Возвращение в Донецк: заброшенные ТЦ, очереди за гуманитаркой и шокирующие цены

Даже бытовые мелочи в городе стали значительной проблемой.
segodnya.ua

Читай также: Украинцы перестали бежать в Россию - миграционная служба РФ

На Донбассе стихли обстрелы, в города и поселки начали массово возвращаться уехавшие. Эту картину рисуют боевики, силясь создать впечатление, что оккупированные ими города процветают и ждут своих жителей. Увы, пока ожидания далеки от реальности. Дончане возвращаются, но не десятками и сотнями и вовсе не навсегда.

Кто-то пользуется относительное тишиной и приехал проведать, цело ли жилье, чтобы через несколько дней вернуться обратно, в новый дом. Кто-то действительно решил приехать домой навсегда, не совсем понимая, что его ждет в Донецке. А кто-то наотрез отказывается возвращаться в родной город, пока тот не вернется под контроль Украины. Корреспонденты Сегодня.ua пообщалась с теми, кто вернулся в Донецк, и узнала, почему радости меньше, чем грусти.

Читай также: Наблюдатели ОБСЕ зафиксировали взрыв в Донецке и на его окраинах

“Мы ненадолго! – сказала жительница Кировского района Алла Корчмар. – Хотя был расчет остаться в Донецке на зиму. У нас квартира возле рынка “Сокол“, после прошлогоднего обстрела мы и уехали в Запорожье – нервы не выдержали. Год не были дома, приехали, думали, поживем здесь – благо работа позволяет трудиться на “удаленке“. Но я здесь почти месяц и понимаю – больше не выдержу. Мы словно в старом кино живем.

В телевизоре постоянно говорят про войну, страх, боль. Очереди, страшные очереди – в банки за пенсией, за гуманитаркой, за дешевым молоком! На улицах мало молодежи. Гнетущее впечатление производят закрытые магазины, пустые места на рынке. Трамваи и троллейбусы ходят плохо, их мало, можно по 15 минут ждать на остановке. Конечно, они подходят уже забитые. Наверное, поэтому кому-то кажется, что в Донецке яблоку негде упасть.

Временно вернувшиеся с ужасом констатируют: те бытовые мелочи, на которые они особо не обращают внимания, в Донецке вдруг стали значительной проблемой. Обналичить деньги с банковской карты или расплатиться ею в магазине невозможно. Привыкнуть к рублям и отсутствию привычных украинских товаров тоже очень трудно.

Читай также: На Донетчине СБУ задержала груз лекарств на 400 тыс грн

“Мы никак не можем привыкнуть к ценам, как ни делим на курс – все равно получается как-то уж слишком много“, – поделилась еще одна временная “возвращенка“ Елена Куликова. Она смогла продать свою квартиру в Донецке, и вырученные деньги планирует вложить в покупку жилья в Мариуполе. Свою дальнейшую жизнь видит только там.

“Знаете, меня больше всего удивило то, что город потерял свой шарм, свою роскошь. Облезлые вывески, ржавые билборды, заброшенные целые торговые центры… – делится дончанка Светлана. -  Отделения банков уже давно заросли в прямом смысле бурьяном. На месте бутиков теперь работают продуктовые магазины и комиссионки.

Читай также: Мирные жители возвращаются в Красногоровку на Донетчине - МВД

Да, стоит отдать должное, что улицы в центре чистые, но нет лоска. Просто никто не следит за внешним видом. Вроде и порядок кругом, но если присмотреться – город, словно дорогое украшение, потерял свой блеск без ухода“.

Многие дончане констатируют: Донецк словно бы выпал из 2015 года лет на 50-60 назад. “Я вдруг понял, что не слышу новых песен, не вижу новых фильмов, у нас нет ничего современного. Только воспоминания о войне, о подвигах дедов, Сталин-Ленин-Россия, историческая хроника – и пожалуй, все. 21-й век проходит мимо, а ведь Донецк – это не деревня, это современный европейский мегаполис.. был“, – с горечью констатирует дончанин Леонид Каштанский, приехавший из Одессы и планирующий вернуться туда в конце октября.

Читай также: В руках у террористов Донбасса остаются 153 украинца - СБУ

Несколько дней назад вернулся в Донецк житель Калининского района Сергей Пархоменко с семьей. В Киев он уехал в июле прошлого года, как только боевики пришли в Донецк из Славянска. “Мы тогда поняли, что надо делать ноги – и успели уехать в Киев. Там сняли “однушку“. Дочь пошла там в школу, отношение к ней было нормальное. Жена сидела дома – с работой не сложилось, – рассказал Сергей. – Возвратились в Донецк по банальной причине – не хватает денег на съемное жилье и саму жизнь. Здесь 4 тысячи гривен, которые мы платили за квартиру – большие деньги. Супруга планирует вернуться на свою работу воспитателя в детсаду, что буду делать я – пока еще не знаю“.

