Вокзал для двоих
Российская глубинка, начало ХХ века. Валентин Федорович Булгаков, убежденный девственник 23 лет, поступает личным секретарем к графу Льву Толстому. К 1910 году Толстой уже не столько писатель, сколько мятежный мыслитель, скандальная знаменитость, на пороге которой круглосуточно дежурят люди с кинокамерами и фотографическими аппаратами.
В лучших друзьях у Льва Николаевича ходит некто Чертков, скользкий тип с навощенными усами. Именно он дает новому секретарю задание шпионить за графиней Софьей Андреевной, крикливой женщиной практического склада ума, крайне обеспокоенной тем, что муж собирается раздать все движимое и недвижимое имущество в пользу бедных.
В исполнении Джеймса Макэвоя, получившего известность после роли человека-козла в первых Хрониках Нарнии, Булгаков выглядит ясноглазым романтическим болванчиком и ведет себя сообразно своей наружности.
Вопреки всем предписаниям, в конфликте между духовным и материальным он занимает сторону графини, а также нарушает свой целибат с ловко колющей дрова последовательницей Толстого Машей.
Не особо вдаваясь в подробности философии Толстого, из-за которой у того была уйма проблем с церковью и властями, мало чем примечательный голливудский функционер Майкл Хоффман концентрируется на отношении писателя к любви и сексу. Фильм открывает взятая из Войны и мира цитата о любви как о форме познания, а тему пенсионерского секса в кино, можно сказать, закрывает эпизод, в котором супруги Толстые играют в курочку и петушка. Оба исполнителя главных ролей получили за свои актерские работы номинации на Оскар, однако Хелен Миррен (Толстая) полностью отодвигает Кристофера Пламмера (Толстой) на задний план.
Миррен построила свою карьеру на двух взаимоисключающих, на первый взгляд, способностях - умении виртуозно вживаться во всевозможных аристократок (от Шарлотты Мекленбург-Стрелицкой в Безумии короля Георга до Елизаветы Второй в Королеве) и склонности к хулиганству. Например, в свои 65 она не видит ничего предосудительного в том, чтобы сниматься обнаженной у арт-фотографа Юргена Теллера. Или палить из винтовки в экранизации комикса РЭД с Брюсом Уиллисом.
Последнее воскресение - идеальная площадка для обеих сторон таланта актрисы. Ее Софья Андреевна закатывает истерики, выпадает из окна и обещает броситься под поезд, получая в ответ реплику: "Тебе нужен не муж, тебе нужен греческий хор".
Главное достоинство режиссера и сценариста Хоффмана заключается как раз в том, что он сознательно понижает градус драмы каждый раз, когда его картина грозит скатиться в стандартные для байопика камлания и слезы.
Так, после выдающейся сцены с побитием фамильного сервиза графиня корчится на полу от боли в спине, лежа на обыкновенной серебряной вилке. А у ее знаменитого супруга даже на смертном одре находится удачная шутка о медийной ценности клизмы.
Можно как угодно относиться к тому, что иностранцы так и не научились правильно ставить ударения в русских именах, а их представления о России не ушли дальше березок и балалайки. Тем не менее американские киноакадемики всегда высоко ценили русскую тему. Достаточно сказать, что одним из фаворитов будущей оскаровской гонки уже сейчас считается Питер Уир, постановщик Шоу Трумена и Повелителя морей, в этом году снявший драму Обратный путь - непреднамеренный ремейк михалковских Утомленных солнцем - 2 о побеге Колина Фаррелла из ГУЛАГа накануне Великой отечественной войны.
В отличие от Уира, Хоффман избегает серьезных тем - в уютной необязательности его картины есть что-то от детективов Бориса Акунина классического периода Эраста Фандорина.
Последнее воскресение развивается как загородная лирическая комедия, лишь изредка сворачивая в сторону бергмановской драмы об аде супружеских отношений. Лев Николаевич и София Андреевна доводят друг друга до сердечных приступов и раскаиваются в этом, только когда их разделяют сотни километров железной дороги.
В итоге мораль фильма сводится к тому, что любому мужчине важно, чтобы на вокзале его встречала любимая женщина. Но едва ли для озвучивания этой прописной истины нужен был великий русский писатель.
Алексей Тарасов — кинокритик
Последнее воскресение в кинотеатрах с 11 ноября.
***
Эта колонка опубликована в №43 журнала Корреспондент от 12 ноября 2010 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу