Еженедельники: превратились ли программисты в Украине в "особую касту"?

Жизнь в ОРДЛО, кибер-преступность и медицинская реформа - темы обзора еженедельников.

Неукраинский Донбасс

Несмотря на заверения властей, что 2017 год станет "переломным" в борьбе за возвращение контроля над оккупированными территориями Донбасса, Украина их по сути потеряла, констатирует "Зеркало недели".

Самопровозглашенные республики живут своей жизнью, автономно от Киева, несмотря на многочисленные проблемы. Местные за эти годы как-то привыкли, в том числе и к ужасам вооруженного конфликта. Периодические убийства полевых командиров, обстрелы жилых домов из гранатометов, автоматные очереди во время комендантского часа - все это стало довольно обыденным явлением для жителей ОРДЛО, людей преимущественно неприхотливых.

Связи "ДНР" и "ЛНР" с Украиной разорваны - и они все больше интегрируются в Россию.

"Здесь есть российский рубль, здесь есть российские выплаты, здесь есть российская модель власти - с "дешевой колбасой" (тарифы) и "подвалами". Часть законов - слепок с РФ. Здесь российская армия и спецслужбы. Здесь преподают российскую историю и взгляд на действительность. Здесь даже география заканчивается Донецкой областью", - отмечает автор.

Самое печальное, что местная молодежь "уже давно мимикрировала в "республиканский" окрас", - поэтому они вряд ли станут движущей силой реинтеграции ОРДЛО в Украину.

Такое положение вещей, по мнению издания, является следствием, в том числе, бестолковой, парадоксальной политики украинских властей. Ведь официальный Киев так юридически и не определил статус неконтролируемых территорий, забюрократизировал получение документов и усложнил пересечение границы для их жителей, а с недавних пор еще и ввел торговую блокаду.

"Короли жизни"

Программисты в Украине превратились в "особую касту" и "королей жизни", пишет "Новое время". Все это - благодаря высоким доходам в долларах, которые делают благосостояние таких специалистов независимым от состояния отечественной экономики.

Как отмечает еженедельник, такой высокий социальный статус для программистов и других работников сферы IT является "сугубо украинской особенностью". На западе подобной пропасти между зарплатами айтишников и других специалистов нет. В Украине же начинающие программисты преимущественно получают не менее 500 долларов в месяц, а с опытом работы от пяти лет эта цифра возрастает до трех или даже четырех тысяч.

Но несмотря на такой уровень оплаты труда, спрос на программистов в Украине до сих пор превышает предложение, отмечает журнал. Как результат - компании пытаются удержать своих работников не только зарплатами, но и "плюшками": оплаченными курсами иностранных языков, абонементами в спортзал, неограниченными снеками и даже ортопедической офисной мебелью.

К тому же, когда украинские IT-профессионалы решают уехать за границу, то сталкиваются совсем с другими реалиями: денег получают примерно столько же, сколько и в Украине, но из-за высоких налогов и цен могут позволить себе меньше. Однако это вопрос личных приоритетов, отмечает "Новое время".

"Они едут туда за другим: за социальной стабильностью, прогнозируемостью, в том числе в отношении будущего своих детей", - цитирует еженедельник Виталия Михайлова, партнера рекрутинговой компании IT Staff.

Что принесет медреформа?

Украинцы будут лечиться по-новому уже через три года - если планы и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун будут реализованы. О главных составляющих проекта рассказывает "Фокус".

Одно из основных нововведений - и врачам, и медучреждениям придется бороться за пациентов, отмечает еженедельник. "Люди в итоге получат более качественные услуги, врачи - больше денег, медицинские центры - развитие, которое будет стимулировать конкуренция, а государство - налоги", пишет издание.

Помимо общих принципов, изменится и основной метод финансирования. Как объясняет "Фокус", деньги будут направлять не напрямую в медучреждения, а в государственную страховую компанию, которая будет оплачивать лечение каждого отдельного пациента. Задача же украинцев - самостоятельно выбрать себе семейного врача, который, кстати, при полной загрузке сможет зарабатывать до 35 тысяч гривен в месяц.

Правда, у реформы немало оппонентов, в том числе и глава "Института сердца" Борис Тодуров. "Никто не видел ни экономического обоснования, ни расчетов кадрового потенциала, ни технических ресурсов отрасли, которые должны лечь в основу реформ, по крайней мере как это принято во всех цивилизованных государствах", - цитирует его заявление еженедельник.

Другие противники предложенных изменений даже заявляют, что они противоречат конституции, которая гарантирует право граждан на бесплатное лечение.

"Тем не менее, Минздрав отступать не собирается. Возможно, там делают ставку на то, что, увидев результаты первых шагов, парламент узаконит новые правила игры", - резюмирует "Фокус".

Остановить преступность в сети

Как Украина борется с интернет-мошенниками, пиратством и "суицидальными играми" в соцсетях? Об этом в интервью "Корреспонденту" рассказал и.о. главы Департамента киберполиции Виталий Паньков.

По его словам, в эту структуру обращается в среднем 200 человек в день. В основном они жалуются на мошенничество в сети, и, как говорит Паньков, таких преступников его коллеги задерживают достаточно регулярно и успешно. "Экспертиза с легкостью установит, когда заходили, куда, кто и что писал. Поэтому я бы не советовал зарабатывать мошенничеством в интернете", - отмечает он.

Как отмечает Панков, если с законодательством против мошенничества в Украине все хорошо, то проблемы с пиратством все еще присутствуют. В частности, по его словам, Украина в прошлом году попала в список стран, где авторское право не защищено законом - "где-то между Эфиопией и Россией". Хотя, продолжает чиновник, ситуация все же меняется и "по сравнению с 2012 годом прогресс уже есть".

А вот бороться со "смертельными играми" в соцсетях киберполиции трудно, комментирует Паньков. "Ограничивать доступ к таким группам мы не можем. Поэтому надо подключать учебные заведения и доносить информацию до учителей, родителей. Обычно дети вступают в такие игры, когда родители очень заняты, им не хватает времени на ребенка, в семье нет доверительных отношений" , - констатирует он.