Пожилые японцы готовы бороться с радиацией
Ямада верит, что проживет еще несколько счастливых лет. "Я умру, прежде чем меня поразит рак", - говорит Ямада,
Ямада, проработавший 28 лет в компании Sumitomo Metal Industries, говорит, что работа на Фукусиме слишком сложная и важная, чтобы оставить ее выполнение исключительно компании-оператору Tokyo Electric Power.
Он хочет, чтобы японское правительство пустило на АЭС его команду пожилых добровольцев, состоящую из гражданских инженеров и строителей, готовых работать за идею, наподобие Красного Креста.
Власти сначала без энтузиазма восприняли это предложение. Госи Хосоно, помощник премьер-министра Наото Кана, окрестил группу Ямады корпусом самоубийц, отмечает агентство.
Но в конце мая на встрече в офисе TEPCO Хосоно стал уже менее категоричен, учитывая растущие опасения о здоровье молодых рабочих, уже занятых на Фукусиме. В минувшие выходные трое рабочих получили на станции тепловой удар, а доза облучения как минимум двоих значительно превысила установленную властями норму, что грозит им раком и другими болезнями.
"Проблема в том, что первая волна рабочих шла за деньгами. Они не оспаривали - и не могли - условия работы", - отмечает Ямада, руководящий своим проектом из крохотного офиса, расположенного недалеко от штаб-квартиры TEPCO.
"Поскольку мы не ждем вознаграждения, мы можем говорить на равных", - отмечает он, добавляя, что они потребуют от оператора придерживаться самых высоких стандартов безопасности.
Tokyo Electric планирует навсегда закрыть три реактора, на которых произошло частичное расплавление топливных стержней, к январю 2012 года. После этого, по мнению экспертов, понадобится десять или более лет для того, чтобы убрать уран и плутоний и сделать станцию безопасной.
Кацухико Исида, 63-летний строитель из префектуры Сига, записался в команду Ямады. В молодости он помогал строить внешнюю оболочку первого реактора Фукусимы и сейчас говорит, что его одолевают "непростые чувства", когда он смотрит, как ее уничтожило взрывом водорода после землетрясения и цунами 11 марта.
"Я сказал жене, что хочу поехать туда, - говорит он. - Она сказала, чтобы я делал то, что должен".
В понедельник Ямада встретился с министром торговли Банри Каэдой, чье ведомство контролирует агентство по ядерной безопасности Японии. По его словам, их идея нашла понимание у министра. "В зависимости от ситуации, бывает необходимость в самоубийцах. Но это последнее средство, - сказал Ямада. - Я сам готов пойти на это добровольно, но каждый должен решить за себя сам".