Таджикские теологи подают в суд на главного муфтия страны

Известные в Таджикистане проповедники - братья Тураджонзода - подали иск против муфтия и заявили, что позиция властей страны может привести к усилению позиций радикального ислама.

Причиной иска стало обращение высшего религиозного органа страны Совета улемов Таджикистана к таджикским властям. В нем представители официального духовенства попросили наказать братьев за то, что в день Ашуры они, согласно шиитской традиции, почтили память внука пророка Мухаммеда имама Хусейна.

Убийство имама стало отправной точкой разделения мусульман на суннитов и шиитов. Подавляющее большинство таджикских мусульман - сунниты ханифитского толка.

После дня Ашуры в мечеть "Мухаммадия" прибыли представители официального духовенства и комитета по делам религии Таджикистана. Однако прихожане не захотели их слушать и начали свистеть.

После пятничной молитвы в этот день группа прихожан была арестована и осуждена на десять суток ареста за выкрики в стенах мечети "Аллах акбар!". Еще несколько прихожан были оштрафованы. Власти также запретили службы в мечети Мухаммадия.

Однако скандал продолжает развиваться.

По официальным данным, 18 настоятелей мечетей были сняты со своих должностей за неповиновение: священнослужители не согласились во время пятничных богослужений публично зачитать заявление Совета улемов, в котором они обвиняют братьев Тураджонзода в пропаганде нетрадиционных для Таджикистана религиозных течений.

Братья Тураджонзода обратились в генеральную прокуратуру с жалобой на действия сотрудников МВД и Государственного комитета национальной безопасности Таджикистана, которые пытались помешать проведению пятничного богослужения 9 декабря.

По мнению Ходжи Акбара Тураджонзоды, одного из братьев-проповедников, позиция властей страны может привести к усилению позиций радикального ислама.

"В ситуации в странах, где сегодня актуальна проблема радикализма, во многом виноваты власти, – говорит Тураджонзода. – Они своими действиями провоцируют молодежь, которая не видит законного решения собственных проблем. В отсутствии выхода из сложной ситуации молодые решаются на радикальные меры".

Независимые наблюдатели тем временем отмечают, что возможность диалога между противоборствующими сторонами становится все менее реальной.

"В последнее время есть ощущение, что стороны уже не могут говорить друг с другом, – считает Марк Фамагалли, представитель международной миротворческой организации International Alert в Таджикистане. – Одна сторона считает, что общение не нужно, а вторая потеряла надежду, что диалог возможен. В этой ситуации было бы неправильно ругать только власти. Они действительно опасаются роста радикализма. Во многом эти опасения оправданы. Однако ужесточение мер против потенциальных противников может дать обратный эффект".

В Таджикистане всё чаще звучат опасения, что публичное обсуждение взаимных претензий священнослужителей может спровоцировать религиозную рознь между мусульманами. В то же время позиция государства, поддерживающего официальное духовенство, может стать поводом для роста протестных и радикальных настроений среди таджикской молодежи.

По данным исследования, проведенного таджикскими общественными организациями, в стране пока нет угрозы радикализации, хотя быстрыми темпами идет процесс исламизации.

Политолог Парвиз Муллоджонов объясняет, что таджикская молодежь в целом аполитична, а массовое увлечение религией объясняется тяжелым социально-экономическим положением в стране, трудовой миграцией и кризисом ценностей традиционного общества.

"Если ты родился в семье рабочих, то ты вынужден тоже стать рабочим. У тебя нет денег на образование, достойное медицинское обслуживание, – говорит Муллоджанов. – Наше общество напоминает замкнутый круг. Вот эта безысходность толкает молодежь на радикальные шаги по изменению своей жизни".

В результате влияние ислама становится в таджикском обществе всё более заметным.

При этом официальное мусульманское духовенство, подконтрольное властям, среди молодежи непопулярно – в отличие от молодых теологов, получивших образование в странах мусульманского Востока. При этом такие богословы могут придерживаться как либеральных исламских взглядов, так и крайне радикальных – в зависимости от того, в каких школах они обучались.

Рустем Тахиров, исполнительный директор общественной организации "Молодежь нового века", отмечает, что на настроения молодежи влияет духовенство, позиции которого иногда не совпадают с современными ценностями.

"Всё больше молодых людей посещают мечети и после проповедей порой заметно агрессивное поведение людей, в особенности по отношению к женщинам, которым не разрешают учиться и работать, – считает Тахиров. – В стране немного действительно грамотных священнослужителей. Но главная причина радикализации общества – это массовая безработица".

Аналитики указывают, что столкновение между сторонниками светского и религиозного образа жизни в Центральной Азии неизбежно, если не будет налажен диалог между просвещенным исламом и интеллигенцией.

Кроме того, эксперты уверены, что нередко власти намеренно создают образ врага для борьбы с инакомыслием и оппозицией, которой придают религиозный характер.

"Общество условно поделили на светское и религиозное, но это политическое оформление позиций, – считает исламовед Абдулло Рахнамо. – Важно понять, что сейчас не идет борьба между верой и неверием, исламом и его противниками".