Корреспондент 10 лет назад: Кучмагейт-2004. О чем знал генерал Кравченко?
Корреспондент 10 лет назад. Лучшие статьи
18 февраля вспыхнул новый скандал с участием украинских спецслужб. После майора Николая Мельниченко обвинителем Президента выступил генерал-майор СБУ Валерий Кравченко.
Его заявление назвали одновременно “позорным, дурацким поступком” и “мужественным шагом”. А его самого – “человеком, готовым предать, в том числе свое государство” и “очень пунктуальным, интеллигентным, уравновешенным”. Несмотря на дуализм мнений, очевидно одно – действия Валерия Кравченко, генерал-майора Службы безопасности Украины (СБУ), сотрудника внешней разведки, офицера безопасности посольства Украины в Германии, произвели фурор в стране и за ее пределами.
18 февраля генерал-майор в эфире радиостанции Немецкая волна объявил о том, что у него есть документы, подтверждающие, что из главного офиса украинской спецслужбы поступали указания следить за действиями представителей украинской оппозиции в Германии. Дело генерала Кравченко уже успели окрестить очередным Кучмагейтом, а его самого назвать новым майором Мельниченко.
По странному совпадению, в тот же день Президент Украины Леонид Кучма подписал указ о дальнейшей демократизации силовых структур Украины. Он упразднил институт сотрудников СБУ, которые официально присутствовали в качестве советников при высших органах государственной власти.
В результате на СБУ обрушился двойной шквал обвинений – в тотальном контроле за действиями оппозиции, а также над ключевыми государственными деятелями.
Однако понять, где граница власти спецслужб, где – беззаконие руководителей государства, где – стратегия оппозиции, а где – необходимая защита страны в сегодняшней Украине непросто. Причина – отсутствие жесткого контроля над силовыми структурами со стороны общества.
Генерал поймал волну
“Я, генерал Валерий Кравченко, располагаю материалами о преступной деятельности режима Кучмы”, – так начал свое заявление украинский офицер на Немецкой волне. Он рассказал, что руководители СБУ “в нарушение Конституции и Закона о разведывательных органах Украины отдают указания своим сотрудникам за рубежом следить за депутатами Верховной Рады из числа оппозиции, а также за “членами правительства от министра и выше”, как указано в одной из полученных мной инструкций”.
Но больнее всего Кравченко ударил по самому Президенту. Через два дня после сенсационного интервью последний прибыл в Германию с запланированным визитом. И на совместной пресс-конференции глав государств Кучме пришлось больше оправдываться по поводу генеральских откровений, чем говорить об успехах визита.
Реакция украинского госаппарата была бурной. Министерство иностранных дел (МИД) поспешило уволить Кравченко. А СБУ обвинила его в меркантильных интересах, связанных с тем, что по возвращении в Украину (куда его уже якобы отзывали) он должен был выйти на пенсию, а потому решил остаться в Германии.
Позже откровения генерала Кравченко получили международный резонанс. 22 февраля он дал интервью немецкому телеканалу ZDF, во время которого рассказал, что ему приказывали следить за немецкими журналистами. По утверждению Кравченко, он должен был предотвратить выход в эфир ZDF телесюжета о торговле детьми и человеческими органами в Харькове. Ему также отдали приказ наблюдать за Габриэлой Штаунер, депутатом Европарламента от Германии, которая вынесла проблему торговли органами на обсуждение Европарламента и требовала от Украины расследовать обстоятельства этого дела.
На возможность воспользоваться заявлениями Кравченко намекнул Даниэль Горовиц, адвокат Павла Лазаренко, опального экс-премьер-министра Украины, следствие над которым идет в США. Горовиц считает, что данные о слежке за оппозицией могут добавить веса просьбе его подзащитного о получении убежища в Штатах.
Безопасность Украины
Оппозиция отреагировала на скандал не менее оперативно. Лидеры Нашей Украины (НУ) возмутились практикой контроля над политиками сил СБУ и позитивно оценили поступок генерала. “Ситуация с Валерием Кравченко показала, что сегодня все больше граждан Украины открыто заявляют, что они не хотят жить так, как сейчас. Так думают и обычные граждане, и представители политической элиты, и даже генералы”, – заявил Виктор Ющенко, лидер Нашей Украины.
Большинство публичных лидеров оппозиции тут же начали говорить о том, что в Украине слежка за ними стала привычным делом.
К примеру, Александр Мороз, лидер Социалистической партии Украины (СПУ), заявил: “Мои телефоны много лет прослушиваются: и мобильный, и все правительственные, и городской”. И добавил, что за ним долгое время была внешняя слежка, “организованная соответствующими службами”. А Анатолий Матвиенко, глава партии УРП Собор, вспомнил случай, когда украинского посла в Македонии уволили за то, что он подвез оппозиционных депутатов на своей машине. “Это работа спецслужб”, – считает Матвиенко.
Существование тотального контроля со стороны силовиков признают и в Нашей Украине. Олег Рыбачук, народный депутат этой фракции и руководитель службы ее лидера, говорит о том, что в СБУ существует даже отдельная служба девушек модельной внешности. “Они постоянно крутились вокруг нас во время визита в Киев Михаила Саакашвили, тогда кандидата в президенты Грузии”, – рассказывает он.
Что знает Кравченко?
Генерал все еще не обнародовал документы, к которым апеллировал в радиоэфире. А недомолвки Кравченко по поводу их содержания вызывают скепсис.
“Нужно заменить слово “следить” на слово “мониторить”, и это даст представление о прямых обязанностях офицера безопасности посольства”, – говорит Владимир Сивкович, народный депутат от фракции Регионы Украины, который девять лет проработал в структурах госбезопасности СССР. Кстати, именно его называют кандидатом на пост главы специальной парламентской комиссии по проверке заявлений Кравченко.
