Корреспондент: Что предусматривают пункты договора о перемирии

После подписания соглашения в Минске о прекращении огня украинцы задаются вопросом, окончательный ли это мир или война ещё возобновится, пишет Артём Горячкин в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года.
АР

Уже несколько дней на Донбассе относительно спокойно. Соглашение в части прекращения огня со скрипом, но работает. Заложников отпускают. Для российской стороны и «народных республик» это пауза для восстановления сил и демонстрация Западу своих добрых намерений.

Украинской стороне перемирие позволяет отдышаться, создаёт видимость контроля над ситуацией и подтверждает образ миротворца Петра Порошенко. Но означает ли это конец войне или стороны просто накапливают силы для нового этапа боевых действий?

Читай также: Сиротюк: Это перемирие используется для перегруппировки. Это не путь к миру

К подписанию и выполнению протокола стороны шли несколько месяцев. Минским соглашениям предшествовал так называемый мирный план Порошенко из 14 пунктов, обнародованный ещё 20 июня во время посещения им Донбасса. Президент РФ Владимир Путин часто озвучивал свои инициативы, пока наконец не «набросал на коленке» семь пунктов по дороге в Монголию.

Корреспондент разобрал протокол и позиции по основным пунктам Порошенко и Путина.

Прекращение огня

  • Обеспечить немедленное двустороннее прекращение применения оружия.
  • Обеспечить мониторинг и верификацию со стороны ОБСЕ режима неприменения оружия.
  • Вывести незаконные вооружённые формирования, военную технику, а также боевиков и наёмников с территории Украины.

План Порошенко: изначально предлагал вывод незаконных вооружённых формирований, организацию коридора для отхода российских и украинских наёмников, разоружение и создание подразделения МВД для совместного патрулирования.

План Путина: российский президент настаивал на прекращении наступления на Донецк и Луганск, выступал против применения боевой авиации против граждан и населённых пунктов, а также предлагал отвести украинские подразделения на расстояние, исключающее возможность обстрела артиллерией и всеми видами систем залпового огня.

Читай также: Порошенко поговорил с Путиным о том, как сделать перемирие постоянным

Первый пункт был выполнен немедленно. В день подписания протокола Порошенко приказал начальнику Генерального штаба Вооружённых сил прекратить с 18:00 огонь в зоне АТО.

Следующие несколько дней страна наблюдала за игрой нервов и считала, сколько раз стороны обвинят друг друга в срыве перемирия. Способствовала этому ситуация в Мариуполе, откуда поступали сообщения о боях. Казалось, это перемирие ждёт судьба предыдущего, но всё устаканилось.

Согласно официальным сводным данным всех ведомств, участвующих в АТО, за время действия перемирия по состоянию на 10 сентября погибли пять военнослужащих, ранены 33, зафиксировано89 фактов обстрела. За этими цифрами человеческие жизни, и спорить, мало это или много, по меньшей мере неэтично, но всё же такие данные не идут ни в какое сравнение с прежними ежедневными сообщениями из зоны АТО.

Однако то, что стороны пока не спешат предъявлять взаимные претензии касательно случаев гибели людей и обстрелов, свидетельствует: для срыва перемирия на высшем уровне пока нет политической воли.

Читай также: Порошенко заявил, что готов биться и даже умереть за Украину (видео)

Именно с её наличием глава ОБСЕ Дидье Буркхальтер связывает успешность выполнения протокола. Стоит отметить, сам председатель заявил, что смотрит на перспективы перемирия пессимистично. Тем не менее ОБСЕ приступила к выполнению своих обязанностей и направила 59 специалистов «по наблюдению ситуации прекращения огня». В организации признают: объём работы огромен, нынешнего количества экспертов по мониторингу не хватает, и продолжается поиск дополнительных сотрудников.

Как оказалось, ОБСЕ также испытывает трудности с финансированием работы миссии. Поэтому Буркхальтер призвал стороны принять участие в её совместном содержании. Естественно, это вызывает сомнения в том, насколько эффективной окажется работа комиссии в связи со штатным некомплектом и недостатком средств.

