Все там будем
В июле 2010 года украинское правительство подписало с Международным валютным фондом договор на сумму $ 15 млрд. Деньги были выделены Украине в обмен на обещание наладить ситуацию в экономике и провести реформы. Сумма малыми порциями разбита на два с половиной года. Первоочередная реформа направлена на бюджетную сферу, то есть сокращение дефицита казны и пенсионную систему. Здесь накопилась невообразимая масса проблем.
Но за исключением нескольких шагов, предпринятых накануне получения подписания договора и получение первого транша объемом почти в $ 2 млрд, в экономических реформах устрашающий застой. Украина, конечно же, сокращает дефицит бюджета, но не такими семимильными шагами, как об этом заявляет правительство. Да и улучшение ситуации в бюджетной сфере происходит преимущественно за счет восстановления экономики, а не внутренних резервов.
Спасибо экспортерам и мировому рынку. В результате эксперты МВФ, которые работали в Украине в две недели, вынуждены отложить выделение очередных $ 1,6 млрд до принятия Кабинетом Министров Украины конкретных шагов. Речь в первую очередь идет о пенсионной системе - одной из самых уязвимых сфер экономики.
Пенсионный фонд (ПФ) требует немедленных мер по снижению нагрузки на отечественную экономику. Расходы на выплату пенсий в Украине достигли 18% ВВП - один высочайших показателей в мире. В 46-миллионной стране пенсию получают более 13 млн человек - это практически треть населения. При этом заняты в трудовых буднях страны всего-то около 20 млн человек. Из них взносы в ПФ платят около 85%, или 17 млн (с учетом "единоналожников"). Вот и выходит, что на восемь человек, платящих взносы, приходится шесть пенсионеров. Из-за стремительного старения населения в дальнейшем их количество будет так же стремительно расти. Другими словами, рано или поздно пенсионную систему надо будет радикально менять. Чем раньше начнутся реформы, тем менее болезненно они пройдут для граждан страны. Хотя, очевидно, безболезненно реформировать отрасль не удастся.
Повышение пенсионного возраста ожидаемо стало самым резонансным вопросом. Частично это произошло из-за недостатка информации. В громкой дискуссии о целесообразности нововведения многие не услышали или не захотели услышать, что повышение возрастной планки должно проводиться постепенно - по полгода в течение десяти лет. Еще один немаловажный аргумент в защиту непопулярной идеи - пенсионный возраст украинок один из самых низких в Европе, а продолжительность жизни после ухода на заслуженный отдых одна из самых высоких, в среднем 25 лет (у мужчин - 14).
Чисто по-человечески мне также совсем не хочется, чтобы украинские женщины выходили на пенсию в 60 лет вместо 55. Но у меня есть понимание необходимости такого шага, поскольку в противном случае к моменту моего выхода на пенсию ПФ может стать неплатежеспособным или будет платить такой мизер, что останется лишь завидовать сегодняшним пенсионерам. Это именно та долгосрочная мера, положительное воздействие которой будет увеличиваться из года в год.
Конечно, реформа не должна ограничиваться исключительно повышением возрастной планки. Нужны и другие шаги, которые позволят сократить дефицит Пенсионного фонда в ближайшие годы. Например, увеличить трудовой стаж для получения пенсии в полном объеме до 30 лет для женщин и 35 для мужчин, а также ввести систему "бонусов" для тех, кто продолжает работать в пенсионном возрасте. Этого также требует от Украины МВФ. В дополнение неплохо было бы ограничить максимальные пенсии, которые платят бывшим чиновникам и депутатам, а также обрезать количество специальных пенсий, составляющих значительную часть всех пенсионных выплат. Но прогресса пока не видно ни по одному из направлений.
Украинские власти затягивали вопрос реформирования пенсионной системы не один год и могли бы безболезненно тянуть кота за хвост еще пару лет, если бы не одно но. Государственный долг. За два кризисных года он вырос в три раза - с $ 17 млрд в сентябре 2008 года до $ 51 млрд в сентябре текущего. По соотношению долга к ВВП, который к концу года достигнет 40%, Украина все еще неплохо выглядит на фоне соседей (в Польше в 2009 году этот показатель составил 51% ВВП, а в Венгрии - 78%), не говоря уже о странах развитой Европы (Германия - 73%, Греция и Италия - 115%). Однако сроки погашения долга не за горами.
Начиная с 2012 года Украина должна начать выплачивать долг МВФ, полученный еще в 2008-2009-м. Пик платежей из бюджета придется на 2013-й, когда правительство должно будет вернуть внешним кредиторам $ 3,9 млрд, из них $ 2,5 млрд - МВФ. Для сравнения: в 2004-2009 годах платежи не превышали $ 1,6 млрд.
С учетом состояния пенсионной системы вероятность того, что к 2013-му доходы государства превысят расходы и избыток можно будет направить на погашение долга, ничтожно мала. Скорее всего, правительству нужно будет перезанимать у частных кредиторов, чтобы рассчитаться с МВФ. Для того чтобы у иностранных инвесторов осталось желание кредитовать Украину, нужно снижать дефицит бюджета и Пенсионного фонда. Иначе страна рискует занять "почетное" место рядом с беднейшими африканскими странами, как то Замбия, Конго и Эфиопия, которые не смогли расплатиться с МВФ. Очень не хотелось бы.
Елена Белан - главный экономист инвесткомпании Dragon Capital.
***
Эта колонка опубликована в №44 журнала Корреспондент от 19 ноября 2010 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу