­ют всех, ко­го не бы­ло в тот день, в ка­ких клас­сах пла­ни­ро­ва­лась кон­троль­ная ра­бо­та, и круг по­ис­ка су­жа­ет­ся, – рас­ска­зы­ва­ет он. – Кро­ме то­го, го­лос зво­нив­ше­го ав­то­ма­ти­че­с­ки за­пи­сы­ва­ет­ся. Его да­ют про­слу­шать класс­но­му ру­ко­во­ди­те­лю, ко­то­рый за­ча­с­тую сра­зу на­зы­ва­ет имя”.

Ча­с­то уг­ро­жа­ют взры­ва­ми и на стан­ци­ях ме­т­ро. “Ме­сяц на­зад мы вы­ез­жа­ли на Ар­се­наль­ную, – вспо­ми­на­ет Опа­на­сюк. – А про­шлым ле­том на сте­не ме­т­ро Лукъ­я­нов­ская на­пи­са­ли: “Тут взрыв­чат­ка, взрыв бу­дет в 12 ча­сов”. Убор­щи­ца за­ме­ти­ла и со­об­щи­ла нам. При­шлось бло­ки­ро­вать ра­бо­ту стан­ции и все ос­ма­т­ри­вать”.

По каж­до­му ано­ним­но­му лож­но­му вы­зо­ву воз­буж­да­ет­ся уго­лов­ное де­ло. Пой­ман­ный на та­ком звон­ке пла­тит штраф – 1.000 не­об­ла­га­е­мых ми­ни­му­мов (17 тыс. грн.). Кро­ме то­го, оп­ла­чи­ва­ет все рас­хо­ды, свя­зан­ные с эва­ку­а­ци­ей лю­дей, и ра­бо­ту взры­во­тех­ни­ков.

Сто­ли­ца – один из не­мно­гих го­ро­дов Ук­ра­и­ны, где ор­га­ни­зо­ва­но круг­ло­су­точ­ное де­жур­ст­во взры­во­тех­ни­ков (все­го в служ­бе ра­бо­та­ют 23 специалиста). В со­ста­ве сме­ны три-че­ты­ре че­ло­ве­ка – экс­перт-взры­во­тех­ник, тех­ник-са­пер и во­ди­тель. В за­ви­си­мо­с­ти от об­сто­я­тельств, на­при­мер, при по­се­ще­нии Ки­е­ва важ­ны­ми де­ле­га­ци­я­ми, ко­ли­че­ст­во де­жур­ных уве­ли­чи­ва­ет­ся.

Кри­ми­наль­ные и хи­ми­че­с­кие раз­бор­ки

Кро­ме дво­еч­ни­ков или ху­ли­га­нов, лож­ным ми­ни­ро­ва­ни­ем за­ни­ма­ют­ся и лю­ди с пси­хи­че­с­ки­ми от­кло­не­ни­я­ми. “Им нра­вит­ся на­блю­дать па­ни­ку или эва­ку­а­цию”, – объ­яс­ня­ет Опа­на­сюк.

 

Со­об­ще­ние об об­на­ру­же­нии по­до­зри­тель­ных пред­ме­тов – сум­ки, па­ке­та или гра­на­ты – так­же по­вод для вы­ез­да груп­пы. В ми­нув­шем го­ду сто­лич­ные взры­во­тех­ни­ки вы­еха­ли на 99 по­доб­ных вы­зо­вов. В ито­ге, в 54 слу­ча­ях объ­ек­ты бы­ли изъ­я­ты, а по­сле экс­пер­ти­зы 38 из них при­зна­ны взры­во­опас­ны­ми.

Часто взрыв­ные ус­т­рой­ст­ва мо­гут при­ме­нять­ся при кри­ми­наль­ных раз­бор­ках. За по­след­ние пол­го­да спе­ци­а­ли­с­ты ки­ев­ской взры­во­тех­ни­че­с­кой служ­бы три ра­за, вы­ез­жа­я на вызовы, находили на­сто­я­щую бо­е­вую гра­на­ту.

На День неф­тя­ни­ка на­чаль­ни­це юри­ди­че­с­ко­го от­де­ла од­ной из ки­ев­ских ком­па­ний, ко­то­рая свя­за­на с неф­тяным бизнесом, при­сла­ли в по­да­рок ду­хи. В их упа­ков­ке бы­ла гра­на­та. Ес­ли бы пре­зент рас­кры­ли, все взле­те­ли бы на воз­дух.

“Спас­ла жен­ская ло­ги­ка. По­дар­ков да­ри­ли мно­го, и ког­да жен­щи­ны их рас­сма­т­ри­ва­ли, од­на ска­за­ла, что эти ду­хи пло­хие, их рас­кры­вать не сто­ит, а мож­но ко­му-то по­да­рить, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­си­лий Опа­на­сюк. – По­том их ста­ли рас­сма­т­ри­вать вни­ма­тель­нее, и ко­ро­боч­ка вы­зва­ла по­до­зре­ние”.

