Мария Гайдар: Если мы хотим победить противника, нужно сидеть в окопах

О том, трудно ли было принимать решение об отъезде из России, о своем новом боссе Михаиле Саакашвили и о том, почему весь мир заинтересован в успехе Украины Мария Гайдар рассказала в интервью.
1tv.com.ua

Россиянка Мария Гайдар, которая недавно стала заместителем губернатора Одесской области Михаила Саакашвили, унаследовала от своего отца - известного российского реформатора Егора Гайдара и дедушки - талантливого писателя Аркадия Гайдара, не только фамилию. Честность и принципиальность не позволили ей смириться с господствующим в России режимом, которому она постоянно противостоит.

Читай также: Мария Гайдар решила отложить получение израильского гражданства

Вступив в оппозиционную партию “Союз правых сил“ Бориса Немцова, Мария взялась за внедрение реформ в такой непростой сфере, как здравоохранение. В Кировской области, где она работала заместителем губернатора по социальным вопросам, ей удалось достичь высоких результатов - в 7 раз уменьшить материнскую смертность и снизить детскую до европейских показателей.

Сегодня задача Марии Гайдар - реформировать всю социальную сферу Одесской области. Это серьезный вызов и чрезвычайная ответственность, поскольку именно этот регион должен стать примером быстрого проведения реформ для всей Украины. О том, трудно ли было принимать решение об отъезде из России, о своем новом боссе Михаиле Саакашвили и о том, почему весь мир заинтересован в успехе Украины, Мария Гайдар рассказала в интервью UA Перший.

Мария, трудно Вам далось решение переехать в Украину? Ведь Вы понимали, что для украинцев - Вы представительница страны-агрессора, а для россиян станете предательницей.

Я четко почувствовала, что хочу этого и быть здесь - это правильно и с этической точки зрения, и с точки зрения моего участия. Я очень переживала из-за этой войны, для меня это было очень травматично. А теперь появилась возможность и шанс сделать то, что я могу и то, что считаю правильным. Я абсолютно уверена: главное, что нужно Украине - успех на пути реформ. Потому что если успеха не будет и коррупция не будет побеждена - продолжится война. Все соседние страны, весь мир заинтересован в том, чтобы Украина достигла успеха. И я заинтересована в этом. Очень хочу, чтобы нам все удалось в Одессе. Если Украине удастся, то Россия подтянется следом, ведь это означает, что все возможно. Конечно, я понимаю, что Украина - другая, но тем не менее ... Понимаете, здесь и сейчас происходит некая концептуальная и идеологическая конкуренция Путину, путинизму, авторитарным режимам. Украина может продемонстрировать, что возможен другой путь и что он может быть успешным. С той стороны - тоталитаризм и Советский Союз, с этого - демократия, Европа, реформы и движение вперед. И мне кажется, что людей этот Советский Союз держит ментально, потому что они не знают, что может быть как-то иначе. В Украине есть много людей, которые верят, что все будет иначе, но соседние страны, которые входили в состав СССР, сомневаются. Они, возможно, и хотят перемен, но просто не верят, что это возможно. Если не будет мира в Украине - а он будет только если будут внедряться реформы - не будет мира ни в Европе, ни в России. Поэтому если кто-то когда-то хотел что-то сделать для Украины, для мира, для будущего всего региона, то Украина - место, где можно и нужно это делать. И именно сейчас, а не через год или два. Именно это я чувствовала, когда согласилась на предложение работать в Украине. Это не какая-то абстрактная работа где-то в кабинете, не высок статус - это работа, куда можно прийти и начать делать что-то немедленно.

 

%img2big_popup%

 

Расскажите о Михаиле Саакашвили. Вам нравится с ним работать?

Читай также: Порошенко предоставил украинское гражданство Гайдар и Федорину

Возможно, это не очень хорошо выглядит - хвалить своего руководителя, но мне действительно очень нравится Михаил. И чем больше я с ним работаю, тем больше нравится. Он на все сто процентов хочет все изменить. Не думает о том, как расширить власть или подвинуть влиятельные группы - на все смотрит исключительно с той точки зрения, как достичь результата. И требует этого от всех нас. То есть у нас в команде царит полное взаимопонимание и поддержка. Саакашвили понимает, что всем нам трудно, и когда возникают какие-то проблемы, всегда готов поддержать. Он шествует вперед и помогает всем, кто идет вперед вместе с ним. И мне кажется, что именно так должен действовать политический лидер. Иногда говорят, что Михаил злоупотребляет популизмом, но это не желание получить политические дивиденды. Так он пытается достичь результата, привлечь к изменениям и реформам как можно больше людей, показать, как все должно быть. Мне рассказывали, что когда в Одессе был первый день работы новой полиции, он с ними ездил 2 часа. Понятно, что камеры снимали, но можно было ограничиться 15 минутами для телевизионной картинки, а он ездил с ними гораздо больше времени. Человек, который его сопровождала, спросила: “Зачем было так долго ездить с полицейскими?“. Михаил ответил: “Я хочу показать: то, что они делают - это очень важно“. И мне кажется, это правильно, потому, если мы хотим, чтобы немногочисленные силы победили силы противника, которые преобладают, надо вместе с немногочисленными сидеть в окопах. И Саакашвили готов к этому. Он тот человек, который вместе с одесситами, вместе с командой. Этим он мне очень нравится.

Как, по Вашему мнению, преодолеть коррупцию и бюрократию, которая так укоренилась в Украине, что кажется абсолютно непобедимой?

Знаете, есть такой миф, что государственная должность - это некое сакральное место. А руководители департаментов - это жрецы, которые, как в древности, понимали календарь и знали, когда произойдет лунное затмение, поэтому руководили всем, в том числе и правителями. То же самое происходит и в бюрократическом аппарате. Госслужащие пугают тем, что есть какие-то сакральные знания и не дай Бог, если кто-то из них пойдет - все сразу развалится. Но мы начали реформы и будем предлагать всем этим чиновникам проходить конкурс. Ведь когда люди поступают в институт, они сдают экзамены. Кандидаты проходят тесты перед тем, как их примут на работу. Поэтому и чиновники должны доказать, что имеют необходимые знания. Конечно, мы на каждом шагу сталкиваемся с круговой порукой, когда все друг друга поддерживают и прикрывают. Они понимают, что это система, поэтому идут единым фронтом, понимают, что нужно держаться вместе, иначе эта многолетняя коррупционная система развалится. При этом между собой они могут конфликтовать. Хотя замечу: есть много хороших профессионалов, страдающих из-за этой системы, потому что они остаются со своими талантами и желанием что-то делать на низком уровне, а их идеи не доходят до руководителей и не воплощаются. Вы же понимаете, что те люди, которые сейчас являются руководителями каких-то больших департаментов, связанные с какими-то политическими силами, группами, кланами. Или те, которые выживали при различных политических силах, в том числе и откровенно отвратительных? Возможно, кто-то действительно мощный специалист и смог настолько правильно делать свое дело, что удержался на посту. Но вы сами подумайте: какой надо иметь характер, чтобы в течение 40 лет при различных политических режимах и политических руководителях выживать. Я не критикую всех - многие действительно прекрасно делают свое дело, поэтому я не хочу никого обидеть. Но если задуматься: неужели длительное нахождение на одной должности является показателем достижений человека? Мне ближе и понятнее те, кто приходит с пониманием того, какой проект делают, с кем они его делают, а потом идут дальше. Должность - это не на всю жизнь, не то, что ты можешь передать по наследству своим детям и внукам. Ты должен приходить на должность, чтобы делать что-то абсолютно понятно и знать, что это не навсегда.

 

%img3big_popup%

 

Понятно, что система будет сопротивляться всеми возможными способами. Вы не боитесь, что Вас постигнет судьба министра здравоохранения Александра Квиташвили, которому так и не удалось сломать систему?

Читай также: Гайдар: Крым был украинским и должен быть украинским

Я не знаю, но могу предположить, что ему очень трудно. Вообще делать реформу здравоохранения - это трудно априори в любой стране, в любой исторический момент. Это очень неблагодарная работа, после которой не увеличивается количество друзей и сторонников. Скажем, в Кировской области, где я работала, если измерять демографические показатели или удовлетворение качеством медицинской помощи, то показатели выросли. А если спросить, что сделала Гайдар, услышишь: она закрыла ФАПы (фельдшерско-акушерские пункты). Хотя мы их не закрывали, наоборот - реформировали. Поэтому не нужно бояться - надо просто делать. Например, моего папы, который провел совершенно необходимые для России реформы, работают до сих пор, сильно не любили, критиковали, даже ненавидели. И я росла с этим. Мой отец был одним из немногих, кто на 100% был честным. Он даже ручки, которые ему дарили, сдавал в подарочный фонд. Когда получил квартиру в президентском доме, отдал свою квартиру в центре. Все остальные просто получили квартиры, а он отдал четырехкомнатную квартиру в центре Москвы и настаивал на том, чтобы государство ее получила взамен той, что ему предоставили. Но именно его обвиняют в воровстве, его больше всех ненавидят и критикуют.

 

%img4big_popup%

 

В России осталось много людей, которые теперь считают Вас предательницей. Как Вы относитесь к такому положению дел?

Я воспринимаю все достаточно спокойно. У меня есть много близких людей, которые меня поддерживали и продолжают поддерживать. Я давно привыкла не опираться на конъюнктурное мнение окружающих - на свое чувство правильности, и ориентироваться на людей, которые входят в мой ближний круг. Главное, чтобы было ощущение, что ты делаешь что-то важное и правильное. Иногда это трудно, потому что нужно преодолевать сопротивление. Можно быть в меньшинстве и при этом делать правильное дело. К сожалению, очень часто именно так все и происходит, по крайней мере в России. Потому что почти все, что нужно было делать и говорить правильно, предусматривало - ты окажешься в меньшинстве. Потому что если придерживаться мнения большинства, то надо любить Сталина, Советский Союз, ностальгировать и говорить, как все было прекрасно. А я очень хорошо помню: нисколько не было прекрасно.

Напомним, ранее сообщалось, что 30 августа активисты Автомайдана совместно с представителями других общественных организаций снесли ворота Дома приемов Международного Гуманитарного Университета или, как его еще называют одесситы, “замок Гарри Поттера“ или “замок Кивалова“.

Смотри видео - Гайдар отвечает на вопрос, с кем воюет Украина