Яшин: акцию с плакатом против Путина готовили неделю

Оппозиционеры из российского движения "Солидарность" вывесили в среду утром напротив Кремля плакат с надписью "Путин, уходи" и перечеркнутым изображеним Владимира Путина. Спустя час плакат сняли сотрудники МВД. Никто из участников акции не был задержан.

Один из участников акции - лидер "Солидарности" Илья Яшин рассказал Русской службе Би-би-си о том, как шла подготовка к вывешиванию плаката.

Илья Яшин: Нужно было найти точку повыше, найти место, где напечатать этот баннер, прошить его соответствующим образом, и, самое главное, проинструктировать людей таким образом, чтобы каждый из них очень четко знал свою роль и свое собственное, конкретное техническое задание. Тренировка заняла примерно неделю.

Мы практически каждый день тренировались, что было очень важно. Я как лидер организации несу ответственность за все это, и я должен был быть абсолютно уверен, что люди не рискуют жизнью, что они готовы к этой акции. Работать на скользкой крыше на высоте 30 метров довольно тяжело, особенно в условиях такого мороза.

Би-би-си: У вас были карабины, какие-то крепления, чтобы люди не упали?

И. Я.: Конечно. Там была целая технология – мы специально привлекли профессионального альпиниста, который помог нам разработать техническое оснащение, помог разработать планы, инструктировал людей по технике безопасности и по размещению баннера. Это была такая серьезная операция и я очень рад, что нам это удалось сделать.

Би-би-си: Сколько же весил этот стосорокаметровый баннер?

И. Я.: На самом деле он не так много весил – 14-15 килограммов – и один из наших парней, такой, покрепче, он его просто на спине тащил вверх по пожарной лестнице, после чего мы его начали разворачивать на щите.

Би-би-си: Но вам повезло, что ветра не было…

И. Я.: Ветер был, но умеренный. Я стоял внизу, и мне сверху сбрасывали шнурок, я собственно баннер привязывал внизу, и первый порыв ветра который подул в этот образовавшийся парус едва не сбил меня с ног! Было довольно сложно этот шнурок удержать и обмотать вокруг столба первый раз. Потом стало, конечно, гораздо проще. Но первый порыв паруса создал этот эффект паруса, а это создало определенные риски.

Би-би-си: То есть люди, которые были вызваны снимать ваш баннер, должны были практически повторить ваш альпинистский подвиг?

И. Я.: На самом деле их подвиг значительно превосходит наш. Я был уверен, что снимать баннер поручат людям, прошедшим соответствующую подготовку - сотрудникам МЧС, либо каких-то спецслужб, людям, которые имеют какую-то страховку, и так далее. Но журналисты, которые находились на точке обзора и фотографировали примерно полтора часа, как этот баннер снимали, зафиксировали, что этим занимались обычные сотрудники полиции, без какой-либо страховки - их просто послали на крышу и заставили снимать этот баннер.

Это очень опасно. Я как человек, который был несколько раз на этой крыше, могу сказать, что жизнью сотрудников полиции начальство просто бездумно рисковало, и меня это повергло просто в оторопь и возмущение. Почему нельзя было дождаться сотрудников МЧС, я совершенно не понимаю, но, видимо, начальство было в такой ярости, что потребовало снимать баннер немедленно, даже рискуя жизнью и здоровьем своих сотрудников.

Би-би-си: А авторов баннера вычислили?

И. Я.: Мы и не скрывались – мы не террористы и не экстремисты и совершенно не стремились к анонимности. Мы, естественно, эту акцию заранее не анонсировали, чтобы ее не пресекли, но когда журналисты задавали вопросы, я не скрывал, что был организатором, назвал своих товарищей.

Мы просто выразили свою гражданскую позицию, пусть и в такой своеобразной форме. Мы сделали это, возможно, в несколько эпатажной форме, но абсолютно в соответствии с действующим законом и конституцией. Мне кажется очень важным демонстрировать обществу то, что мы ни от кого не прячемся.

На мой взгляд в вывешивании плаката нет ничего незаконного, но если нас вызовут в суд и оштрафуют за проведение несанкционированного пикета, я, как порядочный гражданин, буду готов оплатить штраф в 500 рублей. В соотвествии с этой статьей административного кодекса. Ничего страшного и особо криминального я здесь не вижу.