Корреспондент: Кризис в Луганске. Что будет с регионом

Трагедия в центре Луганска и попытки сторон переложить ответственность за неё друг на друга подчёркивают драматизм ситуации, в которой оказался регион в первые дни лета.
AP

Правду о событиях 2 июня в Луганске, когда в результате ракетного удара по зданию областной администрации погибли 8 человек и пострадали 11, установить будет сложно, если и вовсе  невозможно. Вещественные доказательства с места трагедии были изъяты представителями Луганской народной республики.

Всё случилось в ходе штурма Луганского погранотряда боевиками ЛНР, переросшего в стрельбу в центре города. Во время облёта территории города истребителем украинских ВВС в контролируемом ополченцами здании произошёл взрыв, кадры которого затем обошли все СМИ.

Премьер самопровозглашённой республики Василий Никитин обвинил в инциденте украинских военных. В свою очередь луганский блогер и активист Сергей Иванов распространил версию о “самостреле”. Мол, боевики пытались сбить самолёт с помощью переносного зенитного ракетного комплекса, но угодили в администрацию.

Такую же версию уже в первые часы после взрыва озвучило областное управление МВД, а Генпрокуратура до сих пор продолжает настаивать именно на этой причине. Только представители ОБСЕ допустили, что удар мог быть нанесён с воздуха, но затем уточнили, что данная информация базируется на “ограниченных наблюдениях”.

 
 Reuters

Две Луганщины

Луганская область фактически расколота надвое. Северные, преимущественно аграрные районы контролируются силами украинских Вооружённых сил, живут размеренной повседневной жизнью. Пропагандируемые “народной республикой” идеи федерализации здесь не прижились.

Так называемый референдум 11 мая местные крестьяне проигнорировали, но в то же время активно приняли участие в выборах президента, обеспечив основные показатели в области по явке и голосам.

Именно в этих районах, свободных от боевиков ЛНР, уже несколько недель работают и. о. губернатора Ирина Веригина и всё руководство областного управления МВД. Автомагистрали здесь контролируют бойцы Национальной гвардии и служащие украинской армии.

Совершенно противоположная ситуация сложилась в центральных и южных районах области. Тут на дорогах выставлены десятки блокпостов ополченцев, на которых вооружённые люди готовятся отражать атаки Нацгвардии. Города полностью контролируются самопровозглашённой армией юго-востока.

Центры ополченцев — Свердловск и Антрацит. По данным правоохранителей, они служат своеобразной перевалочной базой для сотен боевиков, направляющихся в Славянск и Краматорск. С этим связывают участившиеся в последнее время атаки бойцов армии юго-востока на пограничные отряды Луганской области. Считается, что это своеобразные отвлекающие манёвры, призванные позволить группам боевиков незаметно проникнуть на территорию Луганской области.

В столице провозглашённой республики Луганске признаки какой-либо власти отсутствуют вообще. С улиц города милиция исчезла; собственные порядки “по понятиям” устанавливают и защищают люди с автоматами. И это не всегда представители ЛНР.

 
 Reuters

Из-за неспокойной ситуации в Луганске образовался дефицит бензина. На одной из областных дорог вооружённые люди похитили 20 бензовозов, которые везли топливо в город. В результате трейдеры остановили поставки, и бензин отсутствует почти на половине заправок. Торгуют только те, у кого остались запасы, но и они на исходе.

Более серьёзную угрозу для луганчан представляет дефицит продуктов питания. Перевозчики из соседних областей отказываются ехать через многочисленные блокпосты сепаратистов, и некоторые продукты уже исчезли с прилавков. Впрочем, покупатели этого могут не заметить по причине закрытия большинства торговых точек. Нестабильность и разгул бандитизма заставляют предпринимателей сворачивать бизнес.

По словам главы Союза предпринимателей Луганска Сергея Давыдова, дело доходит до сокращения наёмных рабочих. Увольнения и перевод на полставки — тоже часть новых городских реалий.

Изба пыток

О местном здании СБУ, захваченном ополченцами в самом начале акций протеста, говорят как о каземате — горожане нарекли его иСБУшкой. Сюда якобы свозят пленных журналистов, общественных активистов и бизнесменов. С одними проводят разъяснительную работу, у других вымогают деньги на нужды нового государства.

По данным луганских активистов движения Единая Украина, в иСБУшке обустроена пыточная, где содержатся около двух десятков заложников.

 
 Reuters

Корреспонденту удалось пообщаться с Андреем, одним из луганских бизнесменов, у которого получилось выбраться из здания СБУ. Его похитили вооружённые люди прямо из офиса, отвезли в иСБУшку и первым делом в целях устрашения отвели в подвал, где показали несколько трупов. Затем, усадив в отдельной комнате, под пытками электрическим током Андрея заставили рассказать о существующих коррупционных схемах в городе — кому и сколько платят бизнесмены.

“Не могу сказать, сколько точно людей там находятся. Я слышал крики из разных комнат, кого-то видел сидящим рядом, — рассказывает Андрей. — Из разговоров смог понять, что в качестве заложников в здание попадают в первую очередь предприниматели, которых выпускают, поставив на “счетчик”. Также привозят членов ВО Свобода, которых обвиняют в фашизме. Наиболее узнаваемых и известных — общественных активистов и журналистов — отпускают через день-два. Тех, чьи истории не разглашаются, пытают до смерти. Говорят, руководят похищениями людей дагестанцы”.

Сам он смог освободиться благодаря выкупу, который за него заплатили друзья.

Новый мир построим

Официальные представители ЛНР все обвинения в мародёрстве и издевательствах над луганчанами настойчиво опровергают и с момента проведения референдума показательно ведут работу по созданию республики.

Избран глава ЛНР, им стал лидер армии юго-востока Валерий Болотов. Выбраны члены правительства и принята конституция. Теперь Луганская народная республика всерьёз намерена добиваться признания у мирового сообщества. Причём речь идёт именно о независимости, без вхождения в состав России или Украины, как в случае с Абхазией и Южной Осетией.

 
 AP

“Не мы первые встали на путь независимости. Этим путем прошли Абхазия и Южная Осетия. Нам есть у кого учиться. И мы видим, что эти страны наладили работу как внутри своих стран, так и с государствами, международными институтами и бизнес-партнерами”, — считает Болотов.

Помощь со стороны непризнанных кавказских республик уже идёт полным ходом.

“Осетины принимают участие в военных действиях на территории Луганской и Донецкой областей. А Абхазия уже давно помогает освещать под нужным углом происходящие на Донбассе события руками своих журналистов”, — утверждает главный редактор луганского издания Реальная газета Андрей Дихтяренко.

В ЛНР даже разработали дорожную карту — названный на западный манер документ, который нацеливает осколок области на вступление в Евразийский и Таможенный союзы.

“Руководство Луганской народной республики взяло курс на военный социализм: чего стоят заявления о запрете руководителям предприятий снижать зарплату и увольнять работников на территории ЛНР, о запрете на повышение коммунальных тарифов и цен на перевозки”, — комментирует Дихтяренко.

Пока же наряду с построением независимости руководство ЛНР готовится к активной фазе антитеррористической операции на территории области. На базе захваченного областного военкомата объявлены сборы всех желающих воевать на стороне армии юго-востока. Однако очередей не наблюдается.

 
 Reuters

Украинские военные тоже не торопятся с полномасштабной военной операцией. До Луганска доходят слухи о сосредоточении сил и техники Вооружённых сил Украины в северных районах области.

В ожидании начала конфликта многие жители области покидают свои города, надеясь найти временное убежище у родственников в других частях Украины и в России. Первыми стали покидать Луганск представители групп риска — журналисты и активисты с проукраинской позицией, подвергавшиеся преследованиям со стороны самопровозглашённых властей ЛНР.

Для желающих выехать волонтёры разработали программу переселения Восток SOS.

“Наши активисты предоставляют поддержку жителям проблемных областей, желающим в связи с политической ситуацией временно или навсегда покинуть территорию области, вывезти семьи в более безопасное место, найти работу и жильё на первое время. Мы работаем на общественных началах, потому что сами оказались в подобной ситуации. Нам помогают тысячи людей со всей страны. И морально, и материально”, — рассказала координатор проекта, луганчанка Юлия Красильникова, перебравшаяся в столицу.

Проект Восток SOS на данный момент получил запрос на переселение от более чем 650 человек, из них более 200 — дети. Часть людей уже расселены в Киевской, Днепропетровской, Львовской, Закарпатской, Черновицкой, Ивано-Франковской и других областях. 

 
 AP

Украинская Чечня или Ольстер? К чему приведут АТО на юго-востоке

Результаты АТО и внешнеполитическая обстановка уже не дают повода сомневаться, что юго-восток Украины останется в её составе. Вопрос состоит лишь в том, какой сценарий удержания мятежного региона в своей орбите выберет Киев.

Если в столице сделают ставку на чеченский вариант, то следует ждать выделения из числа сепаратистов групп, ориентированных на Киев, готовых вести борьбу с конкурирующими кланами прежде всего жёсткими силовыми методами. Как, например, ранее предпринималась попытка столкнуть руководство ЛНР и ДНР путём распространения слухов об объявлении между ними войны. Наиболее влиятельные представители будут инкорпорированы в официальную систему путем назначения на ключевые должности в регионе. Достигнутая стабильность будет сохраняться до тех пор, пока центр сможет обеспечивать преданность местных элит.

Выбор в пользу ольстерского (североирландского) сценария будет означать точечную борьбу с террористами, аккуратное проведение силовых операций, понижение статуса конфликта с международного уровня до внутреннего. Самые лояльные к Киеву группы влияния будут втягиваться в общий политический процесс, вплоть до легализации партий и участия в выборах, но без получения особых привилегий и постов. Вроде формирования на основе радикальных групп Евромайдана Правого сектора.

Независимо от того, на каком из вариантов остановится Киев, регион столкнётся с глубокими гуманитарными и экономическими проблемами — ростом безработицы, сокращением доходов граждан, замедлением темпов экономической жизни, — вызванными блокированием работы многих промышленных предприятий и нанесением им материального ущерба. Кризис коснётся даже теневой экономики в связи с ужесточением пограничного режима, что создаст дополнительные препятствия для контрабанды.

Длительное время после завершения АТО будет сохраняться высокий рост преступности, вызванный распространением среди населения и преступных группировок огромного количества оружия. Это создаст проблемы также для более благополучных соседних областей.

Восстановление прежних стандартов жизни на юго-востоке будет зависеть от ситуации в стране в целом. Стабилизация ситуации в отдельно взятых Донецкой и Луганской областях будет невозможна, если столичным властям не удастся ответить на вызовы, стоящие перед государственной системой.

 
 AP

КОММЕНТАРИИ

Олег Слободян, начальник отдела по вопросам взаимодействия со СМИ администрации Государственной пограничной службы Украины:

За время атаки пограничного отряда в Луганске отбили десять атак. Террористы обустроили огневые позиции в квартирах домов, которые находятся рядом с отрядом. Поэтому во второй половине дня пограничники были лишены возможности вообще вести огонь.

Раньше террористы уходили, когда подразделения не сдавались. А в Луганске мы видим у них чёткий план действий, а именно — захватить отряд.

С нашей стороны восемь человек получили ранения, четыре — тяжелые. Их мы вывезли в обед, во время получасового перемирия. Что касается боевиков, то мы визуально наблюдали пятерых погибших, около десяти раненых. Подозреваем, что количество жертв больше.

Все подразделения максимально укомплектованы и готовы отражать атаки противника. Но в таком случае не приходится говорить об усиленной охране границы на пунктах пропуска. Мы контролируем границу, однако эффективно действовать на тех участках, которые находятся далеко от подразделений, не можем.

Есть информация, что террористы опять скапливаются со стороны России, но отразить вооружённое вторжение будет сложно. Даже укреплённый отряд — это 10-15 человек, а если едет пять-шесть КамАЗов с головорезами, то наши усилия — капля в море. Несколько недель мы пытаемся достучаться, объяснить, что охрана границы — это не только пограничников головная боль. Это сегодня вопрос национальной безопасности.

Анатолий Гриценко, народный  депутат,  экс-министр обороны:

Ситуацию с АТО [в Луганской области] пусть комментируют те, кто её начинал. ...>. В этом и других случаях, в частности в ходе проведения АТО на Донбассе, очевидной является служебная бездеятельность должностных лиц, причём с тяжёлыми для страны и государства последствиями. Надлежащей должна быть и ответственность должностных лиц в погонах и без погон, в том числе и уголовная.

***

Этот материал опубликован в №22 журнала Корреспондент от 6 июня 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент, опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.