По словам Пархоменко, то, что они увидели в Донецке, превзошли их ожидания. “Наш промышленный зеленый мегаполис стал военным городом. Военные везде, танки, военные грузовики, везде билборды и объявления, на горсаде продают футболки с Путиным и российским гербом, на Мотеле круглые сутки крутятся кавказцы. Один кинотеатр, один автовокзал, в шесть часов вечера – пустые улицы… Зато в ресторанах народ гуляет, у кого деньги есть. Ну, кто-то за гуманитаркой часами стоит, а кто-то жирует на бульваре Пушкина. В целом же – ощущение города без души, без характера“, – поделился Сергей.

Читай также: Главарь ДНР прекратил предвыборную агитацию псевдовыборов - ИС

С ним солидарны и другие дончане. Первое, что бросается в глаза при въезде в шахтерскую столицу – отсутствие городской суеты. “Знаете, вроде и машины на дорогах есть, вроде и люди на остановках, но контраст по сравнению с неоккупированными городами очень большой. Просто огромный! Нет суматохи, нет по-настоящему городского шума, – делится впечатлениями дончанин Станислав Митин. – Хотя с другой стороны те, кто из Донецка ни разу не выезжал – даже этого не замечают, наоборот говорят, мол, город ожил. У меня соседи в качестве примера приводили, что даже футбольные матчи в городе есть, правда, среди местных команд. И это говорят жители города, который принимал лучшие футбольные клубы мира, который принимал Евро-2012!“

Особая тема – отношения возвратившихся с соседями и знакомыми. Кто-то радостно приветствует бывших переселенцев, а кто-то держит камень за пазухой. Мол, отсиделись в тихих местах, пока мы тут под снарядами бегали!

Читай также: В Украине пока нет четкой концепции для разрешения ситуации на Донбассе - Кравчук

“Мне соседка так и сказал, мол, проваливайте, откуда прибыли. Как будто я должна была у нее спрашивать, как мне своих детей спасать? – говорит жительница Ленинского района Анастасия Калмыкова. – Соседи говорят, мол, сдадут нас в комендатуру или “МГБ“ как шпионов, потому что мы в Бердянске год жили. А ненавидят из-за того, что они сейчас героинями ходят – и обстрелы пережили, и страху натерпелись, и за бабушкой неходячей все вместе ухаживали. И у них теперь как будто команда, а мы как будто изгои, пришлые чужаки. Нам тычут, мол, совсем все плохо в Украине – так мы в “процветающую ДНР“ вернулись. Вернулись, потому что здесь наш дом! С соседями не разговариваем, как-то живем. Муж пока на общественных работах за 2500 рублей, я наверное на рынок пойду работать“.

Читай также: Надеюсь, война на Донбассе завершилась - Олланд

Психологи говорят, ситуация разграничения на “свой/чужой“ – вполне естественна для людей, переживших стресс или постравматический синдром. “Свидетелями или участниками войны стали все – и те, кто остался под обстрелами, и те, кто спасался от них. Одни объединились под эгидой одного горя – обстрелов, войны, другие – под эгидой беженства, переселенчества, отрыва от родных корней, – рассказала Сегодня.ua психолог Вероника Стрелецкая. – Эти две группы считают, что каждой из них досталось больше тягот, они достойны большего уважения и большей жалости. Начинается соперничество по принципу разговора у кабинета врача – у кого сильнее болячка. Все это сводится к требованию определенных преференций к себе, пострадавшим, от других людей, от властей и пр. Группы “своих“ и “чужих“ могут раздуть мировой пожар, а могут сосуществовать вполне мирно, стерев со временем свои границы. Рецепт один – терпимость и не лезть в личные дела других людей“.

Читай также: Жители Донецка засняли бегущую по улице ламу

Другие вернувшиеся дончане рассказывают, что встретились с соседями и с друзьями как с родными. “Никто с нами не вел разговоры о политике. Общаемся по бытовым вопросам, как раньше, рассказываем друг другу, как жили все это время. Но заметно, что дончане стали менее разговорчивы“, – рассказал дончанин Евгений Крашенков.

“Мы смотрим на Донецк другими глазами, свежим взглядом. Здесь нет столько людей, сколько было раньше. Ездят дорогие машины, но по улицам ходят солдаты. Работают рестораны – и социальные столовые, раздают гуманитарку и открываются магазины поношенных вещей. И война тут уже ни при чем – просто наш город в глубоком коматозе“, – резюмирует дончанка Марина Шведова.

Ранее сообщалось, что в оккупированном Донбассе действуют более 150 школ для боевиков.

Смотри также видео, на котором засняты пустые улицы Донецка: