Ходорковский отдал дань памяти Алексаняну в день похорон
"Ему предложили сделку: вы даете нужные показания на руководство компании, и мы вас отпускаем лечиться. Вам же это необходимо", - пишет экс-глава ЮКОСа.
у себя дома в Москве в возрасте 39 лет от осложнений, вызванных СПИДом. Его похороны проходят в четверг на Хованском кладбище на юге российской столицы.
Сам Ходорковский отбывает наказание по второму уголовному делу против него в исправительной колонии №7 в карельском городе Сегежа.
Выпускник Гарвардского университета, вице-президент крупнейшей на тот момент нефтяной компании в России, Василий Алексанян был арестован в 2006 году совместно с другими топ-менеджерами ЮКОСа по обвинениям в отмывании денежных средств и в хищении чужого имущества.
Он провел в заключении около 2,5 лет.
Адвокаты неоднократно требовали изменить меру пресечения, так как здоровье Алексаняна на глазах ухудшалось. Он заболел туберкулезом и почти потерял зрение.
По словам адвокатов Алексаняна, в тюремной больнице его приковывали наручниками к койке.
Михаил Ходорковский объявлял голодовку в поддержку Алексаняна и требовал его перевода в гражданское медицинское учреждение.
В декабре 2008 года Мосгорсуд освободил Алексаняна под залог в 50 млн рублей, после чего его положили в больницу.
Меду тем дело прекращено не было, а тяжело больного Алексаняна регулярно доставляли в зал суда.
Летом 2010 года суд прекратил уголовное преследование Алексаняна в связи с истечением срока давности, но и не установив и не опровергнув виновность подсудимого.
"Вася совсем не был святым, любил широко гульнуть, любил красивые машины, женщин. В общем, он любил жизнь во всех ее проявлениях, при этом оставаясь крепким, абсолютно надежным профессионалом", - пишет Ходорковский в "Новой газете".
По словам экс-главы ЮКОСа, Алексаняну "угрожали, ведь он реально мешал грабить": "Но, будучи юристом до мозга костей, Вася до конца не верил в правовой беспредел. Он надеялся, что, действуя по закону, возможно отстоять права десятков тысяч акционеров ЮКОСа".
"Только когда уже ничего нельзя было поправить, под давлением возмущенной общественности, Васю перевели в больницу, приковав больного, которому делают химиотерапию от рака, наручниками к кровати. Это - люди? Он не сдался. Он боролся в суде, а судьи, раз за разом, отказывались остановить процесс, чтобы дать возможность Васе нормально лечиться, отказывались выпустить его из тюрьмы, "не доверяя" медикам, говорившим, что человек умирает", - написал Ходорковский.