Украинизация или дискриминация: МИД развеял мифы о реформе образования

Незнание государственного языка в Украине на практике означае самоизоляцию и геттоизацию нацменьшинств, отметил министр иностранных дел Павел Климкин
president.gov.ua

Министр иностранных дел Павел Климкин в интервью изданию Мадяр Немзет объяснил венграм новый закон об образовании, из-за которого Будапешт угрожает Украине санкциями вплоть до блокирования европейский устремлений Киева.

Перевод статьи опубликовал МИД Украины.

Глава МИД подчеркнул, что вопреки разгоняемой СМИ истерии упомянутый закон никоим образом не направлен против венгерской и других национальных меньшинств Украины. Главной целью этой реформы является приведение системы образования в нашей стране к нормам и стандартам Евросоюза и требованиям XXI века, а также “восстановления полноценного функционирования государственного украинского языка“.

Статья 7, в частности, предусматривает кардинальное улучшение изучения в школах национальных меньшинств государственного языка как языка межнационального общения. При этом венгры смогут параллельно учиться на венгерском.

Читай также: Народный фронт призвал венгров прекратить “антиукраинскую истерию“

“Венгерский будет и в дальнейшем использоваться в детских садах, школах и на факультетах. Вместе с тем уже в начальных классах на должном уровне будет преподаваться и государственный язык. В средней школе в обязательном порядке изучаться венгерский язык и литература, другие предметы будут подаваться венгерском или украинском, их соотношение будет дополнительно определено отдельным Законом о среднем образовании. Кроме того, на о выборе языка преподавания той или иной дисциплины решать сама школа. Венгерские выпускники и в дальнейшем смогут продолжать образование на родном языке на венгерском факультете Ужгородского университета, а также в Закарпатском венгерском институте в Берегово. В целом же новая система обеспечит полноценное знание выпускниками обоих языков - родного и государственного. Конечно, не будет запущено и английский и другие ведущие языки Евросоюза“, - рассказал министр.

Климкин отметил, что на сегодняшний день в венгерских школах на территории Украины украинский язык преподавался в таких мизерных объемах, что по окончании школы большинство венгров в местах компактного проживания меньшинства практически не могут общаться на украинском и плохо понимают этот язык. Так, в Береговском районе Закарпатья 75% выпускников не смогли сдать обязательный во всей Украине тест по государственному языку. Это значит, что они не могут в дальнейшем поступить в украинские вузы, а также не смогут найти работу в государственных учреждениях страны.

Читай также: Киевсовет украинизировал сферу обслуживания в столице

“А теперь логичный вывод: незнание украинского на практике означает для венгерской общины национальную самоизоляцию и геттоизацию. Именно такое состояние можно назвать дискриминацией, тогда как полноценное изучение государственного языка, наряду с таким же основательным владением языком родным, даст нашим венграм возможность в полной мере пользоваться всеми конституционными правами украинского гражданина. И такую возможность обеспечивает им новый Закон об образовании“, - заявил глава МИД.

Комментирую истерические заявления России об "этноциде", ущемлении русскоязычных, министр акцентировал, что речь идет не о каких-то чрезвычайных права украинского языка, а “об исправлении колониальных деформаций“.

Читай также: Порошенко: Нацменьшинства обязаны знать украинский

“Мы не хотим ничего, только оставить украинскому языку статус государственного, который венгерская имеет в Венгрии, румынский в Румынии или польский в Польше. Не более. Соответственно, новый Закон об образовании готовился с тщательным учетом норм стран - членов ЕС, релевантных международных документов и международных обязательств Украины. Чтобы окончательно развеять любые сомнения, мы передали этот Закон на экспертизу Совета Европы и Венецианской комиссии“, - подытожил он.

Напомним, 11 октября МИД Венгрии анонсировал акцию “Самоопределение для Закарпатья“. МИД Украины направил ноту протеста в Будапешт.