Гарри, моя звезда
Впервые на большом экране Гарри Поттер появляется в виде свертка на пороге дома своих дяди и тети. В следующей сцене ему уже 11, он диккенсовской сироткой просыпается в чулане под лестницей, чтобы вечером узнать о своих колдовских талантах и получить приглашение в школу для магов Хогвартс. С тех пор незаметно прошло девять лет.
Спецэффекты становились все убедительнее. Исполнители главных ролей постепенно обрастали бородами и примеряли первые в своей жизни лифчики. Темные оттенки серого, синего и коричневого вытесняли с экрана все остальные цвета по мере того, как сгущались сюжетные краски, и уже даже Стивен Кинг уговаривал писательницу Джоан Роулинг не убивать Поттера в финале. Ну а рядовые зрители все больше запутывались в дементорах и крестражах.
Разрываясь между готическим триллером и комедией в стилистике журнала Ералаш, создатели сериала вывели диковатый гибрид этих двух жанров, и именно таким монстром он войдет в историю кино.
Необходимость разделить последний том поттерианы на два фильма стала расплатой за то, что у задействованных в сериале режиссеров никогда не хватало терпения внятно изложить факты, пока в кадре постоянно что-нибудь летало и гремело. Разрываясь между готическим триллером и комедией в стилистике журнала Ералаш, создатели сериала вывели диковатый гибрид этих двух жанров, и именно таким монстром он войдет в историю кино.
Сама Роулинг мечтала, чтобы Гарри Поттером занялся взбалмошный визионер Терри Гиллиам, стоящий за Двенадцатью обезьянами и Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе, однако лучшее, что она получила, - ультрамодный по состоянию на 2004 год мексиканец Альфонсо Куарон. Он переодел героев в джинсы и спортивные куртки и откровенно наплевал на хитросплетения сюжета, тогда как этой литературой тоже есть за что восхищаться.
В своих книгах либералка Роулинг критиковала кастовую систему частных английских школ. Она сделала одним из действующих лиц трусливого премьер-министра Великобритании еще до отставки Тони Блэра. В конце концов, она прослыла Кассандрой, после того как выдуманная ею атака злых сил на Миллениум-бридж совпала с настоящими взрывами в центре Лондона.
Что же касается киноверсии, то тут можно вспомнить разве что несмешной анекдот о Леониде Парфенове, который якобы поплатился своей телевизионной карьерой за то, что в одном из выпусков Намедни нашел внешние сходства между Владимиром Путиным и одетым в старую наволочку домашним эльфом Добби.
Поттер - идеальное зеркало для поколения нулевых. Он жертва обстоятельств и почти никогда не принимает самостоятельных решений, а в новом фильме даже волшебная палочка действует без его ведома.
Продюсеры напрасно потревожили снявшуюся в эпизодах элиту британской актерской школы, начиная с Рэйфа Файнса в гриме безносого Темного Лорда и заканчивая Имельдой Стонтон, министерской чиновницей с характерным для этой должности обаянием ядовитой змеи. Хуже всего, что киноэпопея о волшебнике-недоучке породила моду на халтурные экранизации бестселлеров вроде Сумерек, успех которых гарантирован армией фанатов подросткового возраста.
Это не помешало компании Warner Bros. провозгласить Дары Смерти "кинособытием целого поколения", но тут, как ни странно, они не преувеличивают ни на йоту.
Поттер - идеальное зеркало для поколения нулевых. Он жертва обстоятельств и почти никогда не принимает самостоятельных решений, а в новом фильме даже волшебная палочка действует без его ведома. По примеру большинства звезд 2000-х его популярность обусловлена каким-то пустяком - шрамом на лбу в форме молнии и сопутствующим пиаром. Если так разобраться, развязка Даров Смерти - единственная для него возможность проявить характер и не разочаровать поклонников, которые с первого романа разглядели в нем Христа. Тем более что миру магов срочно нужен спаситель.
Сраженный заклятием "авада кедавра" наставник Поттера профессор Дамблдор лежит в красивом белом гробу. Шипящий от ярости колдун Волдеморт собирает армию сторонников, в схватке с которой первой погибает ни в чем не виноватая белоснежная сова. Гарри с друзьями Роном и Гермионой вынуждены при минусовой температуре скитаться по живописной британской провинции в поисках частичек души Волдеморта, расфасовавшего их по различным предметам старины. Треть фильма занимает самый утомительный раздел последнего романа Роулинг, в котором герои в буквальном смысле топчутся на месте, закатывая друг другу сцены ревности в палатке посреди поля.
Жаловаться, наверное, не на что: с самого начала было известно, что последние приключения Поттера переживут далеко не все. Только никто не предупреждал, что смерть будет от скуки.
Алексей Тарасов - кинокритик.
***
Эта колонка опубликована в №44 журнала Корреспондент от 19 ноября 2010 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу