Пресса России: Южная Осетия показала слабость Кремля

Обзор материалов российской прессы за 29 ноября 2011 года.

В обзоре российских газет:

"Президентские выборы в Южной Осетии завершились сенсацией". "Москве и со второй попытки не удалось провести в президенты Южной Осетии своего кандидата". Так "Коммерсант" и "Независимая газета" пишут об итогах президентских выборов в Южной Осетии.

"Коммерсант" рассказывает, что в понедельник ЦИК республики огласил предварительные итоги, согласно которым победу одержала оппозиционный кандидат Алла Джиоева. Но при этом газета отмечает, что после окончания голосования победу стали праздновать в штабах обоих кандидатов.

Штаб Анатолия Бибилова апеллировал к результатам экзит-поллов, которые были обнародованы после 20 часов воскресенья и предрекали ему уверенную победу, а соратники Аллы Джиоевой просто утверждали, что она "существенно выигрывает".

"Коммерсант" пишет, что около полуночи глава ЦИКа Южной Осетии Белла Плиева огласила первые итоги - лидировала Алла Джиоева с отрывом в 3 тысячи голосов.

"Учитывая, что всего в республике проголосовало 26 тысяч избирателей, а в первом туре разница между кандидатами измерялась парой десятков голосов, разрыв был внушительным. К утру он еще более увеличился", - отмечает газета.

Впрочем, официальные итоги голосования так и не были объявлены.

"Коммерсант" со ссылкой на слова руководителя медиацентра "Ир" Ирины Гаглоевой пишет, что ситуация в республике очень напряженная.

"Мне постоянно звонят из районов и спрашивают, кто победил и почему не объявляют результаты, - цитирует газета Гаглоеву. - Никто не знает, где находятся руководители республики и кандидат Бибилов, они не выходят к людям, нет никакой информации, и это очень нервирует людей".

По ее мнению, выборы закончились "фактической победой Аллы Джиоевой при абсолютном согласии с этим всех наблюдателей", а действия властей руководитель медиацентра назвала агонией, вызванной страхом "потерять кресло".

Как заявил "Коммерсанту" на условиях анонимности один из чиновников местной администрации, "победа Аллы Джиоевой по закону может быть оспорена в суде, и, если будет доказан подкуп избирателей, итоги голосования по ряду участков, где были зафиксированы нарушения, могут быть аннулированы".

Приводит газета и объяснения чиновника, чем победа Аллы Джиоевой пугает власть: "Если эта дама победит, мы покажем Москве и лично Дмитрию Анатольевичу Медведеву, что его мнение ничего для нас не значит. РФ это примет, но выводы сделает. Мы почти два года жили в условиях, когда Москва и руководство Южной Осетии не доверяли друг другу, нам не поступали деньги, республика не восстанавливалась. Неужто мы снова этого хотим?"

"Проигрыш в маленькой Южной Осетии, целиком зависящей от России, опасен для Москвы накануне парламентских и президентских выборов - он демонстрирует слабость Кремля", - делает вывод "Коммерсант".

"Независимо от решения Верховного суда [Южной Осетии], на которое надеется кремлевский кандидат в президенты Южной Осетии, а иных надежд, похоже, уже нет, ясно одно: московский сценарий выборов в республике, буквально всем обязанной России, не прошел", - пишет по этому поводу "Независимая газета".

"Претендующая на роль супердержавы страна оказалась не в состоянии и со второй попытки легитимно усадить своего ставленника в кресло президента республики с населением, официально едва превышающим 50 тысяч", - добавляет "НГ".

"Премьер Владимир Путин – первый кандидат в президенты России, который выступит на выборах с собственной структурированной программой", - пишет "Независимая газета".

Издание отмечает, что до сих пор ни один из кандидатов от власти – ни Путин, ни Медведев - не представлял гражданам какую-либо программу в виде реального документа.

Впрочем, газета отмечает, что программа Путина - не столько его, сколько партии власти. В основе документа - Народная программа Общероссийского народного фронта, по сути являющаяся компиляцией речей президента и премьера на съезде "Единой России" 24 сентября.

Член научного совета Фонда Карнеги Николай Петров говорит на страницах "Независимой", что нынешняя кампания Путина действительно будет проходить в иных условиях, чем в 2000 году. Тогда чувствовалась усталость от правления Бориса Ельцина, а в 2004-м в пользу кандидата в президенты говорили экономические успехи страны.

"Сейчас ничего этого нет, так что появление программы - это "некая мина при плохой игре", - пишет "НГ".

Газета приводит мнение секретаря ЦК КПРФ Вадима Соловьева, который считает, что Путину трудно было бы идти без программы на фоне других кандидатов.

