Стивен Пайфер: Путин принял глупое решение по Сирии
Бывший посол США в Украине Стивен Пайфер в рамках Киевского форума по безопасности поделился с LIGA.net прогнозами о будущей политике США в отношении распоясавшихся режимов в Сирии и Северной Корее, а также рассказал как Украине остаться среди приоритетов администрации Трампа в условиях появления новых очагов международных конфликтов.
Пайфер, ныне занимающий пост директора направления контроля над вооружениями влиятельного Института Брукингса (США), говорит, что поддержка Украины может уменьшиться лишь в одном случае: если Украина продолжит буксовать в вопросе внедрения реформ.
- Может ли администрация Трампа продолжить авиаудары по Сирии, чтобы запугать режим Асада?
- Режим Асада получил послание: не используйте химическое оружие. Будем надеяться, режим поймет это послание и не будет использовать это оружие снова. Но я не думаю, что удары по Сирии повторятся, если только не будет снова использовано химическое оружие.
- Какой, по вашему мнению, будет реакция России на эти действия администрации Трампа?
Читай также: МИД России: США нарушают международное право
- Русские уже отреагировали негативно. И они сделали то, что я не могу назвать умным шагом. Они прекратили действие соглашения о базовой координации действий американской и российской авиации над Сирией. Это увеличивает риск инцидентов с участием российских и американских самолетов. Это глупое решение. Госсекретарь Тиллерсон будет в ближайшие дни в Москве, и может что-то еще произойти. Но то, что интересно для меня - русские разместили системы противоракетной обороны С-300 и С-400 в Сирии и они были предупреждены (об ударах Томогавками, - ред.) приблизительно за час, но не привели в действие эти системы.
- Можно ли сказать, что после отставки советника по национальной безопасности Майкла Флинна и ударов по Сирии попытки перезапустить отношения между США и Россией завершились?
- Я не уверен, что Трамп пришел к власти с желанием улучшить отношения с Россией. Что меня беспокоило, так это то, что он не намеревался требовать от России изменить неправомерное поведение. Это вызывало большое беспокойство в ноябре-декабре. За 11 недель (работы администрации Трампа, - ред.) мы слышали заявления вице-президента Майкла Пенса, министра обороны Джеймса Мэттиса... Наконец, было заявление госсекретаря Рекса Тиллерсона на встрече НАТО-Украина на уровне министров неделю назад было по содержанию словно если бы его озвучил вице-президент Байден. Я думаю, что действия администрации свидетельствуют о прямой поддержке НАТО, Украины и скепсисе в отношении России. Единственный вопрос, о котором можно догадываться - я не уверен, что за этим стоит президентское чутье. Я до сих пор хочу видеть больше подтверждений, но я менее обеспокоен относительно развития внешней политики, чем три месяца назад.
- Другая угроза, с которой столкнулись США - Северная Корея, которая усиленными темпами разрабатывает ракетно-ядерные вооружения. Ожидаете ли вы каких-то прорывов между Китаем и США в отношении этого вопроса?
- Администрация Трампа хотела бы видеть больше давления на Северную Корею со стороны Китая. Вопрос в том, пойдет ли Китай на это. Я не уверен, что мы можем изменить ситуацию только давлением. Вопрос в том, нужно ли нам снова вступить в диалог. Возможно, стоит говорить с Северной Кореей о замораживании всех ракетных и ядерных испытаний. И если мы начнем переговоры об этом, возможно, Китай будет готов оказывать давление. В любом случае, это будет тяжелый вопрос.
- Возможны ли удары по территории Северной Кореи?
- Я не могу исключить этого. Но прежде чем наносить авиаудары, будут оценивать, как развивается ситуация, что делает Северная Корея. Ответ будет очень оперативным.
- Президент Трамп не раз говорил, что нужно перераспределить расходы внутри НАТО и каждая страна должны выполнять норму о выделении 2% ВВП на оборону. Тем не менее, в Германии, например, обе крупнейшие партии, христианские демократы и социал-демократы, демонстрируют, что не намерены повышать оборонные расходы до такого уровня. И такие же тенденции есть в некоторых других странах НАТО. Как США отреагируют на это нежелание пойти на уступки?
- Договоренность о выделении 2% ВВП в НАТО достигнута давно. Это не новое положение. Трамп говорит не о внешней политике, он говорит об альянсах и их содержании. Это ведь не значит 2% в следующем году, а означает движение в этом направлении. Если европейские страны не воспримут это серьезно, я даже не знаю, что Трамп сделает.
- В рамках дискуссии на Open Security Forum высказывались мнения, что если во внешнеполитической повестке Трампа Сирия и Северная Корея выйдут на первое место, то Украина с ее противостоянием с Россией может оказаться даже не на третьем месте. Какую политику должна Украина проводить, чтобы быть одним из приоритетов для администрации Трампа?
Читай также: Дружба Путина и Трампа зашла в тупик - иностранная пресса
- Я думаю, что отношения Украины и США будут развиваться в положительном ключе, если здесь ускорятся реформы: если будет выполнена программа сотрудничества с МВФ, будут приняты сложные решения по пенсионной и земельной реформам, будет осуществлена приватизация, которая остановилась за последние пару лет, будут приняты более сильные меры по борьбе с коррупцией. Украине нужно показать США и Западу стремление к изменениям. Украина сделала много полезных вещей за последние два года: в энергетике, повысила тарифы на электричество. Однако до сих пор в восприятии Запада Украина сделала меньше, чем могла, и это делает Украину менее привлекательным партнером в восприятии Трампа. Трамп любит победителей и Украина должна стремиться быть победителем.
- Внутренняя ситуация в стране остается тяжелой, и есть много препятствий…
- Внутренняя ситуация в Украине остается тяжелой последние 25 лет. Я обеспокоен тем, что нынешнее правительство не воспринимает это серьезно и не продвигает реформы быстро. Поддержку Запада вызвало то, что сделан выбор в пользу реформ, и нельзя терять время. Поражение реформ может привести к уменьшению поддержки Украины.