ОБСЕ испытывает трудности с финансированием работы миссии. Поэтому ее глава призвал стороны принять участие в её совместном содержании. Естественно, это вызывает сомнения в том, насколько эффективной окажется работа комиссии

Что качается отвода военной техники, то формулировки об этом туманны и расплывчаты и позволяют сторонам использовать аргумент о нарушении протокола против оппонентов.

В частности, непонятно, что подразумевается под «отводом формирований с территории Украины». Если Киев намекает на граждан Украины, служащих в отрядах самопровозглашённых ДНР и ЛНР, то куда они должны отступать?

Читай также: Сенченко: Путина не устроит никакое перемирие, кроме капитуляции Украины

В этом вопросе интерес и позиция Путина были более понятны: украинские военные должны отойти на такое расстояние, чтобы населённые пункты «республик» стали недоступными для обстрела. По факту он предлагал полный вывод войск и добровольческих батальонов с территории ДНР и ЛНР, а также создание по периметру демилитаризованной зоны. С украинской стороны даже не стали рассматривать эту инициативу, расценив её как предложение о капитуляции.

Заложники и амнистия

  • Немедленно освободить всех заложников и незаконно удерживаемых лиц.
  • Принять отдельный закон о недопущении преследования и наказания лиц в связи с событиями на Донбассе.

План Порошенко: выступал за освобождение от уголовного преследования только лиц, сложивших оружие и не совершивших тяжких преступлений, а также за освобождение заложников.

План Путина: не затрагивал вопрос уголовной ответственности участников конфликта, зато предлагал обменять насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий.

Фактически освобождение заложников проходит «по-путински». Украинская сторона в принципе условия не детализировала. Общее количество украинских заложников составляет почти 1.200 человек, из которых 648 уже освободили, еще 500 пребывают в плену.

Читай также: Порошенко и Путин поговорили о режиме прекращения огня на Донбассе

ДНР и ЛНР со своей стороны оценили количество своих соратников в украинских СИЗО в 311 человек. Первую группу сепаратистов обещали выпустить в Луганске во вторник вечером.

Кстати, активисты, добивающиеся освобождения из российских застенок украинской наводчицы Надежды Савченко, пытались протолкнуть идею о возможности её освобождения в рамках обмена. Но Москва рассматривает её как преступницу, которая задержана в порядке российского уголовно-процессуального законодательства. То есть Савченко было бы проще, хотя и нереально, освободить в рамках помилования и амнистии.

Последнюю предусматривает протокол для лиц, «связанных с событиями на Донбассе». Важный момент для донецкой стороны, однако трудновыполнимый для Порошенко. Амнистия в Украине принимается Верховной Радой — так прописано в Конституции, и обойти это невозможно. Сложно представить, как глава государства будет обеспечивать наличие 226 голосов. Накануне выборов мало кто из депутатов рискнёт нажать кнопку «за» амнистию «убийцам и колорадам».

Государственная граница

  • Обеспечить постоянный мониторинг на российско-украинской границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и России.

План Порошенко: предлагал создание десятикилометровой буферной зоны на украинско-российской государственной границе.

Украинская сторона всегда с большой опаской относилась к идее создания различных зон безопасности или беспилотных зон вблизи своей территории или на ней. В Киеве считали, что это однозначно приведёт к созданию постоянной нестабильной области, с которой боевики и российские войска смогут вести действия против украинских Вооружённых сил.

Какой именно будет эта зона, также не уточняется. Однако Президент Украины ранее предлагал установить десятикилометровую буферную полосу. Для Киева это мог бы быть самый «щадящий» вариант, дающий надежду на восстановление хотя бы формального контроля над участком госграницы.

Впрочем, украинских пограничников на пункты пропуска не пустят, пока «ополченцы» контролируют ситуацию. А о возможностях ОБСЕ мы уже писали выше.