Но Николай Петров полагает, что более важным является другое соображение: "Путин должен хотя бы как-то аргументировать свое возвращение во власть".

"Дума окончательно перестала быть местом для принятия решений, а мандат больше не гарантирует неприкосновенности", - пишет в свежем номере газета "Ведомости". Этими причинами она объясняет тот факт, что каждый девятый депутат Думы пятого созыва досрочно сменил место работы.

C февраля 2008 года место работы поменял 51 депутат Госдумы, абсолютное большинство из них - единороссы. Как отмечает издание, это сопоставимо с численностью целой фракции: например, во фракции "Справедливой России" 38 человек, у ЛДПР - 40 человек.

Многие променяли место в Охотном Ряду на кресла в региональных администрациях. Пять депутатов-единороссов попали в "медведевский призыв" и стали губернаторами.

"Губернаторами становились и депутаты предыдущих созывов, но такого массового бегства, да еще и чиновниками в региональные администрации, не было", - пишут "Ведомости" со ссылкой на слова депутата третьего созыва Бориса Надеждина.

"В ситуации, когда Госдума ослаблена, работа в исполнительной власти престижна - там принимаются реальные решения", - объясняет Надеждин логику перехода народных избранников в правительственные структуры.

Четыре думца сменили свои мандаты на кресла региональных депутатов.

"Раньше это можно было считать понижением, отмечают "Ведомости" со ссылкой на мнение политолога Александра Кынева, - но сейчас региональный депутат влияет на политику и кадровые решения, а законодательные собрания более самостоятельны в смене своих уставов, чем Дума".

"Лучше быть значимым в родном регионе, чем одним из 450", - признавался "Ведомостям" единоросс, ушедший в заксобрание.

Некоторые депутаты Госдумы вернулись в бизнес-структуры, в которых работали до избрания в парламент. Александр Кынев связывает это со снижением влиятельности Думы и возможности бизнес-лоббистов влиять на принимаемые решения.

Еще одним фактором, снизившим для бизнесменов ценность депутатского мандата, газета называет то, что он больше не гарантирует иммунитета от преследования со стороны правоохранительных органов.

Впрочем, "Ведомости" называют и самых успешных лоббистов среди депутатов: согласно данным думской базы, успешнее всех лоббировал свои законопроекты председатель комитета по строительству и земельным отношениям Мартин Шаккум (коэффициент эффективности - 80,17%), на 2-м месте - его коллега по комитету по госстроительству Владимир Плигин (74%).

Газета "Коммерсант" пишет, что жертвоприношения в России хотят прописать в законах. Например, за обрядовое убийство барана теперь можно будет получить 15 суток ареста.

В частности, возможность введения штрафов и административного ареста за проведение религиозных обрядов с жертвоприношениями обсудили депутаты Мосгордумы. Такая идея возникла после массового празднования в Москве мусульманского праздника Курбан-байрам.

Проект поправок к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" и Кодексу об административных правонарушениях внесли в Госдуму депутаты от ЛДПР Игорь Лебедев и Сергей Иванов.

Они предлагают закрепить понятие религиозного обряда "с насильственными действиями в отношении животного" и разрешить проводить их дома, в храмах и специальных местах для богослужений.

Обряды в остальных местах предлагается согласовывать с властями по примеру митингов и шествий. Нарушителей предлагают штрафовать на 500- 1000 рублей, а организаторов мероприятий - на сумму до 2 тыс. рублей.

Если обряды с жертвоприношением проводятся вблизи школ и детсадов, это грозит их организаторам административным арестом на срок до 15 суток.

"Мы хотим принять меры против того, что происходит на Курбан-байраме, когда с утра собираются десятки тысяч человек, перекрывается движение, а детям, идущим в школу, приходится видеть, как режут баранов", - приводит газета доводы Лебедева.

"Коммерсант" приводит мнение главы комиссии Мосгордумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Антона Палеева, который говорит о нестыковках нового законопроекта с Уголовным кодексом.

Например, ст. 245 УК РФ предусматривает штрафы до 300 тыс. руб. за жестокое обращение с животными. "А тут, получается, будут платить 2 тыс. рублей и резать", - говорит депутат.

Главный научный сотрудник Института религии и права Анатолий Пчелинцев считает, что проект "не выдерживает критики".

"В стране нет религии с человеческими жертвоприношениями, где, например, бросали бы людей на кол. А согласно этой инициативе, прилюдно людей приносить в жертву нельзя, а в специальных помещениях - можно", - приводит его мнение "Коммерсант".

Обзор подготовил Олег Савин, Служба мониторинга Би-би-си