Корреспондент: Проблемы на старте работы Рады

Первое же серьёзное голосование в Раде ставит под сомнение её эффективность, в погоне за которой парламент переизбирали.
УНИАН

Первый закон через два месяца после избрания наконец смогла принять Верховная Рада 23 декабря, пишет Дмитрий Москаленко в №51 журнала Корреспондент от 26 декабря 2014 года.

От новоизбранного парламента ждали как минимум регулярных заседаний в сессионном зале. Собственно, именно это и было главным аргументом роспуска предыдущего состава. Мол, сформированный ещё при Викторе Януковиче депутатский корпус не может эффективно работать и законодательно обеспечивать реформы из-за внутренних противоречий и саботажа.

Но десять пленарных заседаний и один закон — это явно не то, чего ожидали от парламента, избранного в условиях кризиса и войны. Предполагалось, что депутаты немедленно займутся чем-нибудь, связанным с экономическими, энергетическими вопросами или ситуацией на востоке страны.

Парламентарии решили начать с отмены внеблокового статуса Украины. Хотя документ даже законом назвать сложно, скорее декларацией. Это отметила лидер фракции Батьківщина Юлия Тимошенко.

«Это голосование будет равняться по своему статусу принятию декларации о государственном суверенитете Украины. Потому что настоящий суверенитет в Украине будет достигнут тогда, когда в Украине будет установлен мир», — сказала она перед голосованием.

Кухня полуфабрикатов

В отмене статуса острой практической необходимости, кроме медиаэффекта, не было. В Брюсселе к этому вопросу относятся аккуратно и осторожно, избегая заявлений, которые могут быть интерпретированы, как приглашение к членству. В штаб-квартире НАТО уже заявили, что уважают выбор Украины. Но такую фразу также  наверняка можно было бы услышать, если бы Киев официально решил присоединиться к Организации договора коллективной безопасности, саммит которой проходил в это время в Москве.

«Наши двери открыты, и Украина станет членом НАТО, если она этого попросит, выполнит стандарты и будет придерживаться необходимых принципов», — говорится в реакции Альянса на решение Верховной Рады.

Не исключено, что эффект планировалось усилить законом о совете национальной безопасности и обороны. Одновременные отказ от фактического нейтралитета и расширение полномочий СНБО могли создать впечатление крепкой внешней и оборонной политики, проводимой Президентом. Но законопроект неожиданно не нашёл поддержки в депутатской среде.

При этом те три голоса, которых не хватило, оказались из пропрезидентской фракции Блока Петра Порошенко. А представители Народного фронта, чей лидер, вроде бы, не должен быть заинтересован в усилении СНБО и появлении альтернативного центра влияния, наоборот, пожурили своих коллег, что ещё больше запутало ситуацию.

«Закон провалили из-за неразберихи. С депутатами толком никто не говорил, не общался, не вёл работу. Принципиального протеста против документа ни у кого нет. Закон пересмотрят, что-то добавят, что-то уберут, и его, скорее всего, примут», — сказал источник в Раде, добавив, что вряд ли вся эта история была придумана для отвлечения внимания от внесённого в сессионный зал проекта бюджета.

Но из-за попытки правительства принять главную смету страны пакетом с другими документами бюджет может ждать та же история, что и с законом об СНБО, что фактически подтвердил координатор коалиции Юрий Луценко.

«Грубо говоря, нужно было наработать полуфабрикаты для работы в сессионном зале, потому что любое голосование по любому постановлению и закону без соответствующего решения комитета — это нарушение регламента», — сказал он.

Пакетный комплекс

Без подробного обсуждения документ вряд ли пройдёт голосование. Государственный бюджет на 2015 год стал непопулярным заранее, благодаря появившемуся в СМИ тексту якобы премьерского поручения, предвещавшего социальный апокалипсис.

И хотя самые страшные прогнозы вроде отмены стипендий и т.п. официально не подтвердились, за документом закрепился эпитет «антинародный», и это не особо располагает депутатов к его слепой поддержке.

Но без непопулярных решений бюджет всё равно не будет принят, хотя бы потому, что на целом ряде положений настаивает МВФ. К позиции последнего придётся прислушаться, чтобы получить в следующем году долгожданные кредиты. Осознавая неизбежность «объяснений» с избирателями, в правительстве были бы не против избежать лишнего шума. Для этого и придумали историю с пакетным голосованием, которая в зале не прошла.

«Публичность в рассмотрении бюджета для бюджетников будет иметь положительные последствия. Если при пакетном голосовании можно было бы провести реальное сокращение социальных расходов и «размазать» ответственность по всем, то теперь рассматривать будут все правки по одной, а значит, будут известны авторы каждой из них в отдельности. Если за увеличение финансирования армии наверняка проголосует конституционное большинство, то оказаться причастными к сокращениям постараются избежать даже те, кому в принципе получение Украиной кредита выгодно», — поясняет парламентскую кухню собеседник издания.

Ознакомиться с тем, за что предлагают проголосовать, хотят партнёры по коалиции и настаивают, что имеют на это право.

«Мы хотим, чтобы вместе с нами над бюджетом тщательно поработали специалисты по реанимационному пакету реформ. Мы понимаем, что бюджет нужен стране, но это должен быть эффективный, качественный и прозрачный бюджет», — сказал народный депутат от Самопомочі Олег Березюк.

Нелюбі друзі

Отсутствие ощутимых результатов от работы Рады дало повод говорить о проблемах внутри парламентского большинства, но ещё не о его развале, как успели провозгласить противники коалиции.

«Небольшие фракции, которые в коалицию входят, не разделяют принципы принятия решений, а их мнение по отдельным вопросам практически не учитывается. Внутри фракции Блока Петра Порошенко также не всегда удаётся достичь консенсуса», — признаёт народный депутат от фракции БПП Виталий Куприй.

Организационные проблемы внутри объединения будут преодолены, однако на выходе Рада может получить качественно новую структуру коалиции, когда сформируется ядро влияния, работающее с партнёрами в режиме постоянных торгов и уговоров

Организационные проблемы внутри объединения будут преодолены, однако на выходе Рада может получить качественно новую структуру коалиции, когда сформируется ядро влияния, работающее с партнёрами в режиме постоянных торгов и уговоров.

«Такой схемы вполне может стабильно хватить на определённое время. Тем более, у правительства есть годичный иммунитет благодаря принятию его программы», — говорит собеседник издания, близкий к коалиции, добавляя, что не стоит рассматривать это как узурпацию власти меньшинством, о чём говорят отдельные депутаты.

«Такая схема может оказаться даже эффективнее, чем постоянный поиск единого решения в условиях, в которых он в принципе невозможен. Нынешняя коалиция объединяет очень разношёрстную публику, в том числе и пребывающую в конфликте друг с другом. От выяснения отношений их сдерживает только непопулярность в массах идеи разборок в парламенте, и пока они демонстрируют внешнее единство», — добавляет он.

Закон о «сильном» СНБО и мог понадобиться на случай, если Рада не сможет наладить регулярную законодательную работу, а исполнительной власти потребуется более широкая поддержка и легитимность проводимых изменений.

***

Этот материал опубликован в №51 журнала Корреспондент от 26 декабря 2014 года. Перепечатка публикаций журнала Корреспондент в полном объеме запрещена. С правилами использования материалов журнала Корреспондент,опубликованных на сайте Корреспондент.net, можно ознакомиться здесь.