Децентрализация власти и особый статус отдельных районов

  • Осуществить децентрализацию власти.
  • Принять закон о временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей.

План Порошенко: предусматривал децентрализацию путем избрания на Донбассе исполнительных комитетов. «Представителям» Донбасса гарантировалось право на согласование кандидатур губернаторов. При этом Президент получал право решающего голоса, если бы они не достигли консенсуса. Также ранее Порошенко выступал за проведение одновременно досрочных парламентских и местных выборов.

Под децентрализацией, скорее всего, опять подразумеваются положения многострадального президентского проекта изменений к Конституции. Тем более что глава МИДа России Сергей Лавров уже после подписания протокола напомнил о конституционной реформе и поторопил Киев с её проведением.

 

Но реализация данного пункта по стандартной процедуре займёт очень много времени. Поэтому в протоколе дважды упоминается закон о временном порядке местного самоуправления на Донбассе. Само название предусматривает, что в будущем можно ожидать более системных преобразований.

Единственные два пункта, которые, как следует из текста, должны в законе присутствовать, это опять-таки децентрализация местной власти и перевыборы местных советов Донбасса. Скорее всего, это станет способом формирования легитимных субъектов, с которыми Президенту и правительству будет удобно вести диалог, сохраняя лицо. Ведь местные советы дискредитированы, а Киев достаточно долго именовал ДНР и ЛНР террористическими организациями, чтобы сделать вид, будто этого не было.

Советник Президента Юрий Луценко заявил, что особый статус коснётся лишь трети районов Донецкой и Луганской областей. Это отвечает столичной позиции — отдать минимум территории. Однако «премьер» ДНР Александр Захарченко заявил, что они претендуют на всю территорию двух областей.

Общенациональный диалог

  • Обеспечить инклюзивный общенациональный диалог.

Как пояснил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, в Кремле под этим подразумевают внутриукраинские переговоры касательно устройства Украины, учёта интересов восточных регионов страны и определения их взаимоотношений с Киевом.

Это укладывается в официальную концепцию Москвы о том, что она не участвует в конфликте на востоке, а значит, и договариваться о его разрешении украинцы с обеих сторон должны самостоятельно. Совершенно не важно, будет ли это очередной круглый стол во главе с экс-президентом Леонидом Кравчуком или другой формат. Кремль подталкивает Киев к фактическому признанию ДНР и ЛНР в качестве равноправных субъектов переговоров.

Восстановление региона

  • Принять меры для улучшения гуманитарной ситуации на Донбассе.
  • Принять программу экономического возрождения Донбасса и восстановления жизнедеятельности региона.

План Порошенко: предусматривал создание рабочих мест в регионе, восстановление объектов промышленности и социальной инфраструктуры, а также обновление центрального теле- и радиовещания в Донецкой и Луганской областях.

План Путина: предлагал открыть гуманитарные коридоры для беженцев и доставки грузов в города Донбасса и обеспечить направление ремонтных бригад, оказание помощи в подготовке к зиме.

Для России это означает создание безопасных путей для доставки грузов на Донбасс. Официально речь идёт о гуманитарных грузах. Но украинская сторона опасается, что это будет окончательная фиксация коридоров для поставок российской военной техники и военных на Донбасс, что якобы продолжается и сейчас под прикрытием перемирия. Поэтому Киеву столь важно, чтобы к контролю над поставками были привлечены международные организации, например Красный Крест.

Пункт о восстановлении региона включён скорее из вежливости, поскольку до сих пор неизвестна даже приблизительная сумма ущерба. Попытки дать хотя бы предварительные оценки предпринимаются, но они очень приблизительны и счёт идут на миллиарды.

Учитывая состояние бюджета, в котором нет средств даже на надбавки библиотекарям, ждать полного восстановления региона не стоит. Вероятно, расходы возложат на бизнес, а Киев попытается созвать для подконтрольной ему части Донбасса конференцию доноров.

***

Этот материал опубликован в №36 журнала Корреспондент от 12 сентября 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.