Офицер безопасности посольства, по словам Сивковича, занимается не только связью с родиной или охраной своих соотечественников, но и выступает в качестве резидента. Для такого специалиста нужен штат своих осведомителей хотя бы для охраны посольства от возможных терактов и провокаций.
Народный депутат утверждает, что мониторинг сограждан за рубежом – нормальная мировая практика. “Офицер должен контролировать соотечественников, и с кем они встречаются в том числе. Ведь, если украинца будут вербовать, он должен это предотвратить. И в любом случае иметь базу данных”, – утверждает Сивкович.
В самой спецслужбе не откровенничают по поводу функций посольских офицеров. Анатолий Беляев, генерал-лейтенант СБУ, не отрицает, что в случае подозрительного поведения соотечественников, офицер безопасности посольства должен начать оперативные мероприятия. Каким образом он может это сделать, не отслеживая “объект” предварительно, генерал не объяснил. “Они действуют в рамках закона, и обеспечивают лишь связь и охрану”, – только и сказал Беляев.
Еще один генерал-майор
Несмотря на обвинения в слежке, оппозиция сама пользуется услугами сотрудников спецслужбы. Это касается, в частности, фракции Виктора Ющенко. По крайней мере, так утверждает Сивкович. По его словам, нынешний начальник службы безопасности НУ – генерал-майор СБУ Олег Черноусенко. “Он не уволен, находится на службе, получает зарплату в СБУ, а Наша Украина сама пригласила его на эту должность, – рассказывает Сивкович. – Хотя у него есть функциональные обязанности перед спецслужбой: его в любой момент могут вызвать и спросить: чем занимается Ющенко? Так зачем тогда отдельно следить за НУ?”
В офисе Нашей Украины подтверждают, что Черноусенко работает у них, но информацию о его обязанностях и отношениях с СБУ разглашать отказываются. В пресс-службе СБУ также не предоставляют данных о нем.
Получается, что никто не может опровергнуть утверждения Сивковича. Он также указывает на то, что для фракции Ющенко этот случай – не исключение. “Полгода назад аналогичную должность во фракции занимал другой представитель спецслужбы, Александр Скипальский, ныне советник главы СБУ”, – говорит депутат.
Из-за отсутствия информации остается невыясненным и вопрос о законности деятельности генералов-охранников от СБУ. Если они пребывают на этих постах с согласия руководства, то тогда Служба безопасности нарушает основополагающий принцип своей работы – неучастие в политической жизни страны.
В то же время не совсем ясна и обратная ситуация: ведь сотрудник спецслужб, работающий на определенных политиков, может предоставлять им доступ ко всем секретам СБУ.
С широко закрытыми глазами
Указ Президента о демократизации работы спецслужб обнажил безусловный факт – взаимное переплетение государственного аппарата, политики и спецслужб – общая проблема Украины. Исходя из формулировок этого документа, сотрудники СБУ находились в аппарате Верховной Рады, администрации Президента, секретариате Кабинета Министров и других центральных органах исполнительной власти. Их статус – офицер действующего резерва спецслужбы. Они получают зарплату в СБУ и подчиняются ее приказам.
По словам генерал-лейтенанта Беляева, основная функция этих сотрудников – связь между ведомствами и СБУ, координация работы. Или, к примеру, проверка структур, которые собираются сотрудничать с украинским правительством. Данные о количестве таких офицеров непрозрачны. Беляев говорит о десятке человек, Сивкович утверждает, что их около сотни.
“Не только в правительстве, но и в Национальном банке все знали сотрудников, которые делегировались из штатного состава СБУ. По сути, в каждом госучреждении и сегодня есть комиссар, как в советские времена”, – говорит Рыбачук, который в бытность премьерства Ющенко возглавлял службу премьер-министра.
К функциям и эффективности работы офицеров действующего резерва Рыбачук относится крайне скептически. Но не исключает, что они могли собирать информацию о конкретных людях. Он также утверждает, что в здании Кабмина существует стационарная система прослушки, о существовании которой знают все сотрудники.
“Занимаемся ли мы шпионской деятельностью внутри страны? Да ничего подобного! Мы только выполняем свою работу в соответствии с законом”, – уверяет Беляев.
Проблемы с работой СБУ зачастую возникают и из-за опасений политиков в том, что их оппоненты используют спецслужбу в своих целях. Однако процесс этот практически неконтролируем.
Рыбачук уверен, что проблема в несамостоятельности СБУ, которая в своих действиях вынуждена руководствоваться приказами с Банковой. “Об этом мне откровенно говорили представители Администрации Президента”, – утверждает нашеукраинец.
Нынешнюю практику считает порочной и Сивкович. Шпиономания, по его мнению, порождена двойными стандартами, которыми пользуются и провластные, и оппозиционные политики. “Если нынешняя оппозиция придет к власти, а власть уйдет в оппозицию, то нынешние власти предержащие будут кричать еще громче, – уверен Сивкович. – Потому что они уже пользовались этой системой и знают, как ее можно применять”. Без четкого общественного контроля над действиями СБУ, по мнению бывшего чекиста, эту проблему решить невозможно.
А пока ситуация с СБУ напоминает пинание памятника Феликсу Дзержинскому. Эффекта нет, лишь возникает вопрос: а виноват ли памятник? Кстати, Леонид Кучма уже неоднократно доказывал, что по степени сопротивляемости “наездам” оппозиции он даст фору любому монументу.
***
Этот материал опубликован в №7 журнала Корреспондент от 28 февраля 2004 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.