Еще од­на при­чи­на взры­вов – экс­пе­ри­мен­ты лю­бо­зна­тель­ных “хи­ми­ков”. “За­ча­с­тую это под­ро­ст­ки или сту­ден­ты, ко­то­рые на­хо­дят ин­фор­ма­цию о взры­во­опас­ных сме­сях, са­ми их ком­по­ну­ют, ино­гда не осо­зна­вая, ка­кой ущерб это мо­жет при­не­с­ти”, – под­чер­ки­ва­ет Сте­па­нен­ко.

Опа­на­сюк вспо­ми­на­ет, как пол­то­ра го­да на­зад тре­ть­е­курс­ник хи­ми­че­с­ко­го фа­куль­те­та КПИ из­го­тав­ли­вал са­мо­дель­ное взрыв­ча­тое ве­ще­ст­во и уро­нил его в ван­ной. “Мы при­ез­жа­ем, а из-под две­ри те­чет во­да с кро­вью. Дверь он от­крыть не мо­жет – ото­рва­ло ру­ки. С по­мо­щью по­жар­ных че­рез ок­но по­па­ли в квар­ти­ру, – вспо­ми­на­ет он. – Ос­та­но­ви­ли во­ду, ока­за­ли пер­вую по­мощь. Па­рень ли­шил­ся рук, по­вре­дил ли­цо, из-за взры­ва бы­ло раз­ру­ше­но пол­ван­ны”.

 

Сред­ст­ва за­щи­ты

Не­взи­рая на то, что боль­шин­ст­во вы­зо­вов – лож­ные, ра­бо­та взры­во­тех­ни­ков со­пря­же­на с опас­но­с­тью. Обыч­ные их сред­ст­ва за­щи­ты – шлем и бро­не­жи­лет. В экс­трен­ных слу­ча­ях на­де­ва­ют спе­ци­аль­ный взры­во­за­щит­ный ко­с­тюм ка­над­ско­го про­из­вод­ст­ва. “Он включает в себя элементы бронезащиты, а также спе­ци­аль­ные на­пол­ни­те­ли, ко­то­рые сни­жа­ют си­лу взры­ва. Чтобы дополнительно обезопасить человека, применяется специ­аль­ный ма­ни­пу­ля­то­р”, – го­во­рит Сте­па­нен­ко.

Но экс­пер­ты счи­та­ют, что за­щи­та ко­с­тю­ма, сто­и­мость ко­то­ро­го око­ло $ 20 тыс., до­ста­точ­но ус­лов­на – ки­с­ти рук ос­та­ют­ся от­кры­ты­ми.

По сло­вам оте­че­ст­вен­ных взры­во­тех­ни­ков, их за­ру­беж­ные кол­ле­ги ис­поль­зу­ют ро­бо­ти­зи­ро­ван­ные ком­плек­сы. “Там, как пра­ви­ло, спе­ци­а­лист к пред­ме­ту не при­бли­жа­ет­ся, – рас­ска­зы­ва­ет Опа­на­сюк. – Все рас­счи­та­но на то, что­бы унич­то­жить его на ме­с­те. Ни­кто не счи­та­ет ма­те­ри­аль­ные убыт­ки, глав­ное – че­ло­ве­че­с­кая жизнь”. В бли­жай­шее вре­мя, го­во­рит он, по­доб­ным оте­че­ст­вен­ным ана­ло­гом по­пол­нит­ся ос­на­ще­ние и их служ­бы.

Хо­тя мно­гое де­ла­ет­ся, что­бы пре­дот­в­ра­тить ги­бель взры­во­тех­ни­ков, про­ис­хо­дят и тра­ги­че­с­кие слу­чаи. В Ки­е­ве си­ту­а­ция от­но­си­тель­но бла­го­по­луч­на – за по­след­ние че­ты­ре го­да не бы­ло ни од­ной смер­ти. В ре­ги­о­нах же при ис­пол­не­нии за­да­ния по­гиб­ли два че­ло­ве­ка и один был тя­же­ло ра­нен.

Сред­ний воз­раст экс­пер­тов 30-35 лет. Боль­шин­ст­во из них – вы­со­ко­класс­ные про­фес­си­о­на­лы с опы­том ра­бо­ты в спец­струк­ту­рах, обу­чен­ные в Во­ору­жен­ных си­лах са­пер­но­му де­лу. Спе­ци­аль­ных ву­зов, ко­то­рые го­то­вят взры­во­тех­ни­ков, нет.

Сер­гей Гру­щен­ко рас­ска­зы­ва­ет, что в на­ча­ле взры­во­тех­ни­че­с­кой ка­рь­е­ры род­ные с тревогой от­но­си­лись к его про­фес­сии, но сей­час уже свыклись.

Взры­во­тех­ни­ки ут­верж­да­ют, что их близ­кие при­вы­ка­ют и к ри­с­ку, и к пра­ви­лам се­к­рет­но­с­ти, не­об­хо­ди­мым в ра­бо­те служ­бы. Ког­да из до­му зво­нят и спра­ши­ва­ют, по­че­му кто-то за­дер­жи­ва­ет­ся, де­жур­ный, как пра­ви­ло, от­ве­ча­ет: “Смо­т­ри­те но­во­сти”. 

***

Этот материал опубликован в №4 журнала Корреспондент от 7 февраля 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.